СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Лёгкое дыхание».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Лёгкое дыхание».»

_____________________

Урок № 11. Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Лёгкое дыхание».

Цели урока: продемонстрировать учащимся своеобразие рассказов И. А. Бунина о любви, новизну в изображении психологического состояния человека; раскрыть значение темы любви в творчестве писателя; развивать аналитико-синтезирующие способности в процессе комплексного анализа художественного текста; активизировать основные сферы читательского восприятия; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Класс: 11-А

Учитель: Цымбалюк Т.А.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент


II. Актуализация знаний


III. Введение в тему. Целеполагание

Всякая любовь — великое счастье…

И. А. Бунин


— Любовь — великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству.

Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И. А. Бунин, который утверждал, что «всякая любовь — великое счастье…» (Обращение к эпиграфу урока)

Сборник рассказов И. А. Бунина о любви «Тёмные аллеи» — шедевр позднего периода творчества писателя. Рассказы этого цикла близки не только по проблематике, воплощённому в них авторскому мироощущению, эмоциональной тональности, но и по композиционным приёмам, особенностям изобразительности и стиля. Писатель совершает в этой книге беспрецедентную по художественной смелости попытку: он тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) пишет «об одном и том же». Однако результат этого удивительного постоянства поразителен: чуткий читатель всякий раз переживает воссоздаваемую картину (казалось бы, заведомо известную ему) как абсолютно новую, а острота сообщаемых ему «подробностей чувства» не только не притупляется, но, кажется, лишь усиливается.


Как же в произведениях И. А. Бунина изображена любовь? Размышления над этим вопросом станут основой нашей работы на уроке.


IV. Работа над темой урока

— Сборник рассказов «Тёмные аллеи» можно назвать энциклопедией любовных драм. Писатель создавал его в годы Второй мировой войны (1937–1944). Позже, когда книга увидела свет, и читатели были потрясены «вечной драмой любви».

Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство.

В каждом из рассказов («Тёмные аллеи», «Руся», «Галя Ганская», «Натали», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание» и др.) показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. «Какое удивительное время — молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить её лишь тогда, когда всё осталось позади»,— утверждает И. А. Бунин.

Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле. И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно…


История создания — Находясь на кладбище, писатель увидел могилу совсем молодой девушки. Красавица была изображена на большом медальоне, откуда глядела на мир невероятно живыми, веселыми глазами. Именно это событие послужило толчком к написанию рассказа «Легкое дыхание». Было еще одно происшествие, пережитое автором в детские годы. Ушла из жизни младшая сестра Бунина – всеобщая любимица семьи. Жанр — Новелла или короткий рассказ.


Самостоятельное ознакомление со статьёй учебника по теме урока

Тема любви в творчестве Бунина

• Наиболее глубокое раскрытие нашла в цикле рассказов «Тёмные аллеи».

• Цикл «Тёмные аллеи» И. А. Бунина состоит из 38 рассказов, написанных во время Второй мировой войны.

• Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.

• Образ любви в творчестве Бунина — это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти.

• Любовь в произведениях Бунина — это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

• Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.

• Любовь у Бунина в некотором смысле преступна — это переступание нормы, выход за рамки обыденности.

• Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.


Какие чувства и эмоции вызывает у вас главная героиня рассказа Оля Мещерская? Ответы учащихся показывают, что восприятие героини молодыми людьми очень разное, эмоции сложные и противоречивые. Кому-то девушка нравится своей красотой, естественностью, независимостью; многие осуждают ее за легкомысленное поведение и ветреность, кого-то Оля одновременно и притягивает и отталкивает, но у большинства старшеклассников вызывает недоумение связь героини с казачьим офицером.

