Тема: КТО ТАКИЕ «КРЫМЧАНЕ». МОИ СОСЕДИ.
Цель: познакомить детей с народонаселением Крыма; расширить знания о культуре народов, проживающих в Крыму; воспитывать любовь к Отечеству, чувство солидарности, уважения к людям разных национальностей.
Оборудование: иллюстрация с изображением хоровода; изображения людей разных национальностей, иллюстрации с лицами девушек пяти национальностей, с изображением храмов трёх религий.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Упражнение «Смешное приветствие»
2. Актуализация опорных знаний.
Крым сегодня - это благословенная земля Крымского полуострова, омываемого Чёрным и Азовским морями. На севере его простирается равнина, на юге - Крымские горы с ожерельем у прибрежной полосы приморских городов-курортов: Ялта, Мисхор, Алупка, Симеиз, Гурзуф, Алушта, Феодоссия, Евпатория и морских портов - Керчь, Севастополь.
Крым — чудесный край. Вокруг — высокие скалистые горы; на склонах сосны, до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз.
Крымский полуостров представляет собой некий сказочный кусочек суши, заброшенный глубоко в воды Чёрного моря и соединённый с материком лишь узенькой ниточкой Перекопского перешейка.
Уникальна эта маленькая земля. За один день можно проехать её вдоль и поперёк. Но на крымской земле удивительно соединились приметы почти всех климатических зон нашей планеты, растения субтропических широт и севера…
На Ангарском перевале катаются лыжники, а в Ялте доцветают розы…
На Южном берегу Крыма витает специфический запах магнолий, а в горах только-только распустились фиалки…
Так причудливо сплетаются в Крыму времена года. И можно прикоснуться к любому из них, медленно поднимаясь от знойных пляжей к заоблачным вершинам гор…
3. Познавательная беседа.
Сегодня мы поговорим о людях разных национальностей, которые проживают на территории Крыма. Сейчас Крымский полуостров очень многонационален. На данный момент в здесь проживает более 120 национальностей. Поразительно, но они не только умещаются на таком маленьком полуострове, но и уживаются между собой.
Издавна в Крыму жили люди, относящиеся к самым разным этническим народностям и группам: киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, греки и римляне, хазары и протоболгары, печенеги и половцы, византийцы и итальянцы, татары и турки, караимы и крымчаки, армяне и славяне.
Что такое национальность?( принадлежность к этнической общности)
А какие национальности знаете вы? (ответы детей)
Хоровод.
Греки, русские, армяне,
Крымчаки и караимы-
Есть у нас другое имя:
Нас зовут ещё «крымчане».
Украинцы и евреи,
Немцы, крымские татары,
Ассирийцы и болгары,
Становитесь в круг скорее!
Хайторма, гопак и фрейлахс,
Сырба, барыня, сиртаки-
Словно лютики и маки,
Так поляна загорелась.
Не в саду, не в огороде –
Мы в семье, в своём народе.
Дай мне руку, мой ровесник,
Станем рядом в хороводе!
- Вы прослушали стихотворение, а теперь , скажите о каких национальностях говорилось в нём?
- А теперь я буду показывать иллюстрации, а вы будете говорить представители, каких национальностей изображены. (ответы детей)
Сейчас я расскажу вам немного о народах. Проживающих в Крыму. И первой остановкой в нашем путешествии будут Русские.
I Остановка «Русские».
Никто не может назвать точную дату появления первого русича на территории Крыма. После присоединения Крыма к России здесь поселяется много русских: это и уволенные солдаты, осевшие в Тавриде купцы, крестьяне. В период правления Екатерины II было время, когда Крым обезлюдил. Некоторых солдат из Екатеринославского полка переселили с их семьями в Крым. Появились первые солдатские деревни в Симферопольским и Феодосийском уездах. Существуют они и сейчас – Зуя, Курцы, Изюмовка.
Современное село Мазанка было основано отставными солдатами. До сих пор существует предание о том, как женили первых двадцать солдат – отставников. Чтобы никому не было обидно, управитель приказал женихам оставить свои фуражки у дороги, куда привезли невест. Чью фуражку девушка выбрала- тот и в мужья достался. Так и сыграли вместо 20 одну большую свадьбу.
II Остановка «Крымские татары».
Крымские татары как народ сформировались на территории Крыма. Крымско-татарский язык является одним из ответвлений тюркских языков. Кроме того в нём встречаются слова греческого, арабского и византийского происхождения. Жилища в старину представляли собой прямоугольные строения с плоскими крышами, сложенными из нетесаного камня. Обязательно имелись террасы. В быту использовалась посуда из меди и бронзы. Древней столицей крымских татар являлся Старый Крым (Солхат), а со времён Крымского ханства – Бахчисарай. Основные занятия – виноградарство, табаководство, садоводство, рыболовство, животноводство.
