СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Класс Птицы. Лабораторная работа № 7 « Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Класс Птицы. Лабораторная работа № 7 « Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету»»

Дата

УРОК

БИОЛОГИЯ

8 класс


Тема: Класс Птицы. Лабораторная работа № 7 « Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету»

Тип: изучение нового материала.

Цели урока:Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания;

Задачи урока:

Цели:

Предметные результаты

– формировать умение определять основные приспособления птиц к полёту;

– формировать умение объяснять особенности внутреннего и внешнего строения птиц в связи с полетом, различия видов перьев и их роль в жизнедеятельности птиц;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов:, очин , опахало, бороздки, теплокровность , холоднокровность .

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (лабораторная работа).

Познавательные УУД

1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником )

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.


Ход урока.

  1. Организационный момент

Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.

  1. Актуализация знаний

1). Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.1

  1. Какую группу животных изучали на прошлых уроках?

  2. Кто относится к пресмыкающимся?

  3. Где преимущественно обитают эти животные?

2). Игра «Что? Где? Когда?»

Ценный хвост.Во время опасности, чтобы спастись от врагов, ящерицы отбрасывают хвост. Как называется такое явление? ( Регенерация.)

Маскировка.В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – он желтоватый. На стволе дерева он имеет цвет коры или листьев. Кто он?
(Это хамелеон обыкновенный. Эта способность помогает ему маскироваться, избегать опасностей.)

Рекорды.Это самые хищные и самые крупные ящерицы. Их длина достигает до 3-4 метров, вес – 365 кг. Обитают в Новой Гвинее, острове Комодо.
( Комодский дракон, полосатый варан.)

Самый-самый. Назовите самую большую змею на планете Земля. (Это анаконда, её длина может достигать до 11 метров.)

Надёжная защита.Эти животные единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления. Оно образовано не только из роговых щитков, развивающихся в коже костных пластин и сросшихся с ними рёбер, позвонков, ключиц. (Это панцирь у черепах.)

Слух да зрение – не всегда спасение.Видят змеи плохо. Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают добычу? (У многих змей есть особые органы чувств – термолокаторы, которые способны улавливать тёплые лучи, исходящие от жертвы. Расположены они на голове.)

Зов предков. Предположительно именно эти гигантские животные были предками современных пресмыкающихся. Их название в переводе на современный язык переводится как страшный ужасный ящер. (динозавры. )

Званый обед У этого представителя пресмыкающихся в пасти находится от 60 до 100 зубов длиной от3 до 5 см. (крокодил)

Змеиный вопрос. На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии ( гремучая змея)

  1. Изучение нового материала

1). Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Вы видите на слайде археоптерикса – это животное, величиной с голубя, сочетавшее признаки двух классов: Пресмыкающихся (голова напоминает голову ящерицы; сохранялись зубы; массивный скелет; на крыльях сохранились пальцы с когтями; длинный хвост) и Птиц (тело покрыто перьями, возникшими из видоизмененной чешуи; превращение передних конечностей в крылья; )

К признакам современных птиц, сближающими их с пресмыкающимися можно отнести почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.У птиц выделяют ряд особенностей строения, позволившие им подняться в небо

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего строения.

Сформулируйте цель нашего урока. ( познакомиться с особенностями строения птиц в связи с приспособленностью к полету)

2)/ Путешествие в мир птиц вас приглашает совершить первая творческая группа учащихся, которая подготовила загадки о птицах.

На Земле существует около 9000 видов птиц. Их можно встретить в любой точке планеты и у каждого народа складывается свое отношение к ним. В России всегда с особой любовью относились к птицам, считая их живым символом свободы, красоты, счастья. Птицы населяют не только наши леса и поля, но и былины, сказки, песни, загадки.

Не страшны ему метели, 
Гнезда вьет зимой на ели, 
Крик его отрывист, прост, 
Кривоносый красный ... (Клест)

В поле есть, где прокормиться, 
Только негде здесь гнездиться, 
Огороду, полю – врач 
Глянцевитый черный ... (Грач.)

Ночью в рощах и лесах 
Уханье наводит страх, 
Страшен дикий крик и силен, 
Так кричит огромный ... (Филин)

Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только ... (Стриж)

Весь размером он с орех, 
Птиц почти что меньше всех, 
Комаров и мух противник 
Бойкий, рыженький ... (Крапивник )

Подбирает он проворно 
Кинутые ему зерна. 
И гнездится на карнизе 
Наш любимый ... (Голубь сизый )

3)/. Птицы хорошо передвигаются по самым различным субстратам; они хорошо передвигаются по земле, лазают по деревьям, много ныряют и плавают в воде, но наиболее характерным способом птичьего передвижения является все- таки полёт.

