СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Календари природы и погоды, дневники наблюдений.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Календари природы и погоды, дневники наблюдений.»

Тема: Календари природы и погоды, дневники наблюдений.


План:

  1. Общая характеристика календарей природы и погоды их значение.

  2. Формы работы с календарями природы. Разновидности календарей и методика работы с ними.

  3. Фиксация наблюдений.


  1. Общая характеристика.

Календарь является разновидностью простейших моделей. Сущность его заключается в отображении объектов и явлений природы в их развитии.

Значение:

  1. Календарь является наиболее совершенным средством фиксации наблюдения;

  2. Помогает в проведении длительных наблюдений за переменными объектами и явлениями природы;

  3. Используются для закрепления, уточнения, систематизации знаний детей, полученных во время наблюдения;

  4. Учит сравнивать зафиксированные явления, прослеживать изменения, взаимосвязи особых компонентов, устанавливать причинные связи, простейшие закономерности.


  1. Формы работы с календарями природы. Разновидности календарей и методика работы с ними.

1.В повседневной жизни (для фиксации наблюдений);

2.На занятиях (наглядное пособие обучения);

Календари, как наглядное пособие могут быть использованы:

- для сравнения однотипных явлений (сравнение осенних явлений за 2 года);

- для сравнения разнотипных явлений (сравнение осенних и зимних явлений).


Разновидности календарей и методика работы с ними.

1.Календарь наблюдения за погодой (2 младшая, средняя группа)

Дополнительно должна быть картонная кукла с набором одежды на все сезоны:

- помогает выделить степень тепла и холода;

- вносит игровые элементы в деятельность детей.

После прогулки дети ворочают стрелку и одевают согласно погоде куклу.

Нужно разнообразить игровую ситуацию. Куклу одеть утром до или после прогулки.

2.Календарь наблюдений за сезонными явлениями в природе (старшая группа).

Заполняется каждый день на протяжении месяца.

Графа погоды заполняется на протяжении недели ежедневно по следующим параметрам:

  • Состояние неба;

  • Наличие или отсутствие ветра;

  • Степень тепла и холода.

Графа «состояние живой природы» заполняется рисунками детей в конце недели. На рисунке всегда отображается одна и та же местность. Символически должны быть отображены птицы.

3.Календарь наблюдения за птицами (все группы).

Для закрепления и уточнения знаний детей о зимующих птицах.

Проводятся на протяжении 2 недель в разгар зимней подкормки птиц.

В младшей и средне группах после наблюдения дети вместе с воспитателем находят картинки с отображением птиц и устанавливают их в соответствующие прорези на календаре.

В старшей группе дополнительно к картинкам фиксируются галочками разного цвета птицы, которые пролетали над участками.

4.Календарь наблюдения за ростом растений (старшая группа).

Один раз в неделю под руководством воспитателя делают зарисовки конкретного растения, за которым ведут продолжительное наблюдение и отображают условия, при которых растение развивается: состояние погоды, трудовые действия.

Серия сторон календаря собранных в ширму является графической моделью развития конкретных растений.

Условные обозначения ( см.распечатку)

Для продолжительного наблюдения выбирается быстрорастущее растение – овощ (редиска, укроп)


3.Фиксация наблюдений.

Фиксация наблюдений используется с целью закрепления, уточнения и систематизации знаний, приобретенных во время наблюдений.

Выделяют следующие виды фиксаций:

  1. Календарь природы – наиболее доскональное средство фиксации;

  2. Виды изобразительной деятельности: зарисовки наблюдаемых объектов и явлений с натуры и по памяти;

  3. Гербарии (ст.гр.) бывают:

- название по месту сбора (цветы луга);

- по времени цветения (весенние цветы);

- фазы развития растения (как рос горох);

- по сплочению растений (растения леса).

4. Коллекция крупных семян (бобовые, плоды деревьев);

5. Рассказ об увиденном (установление объёма знаний)

6. Игры:

- Дидактические игры («Цветочный магазин»);

- Сюжетно – ролевые игры (свиноферма);

- Подвижные игры;

- Игры с игрушками (вертушка, кораблики).

7. Ведение дневника наблюдения за растениями.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!