СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА: Конфликты в межличностных отношениях, 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить учащихся с причинами, сущно­стью, последствиями конфликтов, исследовать и характеризовать этапы протекания конфликта; выработать стратегию решения конфликтных ситуаций.

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: Конфликты в межличностных отношениях, 6 класс»

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: ________________ Класс:_______ Дата проведения___________

ТЕМА: Конфликты в межличностных отношениях

Цели и задачи: познакомить учащихся с причинами, сущно­стью, последствиями конфликтов, исследовать и характеризовать этапы протекания конфликта; выработать стратегию решения конфликтных ситуаций.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать способы разрешения конфликтов; сравнивать социальные объ­екты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, допол­нительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристиче­скую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять понятийный ап­парат (конфликт, компромисс, сотрудничество, избегание, приспо­собление) для раскрытия сущности конфликта; объяснять при­чины возникновения конфликтов; понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека; вырабатывать тактику и стратегию решения конфликтов; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дис­куссии, аргументировать собственную точку зрения;

метапредметные

1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; оценивать свои учебные достиже­ния, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

  1. регулятивные: последовательность действий, способность к во­левому усилию при преодолении препятствий;

3) познавательные: вести расширенный поиск информации; анализировать, срав­нивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, способность вести диалог, достигать взаимопонимания.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков


Организационный момент


Мотивационно-целевой этап

  • Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения зани­маться у него.

  • Зачем тебе это? — спросил мастер.

  • Хочу стать сильным и непобедимым.

  • Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Добро­та и вежливость снищут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.

  • Почему?

  • Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.

  • Что тебе нужно? — спросил старый мастер.

  • Я пришел поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи...

И тогда Учитель взял его в ученики.

Вопрос к классу

  • Как вы поняли смысл этого рассказа?

(Ответы учеников.)


Проверим знания по теме прошлых уроков «Общение», вы­полнив несколько заданий.

  1. Из двух суждений: а) общение — это важная сторона любой совместной деятельности; б) общение — это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями:

  1. верно только а;

  2. верно только б;

  3. оба суждения верны;

  4. оба суждения неверны.

  1. В современном обществе люди все больше общаются по Ин­тернету. Подумай, какие плюсы и минусы возникают при этом.

    Плюсы интернет-общения

    Минусы интернет-общения



  2. Отметьте утверждения, которые вы считаете правильными:

  1. общение бывает речевое и неречевое;

  2. общение — это отдельный вид деятельности;

  3. общение служит только для передачи информации;

  4. личность человека может быть сформирована и без об­щения.


  1. Древнегреческий философ Платон сказал: «Мне кажется, всякий, кто в здравом уме, всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого».

  • Можно ли согласиться с этим высказыванием? Обоснуйте свое мнение.

(Проверка выполнения заданий.)


Тема уроков: «Конфликты в межличностных отношениях».

  • Предположите, о чем мы будем говорить.

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 76 учебника.

(Ответы учеников.)


План уроков

  1. Как возникает межличностный конфликт.

  2. Семь раз отмерь...

  3. Как не проиграть в конфликте.


Проблемный вопрос уроков

  • Почему важно научиться правильно разрешать межлич­ностные конфликты?

  1. Введение в новый материал

Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему?

Первая точка зрения: «Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами — помеха нормальному общению и сов­местному труду... Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, “перемирие” враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял чело­веческое достоинство обеих сторон».

Вторая точка зрения: «Конфликты существовали и будут су­ществовать, они — неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они — нор­мальное явление в нашей жизни...»

(Ответы учеников.)

Итак, речь пойдет о конфликте, его сущности, причинах, спо­собах решения.

  1. Работа по теме уроков

  1. Как возникает межличностный конфликт

  • Что такое, по-вашему, конфликт? Давайте создадим его групповой портрет. Продолжите предложение: «Кон­фликт — это...»

(Ответы записываются на доске: положительные формулиров­ки конфликта — с одной стороны, а отрицательные — с другой.)

Мы можем сделать вывод, что конфликт это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сто­рона противостоит другой.

Вопросы к классу

  • В каких отношениях находятся такие понятия, как «проти­воречие» и «конфликт»?

  • Можно ли представить себе разрешение конфликта без раз­решения противоречий?

  • Сколько людей требуется для конфликта?

  • Какого типа люди чаще попадают в конфликт?

(Ответы учеников.)


Социальные конфликты в обществе неизбежны, ведь у людей бывают разные интересы. Более того, конфликты — побудитель­ная сила развития общества. В их основе или нехватка чего-то у кого-то (власти, благ, престижа, влияния и др.), или препятствия на пути достижения цели.

