Тема: Календари природы и погоды, дневники наблюдений.
План:
Общая характеристика календарей природы и погоды их значение.
Формы работы с календарями природы. Разновидности календарей и методика работы с ними.
Фиксация наблюдений.
Общая характеристика.
Календарь является разновидностью простейших моделей. Сущность его заключается в отображении объектов и явлений природы в их развитии.
Значение:
Календарь является наиболее совершенным средством фиксации наблюдения;
Помогает в проведении длительных наблюдений за переменными объектами и явлениями природы;
Используются для закрепления, уточнения, систематизации знаний детей, полученных во время наблюдения;
Учит сравнивать зафиксированные явления, прослеживать изменения, взаимосвязи особых компонентов, устанавливать причинные связи, простейшие закономерности.
Формы работы с календарями природы. Разновидности календарей и методика работы с ними.
1.В повседневной жизни (для фиксации наблюдений);
2.На занятиях (наглядное пособие обучения);
Календари, как наглядное пособие могут быть использованы:
- для сравнения однотипных явлений (сравнение осенних явлений за 2 года);
- для сравнения разнотипных явлений (сравнение осенних и зимних явлений).
Разновидности календарей и методика работы с ними.
1.Календарь наблюдения за погодой (2 младшая, средняя группа)
Дополнительно должна быть картонная кукла с набором одежды на все сезоны:
- помогает выделить степень тепла и холода;
- вносит игровые элементы в деятельность детей.
После прогулки дети ворочают стрелку и одевают согласно погоде куклу.
Нужно разнообразить игровую ситуацию. Куклу одеть утром до или после прогулки.
2.Календарь наблюдений за сезонными явлениями в природе (старшая группа).
Заполняется каждый день на протяжении месяца.
Графа погоды заполняется на протяжении недели ежедневно по следующим параметрам:
Графа «состояние живой природы» заполняется рисунками детей в конце недели. На рисунке всегда отображается одна и та же местность. Символически должны быть отображены птицы.
3.Календарь наблюдения за птицами (все группы).
Для закрепления и уточнения знаний детей о зимующих птицах.
Проводятся на протяжении 2 недель в разгар зимней подкормки птиц.
В младшей и средне группах после наблюдения дети вместе с воспитателем находят картинки с отображением птиц и устанавливают их в соответствующие прорези на календаре.
В старшей группе дополнительно к картинкам фиксируются галочками разного цвета птицы, которые пролетали над участками.
4.Календарь наблюдения за ростом растений (старшая группа).
Один раз в неделю под руководством воспитателя делают зарисовки конкретного растения, за которым ведут продолжительное наблюдение и отображают условия, при которых растение развивается: состояние погоды, трудовые действия.
Серия сторон календаря собранных в ширму является графической моделью развития конкретных растений.
Условные обозначения ( см.распечатку)
Для продолжительного наблюдения выбирается быстрорастущее растение – овощ (редиска, укроп)
3.Фиксация наблюдений.
Фиксация наблюдений используется с целью закрепления, уточнения и систематизации знаний, приобретенных во время наблюдений.
Выделяют следующие виды фиксаций:
Календарь природы – наиболее доскональное средство фиксации;
Виды изобразительной деятельности: зарисовки наблюдаемых объектов и явлений с натуры и по памяти;
Гербарии (ст.гр.) бывают:
- название по месту сбора (цветы луга);
- по времени цветения (весенние цветы);
- фазы развития растения (как рос горох);
- по сплочению растений (растения леса).
4. Коллекция крупных семян (бобовые, плоды деревьев);
5. Рассказ об увиденном (установление объёма знаний)
6. Игры:
- Дидактические игры («Цветочный магазин»);
- Сюжетно – ролевые игры (свиноферма);
- Подвижные игры;
- Игры с игрушками (вертушка, кораблики).
7. Ведение дневника наблюдения за растениями.