Перо – это видоизмененная чешуя, подобная чешуе пресмыкающихся. Перьевой покров состоит из контурных, или кроющих, перьев и пуховых. Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Они обеспечивают полет птиц. Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми. Кроме того, перьевой покров осуществляет теплоизоляцию и обеспечивает обтекаемость тела. Ежегодно происходит линька: часть перьев выпадает и заменяется новыми.

4). Лабораторная работа № 7 « Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету»

5). Рассмотрите отделы тела птицы; какие органы расположены на голове; как расположены глаза?

Какова роль клюва в жизни птиц?

В связи с изменением в строении передних конечностей хватательные функции у птиц выполняет клюв.

Клюв птиц имеет разную форму, это связано с разными способами питания и использования в жизнедеятельности птиц.

Задание: рассмотрите клюв на рисунке различных видов птиц, из каких частей он состоит, какова его форма? Сделайте предположение о способе добычи пищи.


Для передвижения по твёрдому субстрату птицам служат задние конечности – ноги. Неоперённая часть ноги прочная, крепкая и длинная облегчает отталкивание при взлёте. Пальцы ног хорошо развиты и представляют собой самые различные типы адаптаций к способу передвижения. У птиц болот, передвигающихся по мягкой поверхности, они длинные, у бегающих наземных форм они крепкие, короткие, а у страусов наблюдается редукция пальцев. У древесных форм наблюдаются сложные приспособления к охвату ветвей. У водных форм развиваются плавательные перепонки.

Чем покрыты ноги птиц? Как расположены пальцы на ногах, сколько их? Какова роль ног в жизни птиц и приспособленность их к среде обитания?

6). Наиболее характерной чертой птиц является – передвижение по воздуху путём полётаПередние конечности совсем освобождены от поддерживания тела при ходьбе, стоянии и сидении. Их функции в основном связаны с передвижению по воздуху, т.е. полёту, а у некоторых водных форм (пингвины) – к передвижению в воде. Кости крыла срослись, число пальцев редуцировано до трёх. Крыло покрыто перьями. Перья покрывают и всё тело птиц, предавая обтекаемую форму тела, сохраняя тепло и предохраняя кожные покровы от повреждения. Различают контурные и пуховые перья. Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Они обеспечивают полёт птиц. Расположенные на хвосте рулевые перья обеспечивают манёвренность при полёте. Контурные кроющие расположены черепицеобразно.


7). Особенности внутреннего строения птиц, в связи с приспособленностью к полёту.
Внутреннее строение птиц.

– Скелет птиц отличается прочностью и лёгкостью. Туловищный скелет представляет крепкую и малоподвижную коробку, напоминающую остов самолёта. Хорошо развита мускулатура крыльев и ног, хуже – туловища.

Пищеварительная система.

  • В расширении пищевода – зобе – пища может временно храниться, размягчаясь;

  • в мускульном отделе желудка пища тщательно перетирается;

  • в железистом отделе желудка и кишечнике пища быстро переваривается под действием ферментов;

  • толстая кишка впадает в клоаку.

Дыхательная система.

Бронхи, пронизывающие небольшие лёгкие, соединены с десятком воздушных мешков.

При вдохе воздух поступает в лёгкие и в мешки, при выходе в лёгкие проходит насыщенный кислородом воздух из воздушных мешков. Таким образом, увеличивается интенсивность газообмена (принцип двойного дыхания).

Кроме того, воздушные мешки позволяют изменять плотность тела при нырянии, а также предохраняют внутренние органы от перегрева, удаляя избыток тепла.

Кровеносная система.

Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C.

Интенсивное кровообращение обеспечивается большим объёмом четырёхкамерного сердца и большей частотой его сокращения (до 1000 ударов в минуту у колибри). У птиц четырехкамерное сердце. Оно обеспечивает несмешиваемость артериальной и венозной крови. Хорошо развиты головной мозг и органы чувст У птиц два круга кровообращения.

Нервная система и органы чувств.

Головной мозг достаточно большой, развиты большие полушария и мозжечок.

У птиц хорошо развиты зрение, слух и чувство равновесия;

Глазные яблоки большие и малоподвижные; ограниченность поля зрения компенсируется подвижностью шеи.

Слух особенно хорошо развит у охотящихся в темноте птиц;

Органы выделения и размножения.

Органы выделения птиц – крупные бобовидные тазовые почки.

Мочевой пузырь отсутствует.

Органы размножения расположены в полости тела. У самцов бобовидной формы парные семенники расположены в области крестца. Ко времени размножения их размеры увеличиваются в тысячу раз. От семенников отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку.