Конфликты возникают между отдельными личностями, лич­ностью и государством, обществом, внутри больших и малых социальных групп или между ними. В любом обществе человек несвободен, ведь над ним в той или иной степени довлеют об­щественные устои, национальные традиции, государство и т. д. Этот груз бывает терпимым, а может стать невыносимым. Тогда конфликт выходит на уровень социальной революции.

Шведский исследователь X. Бродаль считает, что конфликт — это болезнь, вызываемая «микробами лжи и зла». Поражая разных людей и различные социальные группы, это заболевание имеет свои характерные черты, хотя и протекает всюду примерно одинаково.


Творческое задание. Ученики делятся на группы по трое, и каж­дая группа получает задание подготовить небольшую сценку — на 3—5 мин, которая дополнит коллективный портрет конфлик­та. Тема может быть любой, главное, чтобы было видно, что это конфликт.

Вопросы к классу

  • Что общего было во всех сценках?

  • Какие чувства вы отмечали у себя во время выполнения задания?

  • Каково вам было в роли конфликтующих сторон? Подели­тесь впечатлениями.

(Ответы учеников.)

Давайте попытаемся выяснить, из-за чего возникают кон­фликты. Вначале рассмотрим причины социальных конфликтов.




Конфликт может принимать разные формы и масштабы. Са­мая распространенная форма — межличностные конфликты.

  • Какие примеры межличностных конфликтов вы можете назвать?

(Ответы учеников.)


Конфликт может происходить и внутри одного человека — между его ролями, пришедшими в противоречие. Это внутрилич- ностный конфликт.

  • Какие примеры внутриличностных конфликтов вы можете назвать?

(Ответы учеников.)




Задание: работая с п. 1 § 9 учебника (с. 76—77), заполните таб­лицу, обращая особое внимание на характеристику этапов кон­фликта.

Этапы протекания конфликта

Этап

Характеристика

Возникно­вение кон­фликтной ситуации

Две стороны имеют одну цель и стремятся к ней, но до­стигнуть ее может только один человек (группа). Ка­кое-то время конфликтность ситуации не осознается сторонами. Потенциальный конфликт - соревнование, конкурс

Этап

Характеристика

Осознание

конфликта

Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников. Последствия:

переход к конфликтному поведению;

стремление предотвратить конфликт, т. е. поиск ре­шения до возникновения конфликта. Оптимален второй путь. Здесь важно, признают ли стороны законность тре­бований друг к другу. В тех случаях, когда правомерные требования и притязания изначально отвергаются, кон­фликт будет иметь более ярко выраженный характер

Проявле­ние кон­фликтного поведения

Переход к конфликтному поведению, т. е. к реальным действиям сторон, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт обостряется эмоциональным поведением, а эмо­ции, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. При этом возможны следующие варианты поведения:

открытая борьба, столкновение сторон;

отказ от конфликтного взаимодействия, уход из кон­фликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменение отношения к предмету разно­гласий, временное отступление для дальнейшего реше­ния конфликта, когда это возможно);

компромиссное направление, переговоры (взаимные уступки, уменьшение своих притязаний)

Углубле­ние кон­фликта

Кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта стадия состоит из направлений:

конструктивного — сохраняется возможность сов­местной деятельности, хотя и в специфических формах, оппонентов еще можно примирить и посадить за стол переговоров;

деструктивного — сотрудничество невозможно, кон­фликтующие стороны теряют самоконтроль, и их необ­ходимо разъединять.

В рамках деструктивного направления происходит про­цесс открытого противоборства (захват и удержание спорного объекта, прямое насилие над оппонентом, со­здание помех для него и причинение косвенного вреда, оскорбляющие действия). Противоборство заканчивает­ся быстрее при значительном перевесе сил одной из сто­рон, но может быть затяжным, с чередованием активных и пассивных фаз, наступления и обороны, вперемежку с переговорами (поэтому перемирие вовсе не означает завершение конфликта)

Разреше­ние кон­фликта

Конфликт может закончиться разрешением противоре­чий, перемирием или тупиком

(Проверка выполнения задания.)


Задание: обратимся к рубрикам «Путешествие в прошлое» (с. 77) и «Картинная галерея» (с. 78). Ответьте на вопросы на с. 78 учебника.

(Проверка выполнения задания.)


  1. Семь раз отмерь...

Мы выяснили с вами сущность и природу конфликтов, их причины.

  • Исходя из названия п. 2 § 9, предположите, какой вопрос мы должны будем обсудить.

(Ответы учеников.)

Речь пойдет об основных видах поведения в конфликте или стратегии и тактики в конфликте.


