Тема: «Легкое» и «серьезное» в песне.
Цель: познакомить с классическими образцами французской песенной
эстрады.
Задачи:
- обучающая – определить характерные черты классической
французской песенной эстрады;
- развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века;
- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Рассказ учителя о французской песне.
Огромный мир мыслей, образов заключен в самом простом и
доступном музыкальном жанре – песня.
Песня нас встречает на пороге жизни, едва мы появились на свет.
Первая песня, которую мы слышим,- колыбельная. С “колыбельными”
песнями вошли в нашу жизнь многие классики – от Моцарта до Дунаевского.
Жизнь человека можно проследить не только по его делам, но и по его
песням. В песне запечатлевается не только биография человека, но и
летопись страны.
Существует множество разновидностей песен, постоянно
взаимодействующих друг с другом. Мы давно провели грань между песней
композиторской и народной, но между ними существует постоянная
взаимосвязь. В операх и симфониях композиторы часто обращаются к
народной песне, тогда как некоторые песни, созданные композиторами,
уходят в народ (например, “Катюша” М.Блантера).
3. Работа по теме урока:
На этом уроке мы познакомимся с некоторыми представителями
французской песни. Отметим характерные особенности французской
эстрады.
Францию называют республикой шансонов. У современной
французской песни два истока – кафеконцерт и высокая политическая
51
поэзия, породнившаяся с народной музыкой. Шансонье пели не только в
кафе или в бистро, но и на баррикадах, и в колоннах уличных демонстраций.
Их песни были посвящены не только любви, но и борьбе с
несправедливостью.
Выдающиеся французские шансонье всегда включали в свой репертуар
народные песни: старинные баллады, рабочие гимны, сатирические куплеты.
Шансон – это французская народная песня, а так же современная
эстрадная.
Шансонье – это французский эстрадный певец, который сам пишет
музыку, сам сочиняет слова и сам исполняет.
Одним из таких шансонье был Гастон Монтегюс – певец и поэт,
любимец рабочих кварталов. Рабочие встречали его “бешенными
аплодисментами, а он в рабочей куртке, повязав шею платком, как это делали
французские рабочие, пел им песни на злобу дня”.
Сегодня и прозвучит такая песня “Слава семнадцатому полку” на
стихи Г.Монтегюса в исполнении французского эстрадного певца
Кристиана Бореля.
После прослушивания песни задать вопросы:
Какое впечатление произвела на вас эта песня? Каким настроением она
пронизана?
Охарактеризуйте музыкальную речь припева. Проследите за
интонационным развитием?
Есть ли различие в исполнение певцом запева и припева?
К какой сфере музыке относится?
Ещё одна певица – ещё один исполнительский стиль, ещё одно
направление – Эдит Пиаф.
Эдит Пиаф (19 декабря 1915 года – 11 октября 1963 года) -
французская певица. Родилась в артистической семье. Её матерью была
неудачливая актриса Анит Майяр, носившая сценический псевдоним Лина
Марса. Отец Эдит, Луи Гассион, зарабатывал себе на хлеб ремеслом
уличного акробата. В конце 1915 года в связи с рождением дочери Луи
Гассион, прибывает в Париж в очередной фронтовой отпуск и узнаёт, что
жена от него ушла и отдала Эдит на воспитание своей матери, которая плохо
обращалась с ребёнком. Луи Гассион принял решение отправить дочь к
собственной матери. Тут выяснилось, что Эдит совершенно слепа.Бабушка
прилагала все усилия, чтобы вылечить ребёнка. Эдит прозрела, когда ей было
6 лет.
Она начала своё восхождение с парижского дна, не зная ни грамоты, ни
нот, ни ласки. Только песня спасала её от голода, холода, издевательств. Если
бы не песни, её не заметил бы Луи Лепле, директор театра. Он услышал её,
нищую певичку, когда она пела о парижском воробышке. Лепле назвал её
“Мон Пиаф” и пригласил в свой театр. Так началась Эдит Пиаф. Одна из
площадей Парижа названа именем Эдит Пиаф. Здесь есть памятник Эдит и её
музей.
52
Её называют самой великой французской эстрадной певицей
современности. Её песни причисляют к жемчужинам искусства.
Основоположником французского шансонье была Эдит Пиаф. Она стала
символом новой эры французских шансонов.
Вопросы:
Какими музыкальными красками создаётся образ этой песни?
Что показано в данной песне? (Чувства, картины природы, событие)
Что такое гимн?
Слушание песни “Гимн любви”.
Вопрос: Как вы думаете в этой песне Эдит обращается ко всем
влюблённым или только к одной паре?