А как автор, на ваш взгляд, относится к своей героине? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспоминаем особенности поэтики Бунина, которые изучались на предыдущих уроках. Бунин очень лаконичен в выражении своего отношения к героям и, тем не менее, по тем словам, которые подбирает автор, и особенно по интонации, настроению, передаваемым писателем, его отношение определить можно. Учащиеся, зачастую не понимая смысла произведения, обычно очень точно чувствуют его атмосферу. Настроение легкой грусти, печали, сожаления об ушедшей из жизни героине, которым проникнуто «Легкое дыхание», безошибочно ощущается ими. А еще многие старшеклассники говорят о том, что автор, как им кажется, любуется своей героиней. По мнению учащихся, это отражается и в названии произведения (красивом, поэтичном, воздушном, как сама главная героиня, – высказывания учащихся), и в подслушанном классной дамой разговоре Оли с подругой о женской красоте, и в последних строчках рассказа. Очевидно, что чувства учащихся и автора по отношению к Оле Мещерской разные. Пытаемся понять, чем вызвано такое настроение Бунина, его любование героиней и отношение к ней, ведь поступки и поведение Оли вряд ли можно назвать нравственными. И в первую очередь обращаем внимание на то, как и сколько раз изображены в этой поэтической миниатюре глаза и взгляд Оли, ведь глаза – это зеркало души (одному или нескольким учащимся дается предварительное задание – найти и выписать все эпитеты, которые дает автор глазам героини). Вот эти эпитеты: «фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами», «ясный блеск глаз», «сияя глазами», «глядя на нее ясно и живо», «чьи глаза так бессмертно сияют», «с этим чистым взглядом». Такое пристальное внимание к глазам героини, я думаю, случайностью быть не может. Чистый, ясный, сияющий взгляд говорит о том, что так же чиста и душа Оли. Но как тогда можно объяснить связь героини с Малютиным и казачьим офицером, слухи о ее ветрености, легкомысленности и непостоянстве? 

Чему нам верить – чистому взгляду Оли или ее поступкам? Обращаемся к подслушанному классной дамой разговору Оли с ее подругой о женской красоте (эпизод зачитывается подготовленной ученицей или инсценируется). Из всех признаков красоты эта девочка каким-то внутренним чутьем выбирает самое важное, бессмертное - легкое дыхание. Вопрос к старшеклассникам:

Какие ассоциации рождает у вас словосочетание «легкое дыхание»? Чистота, свежесть, свобода, неуловимость, непосредственность. Эти слова чаще всего звучат в ответах учащихся. Обращаем внимание на то, что все это признаки не внешней, а внутренней красоты. И все они – и внешние, и внутренние признаки – присутствуют в Оле Мещерской. Вот чем пленяет главная героиня рассказа: в ней органически слились физическая и духовная красота, которые, только соединившись воедино, создают гармонию. Внутренняя цельность и гармоничность, дар женственности и красоты, себя не замечающих и не осознающих, талант жить полной жизнью – это именно то, что выделяет Олю среди других. Именно поэтому «она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена…».

А теперь обратимся к тому, что произошло с Олей летом и о чем мы узнаем из ее дневника. Вопрос к учащимся:

Как воспринимается произошедшее героиней? Какие строки дневника кажутся вам самыми важными? Старшеклассники отмечают поразительное спокойствие и даже какую-то отстраненность героини при описании того, что с ней случилось, в начале дневника и буквально взрыв эмоций в самом конце: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..». Именно эти строки, по мнению учащихся (и я с ними абсолютно согласна), являются самыми значимыми, так как дают возможность понять характер и поступки Оли Мещерской и все последующие события. Отвечая на вопросы: «Что произошло с Олей? Как вы понимаете слова «я никогда не думала, что я такая!»? О каком выходе, на ваш взгляд, идет речь?», учащиеся приходят к выводу о том, что героиня утратила свое «легкое дыхание», свою чистоту, невинность, свежесть, и эта потеря воспринимается ею как трагедия. Судя по всему, единственный выход, который она видит, – уйти из жизни.

Но как тогда понять поведение Оли в последнюю зиму ее жизни? Мы обращаемся к этому эпизоду, уже зная, что произошло с героиней летом. Задача учащихся – найти слова и предложения, показывающие состояние Оли. Старшеклассники выделяют следующие предложения: «В последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии…», «незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников», «… толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой.». Акцентируем внимание учащихся на выделенных словосочетаниях: «как говорили в гимназии», «уже пошли толки», «казалась самой беззаботной, самой счастливой». В большинстве случаев юноши и девушки способны самостоятельно сделать вывод о том, что это внешний, далекий от истинного понимания того, что на самом деле происходит в душе героини, взгляд. Оля действительно только кажется беззаботной и счастливой. И ее сумасшедшее веселье – это, на мой взгляд, лишь попытка забыться, уйти от боли, от того, что случилось летом. Попытка, как мы знаем, неудачная. Почему? Мне сложно согласиться с теми критиками и учителями, которые говорят о том, что Оля не замечает своего упоения пустыми удовольствиями, что она легко и беззаботно порхает по жизни, незаметно для себя и спокойно переступая через нравственные нормы и правила, что она «грешница», не помнящая своего падения». На мой взгляд, бунинский текст не дает нам оснований для таких выводов. Оля не может смириться с утратой «легкого дыхания», с осознанием, «что она такая!». Героиня судит себя сама, и ее нравственный максимализм не дает ей возможности оправдания. Каков же выход? Оля найдет его. Учащиеся вновь обращаются к тексту, зачитывается (мы инсценируем данный эпизод) эпизод, в котором трагически обрывается жизнь героини. Вопрос к учащимся:

Как вы считаете, убийство Оли Мещерской казачьим офицером - трагическая случайность? (задача учащихся – найти слова и выражения, помогающие понять мотивы и причину Олиных поступков). Самостоятельно или с помощью учителя старшеклассники выделяют следующие моменты: «казачий офи­цер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская», «сказал, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой, а на вокзале… вдруг сказала ему , что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке – одно издевательство над ним, и дала ему прочитать ту страничку дневника, где говорилось о Малютине». Все выделенные фразы и слова, на мой взгляд, однозначно говорят нам о намеренности, сознательности, целенаправленности поступков главной героини. Совершенно очевидно, что, заводя роман с «некрасивым… плебейского вида» казачьим офицером не своего круга, Оля преследовала какую-то цель. А ее поведение на вокзале, в момент прощания, - не что иное, как провокация. Провокация, которая не могла закончиться иначе как выстрелом. И этот выстрел, трагически оборвавший жизнь Оли Мещерской, есть тот единственный выход, который был найден героиней рассказа: уйти от самой себя, смириться с потерей «легкого дыхания» не удалось, жить дальше с осознанием, что она «такая», - невозможно. Но самостоятельно уйти из жизни той, кто является, по мнению писателя, воплощением самой жизни, мужества не хватило. И Буниным показана не сцена убийства, а удавшаяся попытка самоубийства. Осознание данного факта заставляет учащихся другими глазами посмотреть на главную героиню рассказа. Утратив физическую чистоту и невинность, Оля Мещерская не утратила своей цельности и духовной чистоты – ее нравственный максимализм тому подтверждение. А своей смертью она вернула себе вновь «легкое дыхание, которое снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Что же хотел сказать Бунин своим рассказом, в чем его сокровенный смысл? Ответить на этот вопрос нам помогает композиция рассказа. Она очень сложна и на первый взгляд хаотична, но только на первый… Именно такое построение рассказа, на мой взгляд, дает нам ключ к разгадке и пониманию сути произведения. Вместе с учащимися чертим композиционную схему рассказа: «Легкое дыхание» (в данном случае название, несомненно, является полноправным элементом композиции) – кладбище – период расцвета героини и ее последняя зима, включая разговор с начальницей гимназии (внешний взгляд на героиню) – сцена убийства – дневник – вновь кладбище – история классной дамы – подслушанный ею разговор Оли с подругой о легком дыхании – финал рассказа («Теперь это легкое дыхание…»). После составления схемы становятся очевидными и кольцевая композиция, причем двойная ( кладбище – кладбище, легкое дыхание – легкое дыхание), этой лирической миниатюры, и центральное место дневника Оли, и то, что автор ведет нас от внешнего взгляда на героиню к постижению ее внутренней сути. Все это, по словам Л.А.Смирновой, «позволяет сохранить удивительное дыхание красоты, «бессмертно сияющие» «чистым взглядом» глаза» главной героини. Я не могу с ней не согласиться, тем более что композиционно кольцо «кладбище – кладбище» находится внутри кольца «легкое дыхание – легкое дыхание». Таким образом, всем строем своего рассказа, овеянного тихой грустью и лирикой, ритмичного, как дыхание главной героини, рассказа, написанного в разгар 1-ой мировой войны, И.А Бунин убеждает нас в торжестве жизни над смертью, в хрупкости и вместе с тем неуничтожимости красоты и любви.

Анализ рассказа будет неполным без обсуждения еще двух вопросов:

Какую роль в рассказе играет разговор главной героини с начальницей гимназии? Зачем в произведении о жизни и смерти Оли Мещерской дана история ее классной дамы? Эти вопросы предлагаются учащимся в качестве домашнего задания, и с их обсуждения начнется следующий урок по творчеству И.А.Бунина.