Проблемное задание. Первый этап. Ученики разбиваются на пары. Один из участников пары садится на стул, второй стоит перед ним. Они складывают ладони рук друг с другом. Первый давит на ладони второго, второй сопротивляется. Затем участники меняются местами.

Учитель обращает внимание класса, что в конфликтных взаи­моотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при давле­нии словами, интонацией. Неудивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». Такой вид поведения так и называется — избегание.

Второй этап. Класс разбивается на две равные группы. Пер­вая группа должна найти положительные стороны избегания как формы поведения в конфликте, привести примеры из жизни, вторая группа отрицательные стороны этого вида поведения в конфликте, проиллюстрировать их примерами.

Вопрос к классу

  • Почему люди могут избегать конфликтов? {Не хотят про­игрывать, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т. д.)

Третий этап. Класс делится на четыре группы, каждая из ко­торых получает карточки с названием одного из стилей поведения в конфликте с соответствующим девизом.

Рабочий материал

Конкуренция: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Приспособление: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Компромисс: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен в чем-то уступить».

Сотрудничество: «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».

Группы должны обсудить и подготовить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется дан­ный вид поведения. При предъявлении результатов они называют девиз, полученный в качестве задания. После каждой показанной сценки класс обсуждает ее с точки зрения соответствия девизу и заявленному стилю и отвечает на вопросы.

Вопросы к классу

  • Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмо­циональное состояние его участников, на их чувства? По­чему?

  • Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть бо­лее полезными для участников и почему?

  • По каким причинам люди могут выбирать такой стиль по­ведения в конфликте?

  • Как можно охарактеризовать данный стиль поведения с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интере­сов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других?

  • Какой стиль вам показался наиболее конструктивным? По­чему?

(Во время выполнения задания на доске появляется рисунок.)

Сотрудничество Соперничество

Компромисс

Избегание Приспособление

  1. Как не проиграть в конфликте

Любой конфликт в конце концов разрешится, т. е. наступает его последний этап.

Задание: разделившись на четыре группы, работая с п. 3 § 9 учебника, дайте характеристику конфликта на следующих ста­диях: подчинение (первая группа), компромисс (вторая группа), прерывание конфликтных действий (третья группа), интеграция (четвертая группа).


  • Какая из предложенных стратегий является наиболее эф­фективной? Свое мнение обоснуйте.

(Проверка выполнения задания.)

  • Проходят ли конфликты бесследно?


  • Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.

Жил-был юноша с плохим характером. Однажды отец дал ему пол­ный мешок гвоздей.

  • Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо, — сказал отец.

В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели количество забитых гвоздей уменьшалось, поскольку он делал усилие и сдерживал свои гневные импульсы. Он понял, что проще кон­тролировать себя, чем забивать гвозди. Наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и рас­сказал ему эту новость.

  • А теперь вынимай по одному гвоздю из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения, — ответил отец.

Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вы­тащил все гвозди.

  • Сын, ты прекрасно справился с моим заданием, но посмотри, сколько дырок осталось На воротах! Они никогда уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему что-нибудь злое, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Ты можешь вонзить в человека нож и потом, извинившись, вытащить его, но навсегда оста­нется рана. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь проще­ния. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая, — сказал отец, подведя юношу к садовым воротам.

Вопросы к классу

  • В чем смысл притчи?

  • Оставляют ли конфликты следы?

(Ответы учеников.)

Творческое задание. Работая в группах, разработайте проект: «Правила поведения в конфликтной ситуации».

(Презентация проектов.)



  1. Рефлексия

Напишите синквейн, используя понятие «конфликт».

Прием «Интеллектуальная рефлексия». Ученикам предлагает­ся выбрать верное утверждение. Сегодня на уроке:

  • я сам не смог справиться с затруднением;

  • у меня не было затруднений;

  • я только слушал предложения других;

  • я выдвигал идеи.

  1. Подведение итогов уроков

Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружаю­щие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?»

Задание: выберите из предложенных качеств те, которые по­могают человеку договариваться с другими людьми, общаться.

(Скромность, справедливость, честность, стыдливость, ис­кренность, порядочность, злость, честолюбие, милосердие, гру­бость, ответственность.)

Послушайте одну довольно известную притчу.

Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утвер­ждал, что это его апельсин, и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в го­лову простая мысль — выслушать друг друга. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин, чтобы выжать из него сок, а второму — чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, эту проблему было просто решить.

Домашнее задание

  1. Прочитать § 9 учебника.

  2. Повторить § 6—8 учебника и подготовиться к уроку-прак­тикуму.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!