А теперь - песни в исполнении одной из лучших современных
французских эстрадных певиц Мирей Матье.
Мирей Матье родилась в 1946 году в рабочей семье и рано
обнаружила музыкальный дар и любовь к песне. Песни Мирей Матье,
преимущественно о любви – любви скромной, чистой, нежной. Слушателей
пленяет красивый голос певицы и стиль её исполнения – также скромный,
чистый, нежный. В репертуаре Матье нет боевых рабочих песен, хотя,
выступая в Советском Союзе, она однажды спела “Марсельезу”. С 1962г. Она
пробовала выступать в певческих конкурсах, но безуспешно. Только в 1965
г., когда Матье появилась на телеэкране и исполнила несколько песен, о её
голосе заговорила вся Франция. Вскоре певица предстала перед публикой в
знаменитом Парижском концертном зале “Олимпия”. В 1966г. Вышла первая
пластинка Матье, разошедшаяся тиражом более полутора миллионов
экземпляров.
Девиз творчества: “Вера в бога и неустанный труд”.
Мы услышим две её песни, очень популярные в нашей стране:
лирическая песня – “История любви” и иронически – оживлённая –“ Прощай,
мальчик, мне жаль, но я ухожу…”.
“История любви” - слушание.
Какое впечатление произвела на вас эта музыка?
К какой сфере музыке относится?
Какими музыкальными красками создаётся образ этой песни?
О каких человеческих чувствах рассказывает эта песня?
“Прощай, мальчик, мне жаль, но я ухожу…” – слушание и обсуждение.
О следующем исполнителе – Джо Дассене – рассказывают сами ребята.
Дассен родился в Нью-Йорке, где тогда, в предвоенную пору, работал
его отец, известный кинорежиссёр Жюль Дассен. Поэтому с юных лет
мальчик дышал воздухом киностудий. После войны, когда в Америке
началась волна гонений на прогрессивную интеллигенцию, Жюль Дассен
вернулся на родину, во Францию, и Джо стал ассистентом отца. Повзрослев,
Дассен - младший исполнил в кино и две самостоятельные роли, которые,
53
правду сказать, не принесли ему славы. Именно после этого он и задумался
над тем. Что будущее его – не в кино, а на эстраде. До этого песня была для
Дассена – младшего лишь развлечением. Однако друзья не упускали
возможности послушать, как он исполняет песни из репертуара французских
шансонье, особенно знаменитого Жоржа Брасанса, его кумира.
Молодой француз дебютировал в одном из ночных кабаре Детройта.
Его песни сразу привлекли внимание публики своей несхожестью с
известными образцами, он пытался сочетать в них традиции шансона с
элементами американской народной музыке, которая всерьёз увлекала его.
Но подлинное рождение его как профессионального певца произошло всё же
на французской почве и началось не на эстраде, а в студии звукозаписи. Его
заметили после выхода первой пластинки – “Американский фольклор”.
С той поры на протяжении 15 лет Джо Дассен создал и спел немало
настоящих шлягеров. У всех на слуху были его песни “На Елисейских
полях”, “Хлеб и шоколад”, “Цыганское лето”, “Подыгрывая на холме”,
“Печальная история”, многие другие. Они и принесли Дассену успех у
публики, вывели его на эстраду “Олимпии”. На экраны французского
телевидения (была там даже популярная передача “Час с Джо Дассеном”,
которую и показывали и у нас), принесли ему немало наград на фестивалях,
“золотых дисков” и… критических стрел. Его постоянно упрекали в
легковественности, в стремлении развлекать публику, ему ставили даже в
вину, что его песни “хорошо идут”. И действительно, Дассен, подобно
Морису Шевалье, не был певцом – трибуном, но он и не стремился им быть,
полагая,что слушателям нужны и песни лирические, если, конечно, лирика не
оборачивается в них слащавой сентиментальностью. Его песни доступны
широким кругам слушателей.
Когда Джо Дассен выходил на сцену, импульсы его искусства
действительно доходили до каждого в зале. Внезапная смерть оборвала
карьеру Джо Дассена: он умер вдали от родины, на далёком острове Таите от
сердечного приступа в возрасте 42 лет...
Звучит музыка “Если б не было тебя”. Слушание и обсуждение.
Итог урока:
О каких человеческих чувствах рассказывают нам, прослушанные
песни? (О любви)
К какой сфере музыке относятся данные песни? Почему? (К лёгкой)
А теперь проведём грань сходства и различия между песнями.
Различия:
“Гимн любви” - это обращение ко всем влюблённым.
“История любви” - это рассказ о любви, которая прошла.