У самок развивается обычно только один левый яичник. Располагается он у передней части левой почки. Редукция (исчезновение органа в связи с утратой его функций) правого яичника связана с откладыванием крупных яиц, покрытых жёсткой скорлупой. Через узкий таз возможно продвижение только по одному яйцу.

Семяпроводы от семенников впадают в клоаку.


Размножение и развитие птиц.

При размножении птицы откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой. Одни птицы строят гнезда, другие откладывают их прямо на землю, в траву, в дупла деревьев, на скалы. Некоторые виды кукушек подкладывают их в гнезда другим птицам. После инкубации– содержания яиц при определенной температуре в течение необходимого для развития времени – из яиц вылупляются птенцы.

Птенцы вылупляются либо голые, слепые и беспомощные – это птенцы гнездовых птиц, либо опушенные, зрячие, способные сразу или через небольшое время следовать за матерью, - это птенцы выводковых (или птенцовых) птиц.



К признакам современных птиц, сближающими их с пресмыкающимися можно отнести почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.У птиц выделяют ряд особенностей строения, позволившие им подняться в небо.

8). Черты, связанные с полетом:

- превращение передних конечностей в крылья;

- перьевой покров, придающий телу обтекаемую форму;

- облегчение удельного веса тела за счет тонких костей, заполненных воздухом и замены

тяжелых челюстей легким роговым беззубым клювом;

- киль – как место прикрепления сильно развитых грудных мышц, двигающих крылья;

- воздушные мешки, особенно важные для дыхания при полете;

- ряд особенностей скелета.

В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных.

Перо – это видоизмененная чешуя, подобная чешуе пресмыкающихся. Перьевой покров состоит из контурных, или кроющих, перьев и пуховых. Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Они обеспечивают полет птиц. Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми. Кроме того, перьевой покров осуществляет теплоизоляцию и обеспечивает обтекаемость тела. Ежегодно происходит линька: часть перьев выпадает и заменяется новыми.

-А знаете ли вы, сколько у птицы перьев?

Перьев у птиц очень много: у лебедя их насчитали 25216, причем 80% на голове и шее; у курицы – 8325; у воробья зимой – 3550, а летом – 3150.

9). Загадки. Обращается внимание на то, что во многих загадках речь ведется о птицах, обитающих на территории Башкортостана.

  • Без рук, без топоренка построена избенка. (гнездо).

  • В названии какой птицы 40 букв «А»? (сорока).

  • Кто в воде купался, да сух остался? (гусь)

  • Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит (петух).

  • Ночью в рощах и лесах уханье наводит страх,
    Страшен дикий крик и силен, так кричит огромный …. (филин).

  • Вкруг ствола большой сосны шишки по снегу видны.
    Здесь на кузнице затратил много сил проворный …. (дятел).

  • Алый низ и желтый хвост, воробья побольше рост,
    Толстый клюв раздался вширь – до чего красив …. (снегирь).

  • Мой девиз – людей лечить
    И на помощь им спешить.
    Стоит букву заменить –
    Черной птицей могу быть. (врач – грач)

  1. Закрепление

Выберите правильные утверждения

1.Все птицы способны к полету.

2.Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха во время полета.

3. У птиц обычно на ногах 4 пальца: 3 направлены вперед, а один – назад.

4. Пух и пуховое перо это одно и тоже.

5. Улетающих птиц больше развиты мышцы, поднимающие крыло.

7. Кожа птиц тонкая, сухая, практически лишенная желез.

8. У пингвинов, хотя они и не летают, тоже имеется киль.

9. Основное значение воздушных мешков – уменьшение трения между внутренними органами во время полета.

10. Сердце у птиц четырехкамерное.

11. У всех птиц птенцы появляются слепые и беспомощные

V. Рефлексия

VI. .Домашнее задание. Прочитать параграф 44, составить кроссворд на тему «Птицы».
















8 Органы выделения птиц – крупные бобовидные тазовые почки.

Мочевой пузырь отсутствует.

Органы размножения расположены в полости тела. У самцов бобовидной формы парные семенники расположены в области крестца. Ко времени размножения их размеры увеличиваются в тысячу раз. От семенников отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку.

У самок развивается обычно только один левый яичник. Располагается он у передней части левой почки. Редукция (исчезновение органа в связи с утратой его функций) правого яичника связана с откладыванием крупных яиц, покрытых жёсткой скорлупой. Через узкий таз возможно продвижение только по одному яйцу.

Семяпроводы от семенников впадают в клоаку.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя