План урока
Тема урока: Тема «маленького человека» и его социальный протест в поэме «Медный всадник»
Цель урока: провести художественный анализ произведения А.С. Пушкина «Медный всадник»;
Задачи урока:
Образовательная:, определить идейное и художественное своеобразие поэмы, выявить особенности композиции, проанализировать образ героя поэмы, раскрыть сущность «маленького человека»;
Развивающая: развивать умение анализировать художественный текст, развивать навыки выразительного чтения, комментированного чтения;
Воспитательная: воспитывать в обучающихся любовь к прекрасному, воспитывать внимательного, вдумчивого читателя;
Тип урока: урок изучения нового материала, практическое занятие
Методы проведения: урок-беседа, работа с художественным текстом;
Межпредметные связи: мировая художественная культура, история;
Оснащение урока: тексты поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», иллюстрации.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация познавательной деятельности
Учитель: - Изображение «маленького человека» - одна из основных тем русской литературы. Вы с некоторыми произведениями уже познакомились. А почему эта тема одна из ведущих в русской литературе? К этому вопросу вернемся в конце урока.
- Что включает в себя понятие «маленький человек»?
Ученики отвечают: Незначительный, не выделяющийся из толпы, не защищающий свои права.
Учитель: Для кого «маленький»? Для других людей? Для себя? Для общества? Кто, что сделало его «маленьким»?
Над этим вопросом мы будем размышлять в ходе урока и в конце сделаем вывод. (Запись вопроса на доске)
Учитель: - Назовите прочитанные произведения, в которых мы встречаем образы «маленьких людей»?
Ученики отвечают: А.Пушкин. «Станционный смотритель». Н.Гоголь. «Шинель».
Учитель: - Герои этих произведений?
Ученики отвечают: - Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин.
Учитель: - Правильно. Каковы приемы создания образа «маленького человека»?
Ученики отвечают - Портрет, монолог, поступки героя, авторские детали, интонации, повествования, интерьер, пейзаж… если затрудняются – наводящие вопросы – например – является ли портрет таким средством/Как отражается этот образ в портрете героя? (5 мин)
Учитель: Мы выяснили основные понятия, а теперь давайте рассмотрим поэму «Медный всадник» и будем размышлять о судьбе города Петербурга, о судьбе его основателя и о судьбах тех простых людей, которые жили и живут в этом противоречивом городе;
Запишите тему сегодняшнего урока.
Вступление преподавателя: 5 мин.
Обратимся к художественному тексту. Все обратили внимание, что вступление к поэме занимает четверть всей поэмы.
Учитель: Какой подзаголовок имеет поэма?
Ученики отвечают : петербургская повесть
Учитель: Что такое повесть? Какой дополнительный смысл дает нам такой подзаголовок?
Ученики отвечают: Повесть – это жанр эпического произведения, в котором ведется повествование о судьбе одного человека. Определение «петербургская» указывает на место происходящих событий.
Данный подзаголовок подсказывает нам, что главным героем повествования все-таки является Евгений, а не Петр I, и именно о его судьбе будет повествование.
Учитель: Какая роль отводится Петру в поэме?
Ученики отвечают: Петр I – это образ правителя, образ власти, которая вступает в конфликт с «маленьким человеком»
Учитель: верно, вот мы и подошли к теме нашего урока. Давайте проанализируем особенности конфликта между властью и маленьким человеком. Начнем с образа Петра. Назовем и запишем в тетрадь все наименования Петра.(ученики работают с текстом, ищут разные названия правителя) (Запись в тетрадь) (5 мин)
Ученики отвечают: - кумир на бронзовом коне - кумир с простертою рукой - строитель чудотворный - мощный властелин судьбы - державец полумира - горделивый истукан - грозный царь - Всадник Медный)
Учитель: посмотрите внимательно на найденные нами определения. Каким представляется нам император в поэме «Медный всадник?»
Ответ учащихся: Петр представляется нам грозным властителем, в руках которого судьба России и каждого отдельного человека. Большинство определений содержат негативную оценку.
Учитель: как вы думаете, почему именно таким Пушкин изображает Петра I?
Ученики отвечают: Потому что образ этого правителя – один из самых противоречивых образов русской истории. С одной стороны, он «прорубил окно в Европу», построил Петербург, наладил торговые связи с Европой, но с другой стороны, все эти достижения стоили жизней многих людей.
Учитель: Да, образ действительно противоречивый. Но самое главное, что Петр I – олицетворение неограниченной власти, перед которой бессилен «маленький человек». Это одна из проблем, которую поднимает Пушкин в своей поэме. Но эта проблема не единственная, давайте выделим основные конфликты поэмы.