Работа в группах над анализом структурных уровней рассказа.

Мастерство писателя проявляется на всех структурных уровнях рассказа.

1 группа работает с художественным временем рассказа. Задание сформулировано так: “Покажите обилие временных скачков в рассказе. Для чего они служат? Какие события представлены бегло, какие - более крупно?”

Мы можем наблюдать постоянные переходы из прошлого в настоящее и обратно: настоящее (описание могилы Оли) – прошлое (гимназическая жизнь Оли) – почти настоящее (смерть Оли) – прошлое (падение Оли) – настоящее (классная дама на пути к могиле Оли) – прошлое (классной дамы) – настоящее (классная дама на могиле Оли) – рассказ из прошлого (о легком дыхании) – настоящее (ветер на кладбище). Некоторые эпизоды с точки зрения фабулы имеющие не самое важное значение в жизни главной героини (разговор с начальницей; разговор о легком дыхании) представлены крупнее, в подробных деталях, а другие, казалось бы, поворотные события в жизни Оли Мещерской (например, сцена ее гибели) даются лишь мельком. Если мы переставим все события в рассказе в хронологическом порядке, они не покроют всю биографию Оли, далеко не все будет ясно, мы не сможем определить, к какому периоду ее жизни относится разговор о легком дыхании.

Таким образом, мы видим, что время в рассказе, с одной стороны, остановлено, а с другой, идет неравномерно, в обрывами, в разных направлениях, т.е. время преодолевается.

2 группа рассматривает проблему сюжета и фабулы произведения. Задание сформулировано так: “Покажите последовательный обрыв фабульных связей: что остается неизвестным в рассказе? Какие детали не относятся к развитию действия рассказа?”

Действительно, многие детали в развитии действия остаются неизвестными: так, неизвестно, к чему приводит самоубийство Шеншина, чем завершается разговор Оли с начальницей после ее скандального признания, что стало с убийцей Оли, с Малютиным после того, как раскрылась правда о совращении Оли. С другой стороны, очень ярко и крупно в рассказе представлена не имеющая отношения к действию подруга Оли Субботина, в подробностях описан царь на портрете, упоминается в дневнике Оли некий Толя, о котором далее нет ни слова, можно только догадываться, кто это.

Получается, что сюжет движут вовсе не относящиеся к фабуле факты. Все события в рассказе происходят как бы случайно, неожиданно. Так, и красота к Оле пришла “без всяких забот и усилий”, и роковой выстрел прозвучал “вдруг”.

3 группа рассматривает отношение героини к различным фонам рассказа. Задание звучит так: “Расскажите, на каком фоне обычно в рассказе изображается Оля Мещерская? В каких отношениях находится героиня с этими фонами?”

Мы наблюдаем, что героиня изображается на фоне толпы (гимназисток, первоклассниц, толпы на катке, на вокзале), то сливаясь с ней (“ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц”), то выделяясь из нее (“никто не танцевал так на балах, никто не бегал так на коньках, ни за кем на балах не ухаживали столько”). Мы также видим Олю на фоне сада (из ее дневника), на фоне чистого и светлого кабинета начальницы. В обоих случаях автор явственно передает Олино ощущение восторга и восхищения этими фонами (“и я думала так хорошо, как никогда в жизни”), восхищения их реальным предметным существованием (“Оле очень нравился этот необыкновенно чистый и большой кабинет”). Но и мир рассказа последовательно и вызывающе физичен, мы ясно видим, слышим, осязаем гладкость и тяжесть дубового креста, звон ветра, растрепавшиеся волосы, “ровный пробор в молочных, аккуратно гофрированных волосах начальницы”… Ощущение красоты физического мира роднит героиню с мироощущением автора, недаром В. Набоков назвал прозу Бунина “парчовой”. Каждый из героев прежде всего характеризуется через внешние детали (Субботина – полная, высокая; классная дама – высокая немолодая девушка; Малютин – глаза совсем молодые, черные, а борода разделена две длинные части и совершенно серебряная – это взгляд Оли, но как же он близок авторскому видению!).

Осуждает ли автор свою героиню за ветреность, бездуховность? Напротив, любуется этими ее качествами. А это, в свою очередь, знак новой модернистской эпохи – отказ от любых морально-этических оценок.