54
“Как тебя мне разгадать” - это восхищение любовью, благотворение
любви.
Сходство:
Объединяет одна тема – любовь.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература: Учебник, программа.
2. Наглядные пособия: портреты.
3. Музыкальный материал: Гастон Монтегюс «Слава 17-му полку»,
Эдит Пиаф «Нет, я ни о чем не жалею», Мирей Матье «История любви»,
песни в исполнении Джо Дассена, Патрисии Каас.
55
Преподаватель Н.Н. Кустарова
(подпись, инициалы имени и фамилия руководителя занятия)
ПЛАН
проведения урока по
Музыке
(наименование учебной дисциплины)
с 8 классом
Тема: № 16. Ансамбль – значит вместе.
Цель: Дать представления о сложности понятия «поп-музыка», ВИА на
примере групп «Битлз», «Кино»; показать характерные черты ансамблевого
исполнения.
Задачи:
- обучающая – определить характерные черты современной
отечественной и зарубежной музыки;
- развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века;
- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к современной
музыке.
Ход урока:
1. Организационный момент.
“Петь вместе, это не говорить разом, это вместе чувствовать, думать,
мечтать, одними словами и одной, положенной на музыку страстью”
(Мудрость мира).
- О чём это высказывание? (ансамбль)
- Сегодня мы поговорим о западных и отечественных поп – группах,
научимся разбираться в “настоящей музыке”.
2. Сообщение темы урока.
3. Работа по теме урока:
Введение понятия “ансамбль”.
- Перед вами текст “Что такое ансамбль?”. Задание: прочитать и
подобрать ассоциации к ключевому слову “Ансамбль”.
(Проверка выполненного задания)
Беседа о современной поп-музыке.
- В наше время существует огромное количество вокально-
инструментальных ансамблей.
- Сейчас их называют группы. Рост количества, к сожалению,
сопровождается падением качества.
56
- Как вы считаете, почему?
М. о. Наверное, потому что интереса к музыке у молодёжи нет.
Подкрепляется ростом профессиональной музыкальной подготовки.
- Если мы с вами не предъявляем высоких требований как слушатели,
то исполнители и сочинители не стремятся к совершенствованию, что ведёт к
снижению наших музыкальных вкусов. Замкнутый круг. В результате то
хорошее, что есть на эстраде, теряется в массе низкопробных, безграмотных
ансамблей. Обратите внимание, что многие из групп подражают не самым
лучшим музыкантам Запада. И мы получаем оглушительный грохот
электроинструментов, пение под фонограмму безголосых певцов и
механический бездушный ритм. Эти группы и существуют только потому,
что на земле много слушателей, лишённых музыкального (настоящего) вкуса,
легко попадающих в сети эффектных шоу.
Знакомый нам американский певец и композитор Пит Сигер в
открытом письме “Всемирный потоп поп – музыки” в 1972 году размышлял:
“В нашем стремлении узнать новые музыкальные стили родной страны – и
новую, и старую. Конечно, в нашей жизни происходят перемены, меняются
музыкальные вкусы. Но знакомство с новым не должно приводить к
забвению старого.
Мне повезло: после краткого периода страстного увлечения
развлекательно – популярной музыкой (я играл на теноровом банджо в
школьном оркестре) мне удалось открыть для себя настоящий американский
фольклор, образцы которого никогда не звучали по радио. По сравнению с
этим искусством большинство популярных песенок 30 – х годов с их
бесконечными вариациями на тему: “милый, милый не могу без тебя…”
показались мне примитивными. Почти все они предназначались лишь для
одного: уговорить людей довольствоваться своей судьбой. Существует ли в
США популярная музыка, направленная против уклада “истэблишмента”?
Да, существует, но до настоящего времени она не имела доступа к
коммерческим каналам массового распространения: “подпольная поп –
музыка”.
Молодёжь, которая обязательно хочет слушать новейшие американские
шлягеры, как правило, не знает наших лучших популярных и народных
песен. Она знакома только с тем, что пропагандирует американская
индустрия…”
- Что хотел сказать этим Пит Сигер?
- У нас в стране происходит то же самое?
- Почему люди так “грезят” музыкой?
- Можно ли такую музыку сравнить с наркоманией? Почему?
- Чем привлекает такая музыка?
- Сегодня на уроке прозвучат произведения в исполнении
отечественных и зарубежных ВИА. Это будут хорошие примеры.
57
2. Рассказ о группе “Beatles”.
- Первой прозвучит лирическая песня “Потому что” в исполнении
одного из первых вокально-инструментальных ансамблей современного
типа.
