Тема: "Люблю природу русскую. Осень.
Осенние листья. А. Толстой «Осень», С. Есенин «Закружилась листва золотая», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник».
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Погладили по ручкам. Погладили по ножкам. Погладили по головке. Улыбнулись друг другу.
2. Подготовительная работа.
- Сегодня я предлагаю продолжить разговор об осени. Для этого мы отправимся в страну, в которой бываем на каждом уроке чтения. Догадались, куда мы отправляемся? ( Страна Литературия) (слайд 2 , 3)
- Наш путь лежит в город, в котором рождаются прекрасные стихи. Как называется этот город? (город Поэзии) (слайд 4)
- Кто живёт в этом городе?
- Предположите, почему на сегодняшнем уроке чтения мы попадаем в город Поэзии?
- Правильно. На уроках чтения мы убедились, что многие поэты говорили об осени стихами.
3. Речевая разминка. (слайды 5,6,7)
4.Проверка домашнего задания.
- Вспомните имена поэтов, чьи стихи мы читали.
( На слайде 8 появляются портреты поэтов, а дети называют их имена )
На следующем слайде 9 остаётся портрет А.А. Фета.
- Ребята, почему я оставила портрет этого поэта? (Этого поэта мы изучали на прошлом уроке)
Работа в группах. ( Дети читают стихотворение наизусть и оценивают себя)
5. Подготовительная работа (продолжение)
Сегодня картину осени нам помогут нарисовать несколько поэтов.
-Почему я сказала нарисовать, ведь мы будем говорить о поэтах и стихотворениях?
-Действительно, поэтов называют художниками слова.
- Пришло время отдохнуть.
Физпауза. (слайд 10)
6. А. Толстой «Осень» (слайд 11)
1. Чтение учителем
2. Беседа по содержанию.
-Какую картину вы себе представили?
-Какое настроение вызывает стихотворение?
-Какие слова передают грусть?
-Какое слово помогает представить осенние листья?
-Что вы представляете при чтении двух последних строк? (слайд 12)
-Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.
3. Чтение детьми стихотворения.
«Жужжащее чтение»
Чтение вслух.
7. С. Есенин «Закружилась листва золотая» (слайд 13)
1. Словарная работа перед чтением.
- Картины природы осенью никого не оставляют равнодушными.
- Обратите внимание на слова, которые встретятся вам в тексте. (слайд 14)
- Как вы их понимаете?
Чтение стихотворения учащимися.
- Жужжащее чтение.
3. Беседа по содержанию.
-С чем сравнивает автор листву? ( слайд 15)
- Как выглядит пруд?
- Какое настроение создает стихотворение?
4. Чтение вслух. Конкурс чтецов.
8. В. Брюсов «Сухие листья…» И. Токмакова «Опустел скворечник…»
1. Чтение учителем.
2. Беседа по содержанию.
- Почему листья сухие?
- Подумайте, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
-Какие сочетания слов повторяются?
- Почему опустел скворечник?
-Объясните, как вы понимаете выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».
-Предлагаю провести литературные чтения стихотворений В Брюсова «Сухие листья» и И. Токмаковой «Опустел скворечник»
3. Выразительное чтение стихотворения учениками.
8. Итог урока.
- Вспомните, какие произведения звучали на нашем сегодняшнем уроке?
- Наше сегодняшнее путешествие в страну Литературию подходит к концу.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Что осталось непонятным?
Домашнее задание.
Выразительно читать стихотворения.
2. Проиллюстрировать стихотворение на выбор