4 группа ищет в рассказе все возможные портреты и рамки и отвечает на вопрос, как ведет себя в них героиня.

Мы обращаем внимание на портрет царя, но в рассказе нет словосочетания “портрет царя”, Оля смотрит на “молодого царя, во весь рост написанного среди какой-то блистательной залы”, в собственном Олином портрете автор подчеркивает “радостные, поразительно живые глаза”. Рама портрета не может удержать в своих пределах живость Оли, она выходит за рамки, в том числе и в переносном смысле, нарушая рамки приличий (символичен образ платка, которым она закрывает лицо в эпизоде падения), границы поведения (у гимназистки внешность женщины). Героиня не слушается наставлений, преждевременно превращается из девочки в женщину, сходит с ума от веселья, грубит начальнице, готовится жить вечно, умирает, оживает в памяти классной дамы… Как бабочка, постоянно выпархивает из всех рамок, норм поведения, возрастов, жизни, смерти.

5 группа получает следующее задание: “Жизнь и смерть постоянно сталкиваются в рассказе на уровне отдельных образов. Покажите это на примерах”.

Ребята при работе над этим заданием выделяют такие образы, как “моложавая, но седая начальница”, “немолодая девушка”, Малютину “56 лет, но все еще очень красив”, “зимнее солнце”, “холодный весенний ветер”. Эти бунинские оксюмороны подчинены единой художественной задаче – попытке преодолеть смерть, выйти в бессмертие.

Для 6 группы задание звучит так: “Раскройте глубинный смысл образа “легкого дыхания”. Какие детали смыкаются с этим образом по содержанию?”

Учащиеся отмечают семантическую связь образа легкого дыхания с ветром, по ассоциативной цепочке – с движением воздуха (растрепавшиеся волосы Оли, ее заголившееся колено, как она “вихрем” носилась по залу). Название рассказа обусловлено темой старинного рассказа о женской красоте, но финальное предложение рассказа делает образ легкого дыхания обобщенным до образа всего мира: “Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре”. Деталь облика девушки сливается с пейзажем, эта деталь при всей своей физичности в то же время оказывается и духовной по сути. С другой стороны, дыхание можно связать и со словом (акт говорения невозможен без акта дыхания).


Выступление групп. Взаимооценка


Выводы

Мы видим, как деталь облика героини становится частью мирового баланса, как она сливается с ним, а значит и исчезает, и сохраняется на вечные времена (вспомним, как Оля собиралась жить вечно). Эффект легкого дыхания составляет основу рассказа И. Бунина. Мы вместе с автором и героиней преодолеваем время, пространство, а значит, саму смерть. Бунин использует для этого эффекта модернистские приемы: игру со временем, с фоном, с рамками. Искусство вечно, слово, человеческая память способны преодолеть смерть. Слово несет в себе огромный духовный потенциал. Приникая к этому живительному источнику, мы и сами приобщаемся к Вечности. “Память противостоит уничтожающей силе времени… Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, “накоплений культуры”, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей”, - писал академик Д.С. Лихачев. Думается, эти мысли были созвучны духовному облику И. Бунина и во многом определяли художественные задачи, которые он решал в своих произведениях.


V. Подведение итогов

Рефлексия


VI. Домашнее задание

Прочитать рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник».










































Исследовательская работа (в мини-группах)

Задания группам

1-я группа (работает с художественным временем рассказа).

Покажите обилие временных скачков в рассказе. Какова их функция? Какие события представлены бегло, какие — более крупно?

2-я группа (рассматривает проблему сюжета и фабулы произведения).

Покажите последовательный обрыв фабульных связей: что остаётся неизвестным в рассказе? Какие детали не относятся к развитию действия рассказа?

3-я группа (рассматривает отношение героини к различным фонам рассказа).

Расскажите, на каком фоне обычно в рассказе изображается Оля Мещерская. В каких отношениях находится героиня с этими фонами?

4-я группа (ищет в рассказе все возможные портреты и рамки).

Ответьте на вопрос: «Как ведёт себя героиня в созданных писателем портретах?».

5-я группа.

Жизнь и смерть постоянно сталкиваются в рассказе на уровне отдельных образов. Покажите это на примерах.

6-я группа.

Раскройте глубинный смысл образа «лёгкое дыхание». Какие детали смыкаются с этим образом по содержанию?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!