Диск с песней “Beatles” “Потому что”
- Кто узнал, что это за ансамбль?
- Какое настроение передаёт музыка?
- Что вы знаете об этом ансамбле?
(Рассказ с показом слайдов)
“Четвёрка из Ливерпуля”, которой быль суждено открыть новую
страницу в истории музыки, стать ансамблем, соединившим в себе функции
композитора и исполнителя, открывшим для себя и своих слушателей
огромные богатства афро-американского фольклора.
БИТЛЗ – английский вокально-инструментальных квартет, самый
популярный музыкальный ансамбль 1960 – х годов. Возникла группа в
Ливерпуле, Великобритания, распалась в 1970.
Участники ансамбля –
Джон Леннон (9 октября 1940 – 8 декабря 1980)
Пол Маккарти (18 июня 1942)
Джордж Харрисон (25 февраля 1943 – 29 ноября 2001)
Ринго Старр (7 июля 1940)
Ансамбль зародился в 1956 на совместных выступлениях Леннона и
Маккартни, к которым вскоре присоединился Харрисон. Два года с ними
играл ударник Питер Бест, но в 1962 его сменил Старр. Этот ансамбль
первым сумел превратить рок в искусство. Музыканты относились к
создаваемой ими музыке с максимальным трудолюбием и неустанным
творческим поиском.
Пол, Джон и Джордж составляли ядро коллектива, остальные
музыканты часто менялись. Электрогитар у музыкантов не было. Начинали
они, как и тысячи других групп, с сифорла (смесь джаза, блюза и фолка).
Постепенно перешли к рок-н-роллу. Название тоже претерпело изменения –
от “The Quarrymen” до “The Beatles”.
Слово “beatles” сочетает в себе два значения - “beat” (удар, бит) и
“beetles” (жуки). Большинство биографов приписывают авторство названия
Джону Леннону. Вполне возможно. Если учесть его поэтические
способности и умение строить рассказы и стихотворения на игре слов. Джон
всегда был их лидером – самый оригинальный из них, самый мятежный
духом. Его влияние доминировало в музыке и образе мыслей “Битлз”. Пол
был столь же музыкально одарённым, и в некоторых отношениях его чисто
музыкальное дарование превосходило талант Джона, но именно Джон был
вперёдсмотрящим. Лидером Джона делала сила его личности. Он был не
просто старше Пола и Джорджа, которые на старых фотографиях выглядят
именно такими невинными и уязвимыми, какими они были на самом деле.
Джон был куда более зрелым, видавшим виды скептиком, всё видящим
58
насквозь, никому не доверяющим, отдающим себе отчёт в окружающей
фальши.
“Beatles” продолжали прогрессировать музыкально, но было понятно,
что история коллектива близится к логическому завершению. Личные
амбиции брали верх. Леннон начал выпускать сольные синглы и выступать
со своими новыми друзьями – группой Plastik Ono Band. С трудом удалось
уговорить не делать официальных заявлений по этому поводу.
Фактически, уже с августа 1969 года группа как единый коллектив
ничего не записывала. Каждый из четверых обзавёлся собственным проектом
на стороне.
Традиционно именно Пола Маккартни считают главным виновником
распада “Beatles”, однако, надо не забывать, что он сделал больше, чем кто-
либо другой, чтобы сохранить группу после смерти Эпштейна. Трудно было
проглотить первую пилюлю, но дальше было ещё хуже. В конце 1970 года
Маккартни подал в суд на Леннона, Стара и Харрисона, с тем, чтобы
аннулировать все существующие между ними договорённости.
Разбирательство затянулось на долгие годы, лишая фанатов всякой надежды
на возрождение “Beatles”.
После убийства Джона Леннона в декабре 1980 года рухнули
последние надежды на воссоединение легендарной команды, слухи о
котором периодически вспыхивали на протяжении всех 70-х. В 80-е годы
музыканты продолжали записываться и выпускать альбомы, правда, всё реже
и всё с меньшим успехом. А вот популярность самих “Beatles” никогда не
переживали кризиса. Частично из-за того, что они ушли со сцены
чемпионами, а не немощными, полузабытыми пенсионерами.
В 1999 году, когда началась истерия по подведению итогов уходящего
века, “Beatles” лидировали во всех опросах как лучшая группа XX века.
Слушание русской версии песни “Yesterday” - “Вчера” в исполнении
учителя в аранжировке синтезатора.
- О чём эта песня?
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
Исполнение с учащимися.
4. Итог урока.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература: Учебник, программа.
2. Наглядные пособия: портреты.
3. Музыкальный материал: песни из творчества «Кино» и «Beatles»