4. Игра «Определи национальность» Даны иллюстрации, необходимо определить к какой национальности принадлежит человек, изображённый на ней.
IIIОстановка «Армяне».
Первые связи армян с Крымом известен со времён царя Тиграна Великого и Митридата Понтийского. В XI веке дружбу со всеми соседями, поэтому их число быстро разрасталось.
Существует армянская Пасха. Снега в Крыму всегда было мало, поэтому в масленицу катались не на санях, как было принято у русских, а на лошадях, верблюдах и ослах. На площади города строились торговые ряды и балаганы. Плясали и пели ряженые в масках и костюмах. По городу на носилках носили «Палну» - бога весны. До утра танцевали. Веселились, угощались блинами, различными сладостями и напитками.
Армяне всегда славились умением работать с кожей, умели находить воду, родники. Каждый родник облекался в каменное платье и превращался в памятник.
5. Игра. На доске вы видите иллюстрации с девушками, необходимо сказать каких национальностей они.( русская, немка. украинка, крымская татарка)
Вы знаете, что такое «религия»? изображены три храма- к каким религиям они относятся?
IV Остановка «Болгары».
Болгары получили в Крыму по 50 десятин земли на каждого члена семьи. Первые колонии болгар появились в Балта – Чокране, под Симферополем, в Старом Крыму, в Евпатории.
Дом прочно построен из кирпича или глины с хворостом. Внутри и снаружи чисто выбелено . На 1 марта в честь прихода весны, болгары дарили друг другу Мартинички – символ плодородия и семейного благополучия. (200 видов)
V Остановка «Греки».
Греки называли свою родину Элладой, которая находилась на территории современной Греции. Пройдут века и эллины (древние греки) поплывут к берегам Крыма и всем сердцем они полюбят его и будут считать его своей второй матерью. Они здесь построят свои города- полисы: Пантикапей, Феодосию, Херсонес, Тиритану.
В годы Первой мировой войны греки переселятся в Крым. Их называли новогреками. Симферопольцам известен фонтан в нижней части городского парка культуры. Греки называли его Ай – Неро (святая вода).
VI Остановка «Крымчаки и ассирийцы».
На территории Крыма проживают крымчаки и ассирийцы. Крымчаки ранее селились в Кафе, на Мангуп – Кале, в Старом Крыму, Бахчисарае. Их основное занятие – садоводство, ремёсла, торговля, огородничество. Издавна шили прекрасную обувь, славились как мастера – шапочники.
Строили одноэтажные дома из камня с окнами, выходящими во двор.
6. Выводы: Как вы сегодня услышали и увидели, в Крыму проживают люди разных национальностей. И те, о которых я рассказала – это лишь небольшая часть от общего количества. Все мы проживаем в Крыму и поэтому должны знать культуру, традиции и обычаи других народов, проявлять уважение и понимание к другим народам.
7. Рефлексия. Упражнение «Спасибо за прекрасный день!»
Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали.
И захотелось людям оставить память о себе на веки веков.
- Давайте соберёмся все вме сте и выстроим высокую башню! - сказал один. Все обрадовались и закричали :
- Мы выстроим башню до самого неба!
Выбрали высокую гору - и закипела работа!
Одни месят глину, другие лепят из неё кирпичи, третьи кирпичи эти обжигают в печах, четвёртые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню....
И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в вёдра с синей краской. Но Богу не понравилась их затея - не хотел он, чтобы люди добрались до самого неба.
" Это оттого они умудрились свою башню выстроить. - подумал он, - что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились! "
И наслал Бог на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унёс все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. Вскоре буря утихла и люди снова принялись за работу. Они ещё не знали, какая беда их постигла. Кровельщики пошли к кузнецам сказать, чтобы те скорее ковали золотые листы для кровли. А кузнецы не понимают ни слова.
И во всём городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга...
Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять! И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов ( и множество национальных языков ).
Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, - это целый мир, полный прелести и волшебства...
Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который дорог детям, как голос матери, как хлеб родной земли.
Маленький чукча собирался в Артек. Он спросил отца: " Как же я буду говорить там с грузином? Ведь я же не знаю по-грузински ни слова". " Не беспокойся, - ответил отец, ты знаешь язык, который понятен грузину".
Маленький грузин тоже собирался в Артек. Он тоже спросил отца: " Как же я буду говорить там с латышом? Ведь я не знаю по-латышски ни слова". И ему ответил отец: " Не беспокойся, ты знаешь язык, который понятен башкиру".
Вопрос. Как называется этот всем понятный в СНГ язык? ( Русский язык)