конфликт власти и «маленького человека»
конфликт стихии и человека
конфликт города и деревни. (Запись в тетради)
Все эти конфликты важны в произведении, но особенно нас интересует первый конфликт. Давайте приступим к его подробному рассмотрению.
Обратимся к образу героя поэмы – Евгению. Давайте дадим характеристику герою, какой человек предстает перед читателем.
Работа с текстом: «Пришел Евгений молодой...», «Живет в Коломне; где-то служит…», «Что был он беден, что трудом// Он должен был себе доставить//
И независимость и честь;//Что мог бы бог ему прибавить//Ума и денег. Что служит он всего два года…»;
Перед нами возникает образ мелкого чиновника. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Но этот «маленький человек» тоже может мечтать, о чем?
Работа с текстом: «Приют смиренный и простой// И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, год-другой// Местечко получу, Параше// Препоручу семейство наше// И воспитание ребят...»;
(Слайд «Евгений»)
Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Евгений решил сосредоточиться на поисках личного счастья в семье. Однако герой вынужден переосмыслить свою жизнь и свои отношения с миром.
Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его.
Найдите описание наводнения.
Что напоминает вам наводнение, описанное Пушкиным в поэме, и его последствия? Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия?
Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?
Работа с текстом: «Обломки хижин, бревны, кровли// Товар запасливой торговли// Пожитки бледной нищеты// Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища// Плывут по улицам! Увы! всё гибнет: кров и пища!»
Начался бунт беспощадной стихии, город захвачен. Гибнет все, даже ни в чем не виноватое, ибо природное, стихийное разливается по всем пространству Петербургу.
Что происходит в это время с Евгением, что происходит с его мечтой о личном счастье? Найдите в тексте цитаты о состоянии героя во время наводнения?
Работа с текстом: Сидел недвижный, страшно бледный// Евгений. Он страшился, бедный// Не за себя. Он не слыхал// Как подымался жадный вал// Ему подошвы подмывая// Как дождь ему в лицо хлестал…
Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».
Почему Евгений лишается рассудка, что с ним происходит, как происходит переосмысление жизни?
Работа с текстом: Но бедный, бедный мой Евгений ...// Увы! его смятенный ум// Против ужасных потрясений// Не устоял. Мятежный шум// Невы и ветров раздавался //В его ушах. Ужасных дум// Безмолвно полон, он скитался// Его терзал какой-то сон…
Давайте подумаем, к каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами «с Божией стихией царям не совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй»?
Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздается шум бури. Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Евгений вдруг становится отрешенным от всего меркантильного и обращается к высшим интересам мировой справедливости:
«иль вся наша// И жизнь ничто, как сон пустой// Насмешка неба над землей…»! Поиск ответа на этот вопрос посылает безумного Евгения к подножию кумира и вызывает в его душе огненную и черную волну бунтарства.
Работа с текстом: Кругом подножия кумира// Безумец бедный обошел// И взоры дикие навел// На лик державца полумира// Стеснилась грудь его…
Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему. Давайте обозначим этот диалог с бронзовым кумиром. К чему приводит бунт Евгения? Обратите внимание на вторую иллюстрацию А.Бенуа (Слайд).
Работа с текстом: Бежит и слышит за собой// Как будто грома грохотанье// Тяжело-звонкое скаканье// По потрясенной мостовой…
Евгений наконец понял, кто виноват в его бедах; повинно в них то самое государственное устройство, при котором существуют бунты, и достается больше всех как раз тому, кто к это не причастен, к таким простым людям как Евгений.
Работа с текстом: 40 мин.
Микровывод: Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – Петербурга.
«Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них - Петра - сколько возможно более «великим», а другого - Евгения - сколько возможно более «малым», «ничтожным». «Великий Петр», по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; «бедный Евгений» - воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности».
4. Закрепление материала
Дайте развернутый ответ на проблемный вопрос:
1) В чем, по-вашему мнению, своеобразие художественного решения конфликта поэмы?
Выполнение задания: 1 мин.
5. Подведение итогов урока
Сегодня мы провели художественный анализ поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», выявили ее идейное и художественное своеобразие. Давайте подведем итоги: завязка и конфликт «Медного всадника» классицистичны: идея личного счастья, носителем которой является Евгений, сталкивается с идеей государственности Петра. Всё решается не в пользу той или иной стороны, а ставится вопрос о нахождении согласованности современности и истории, личности и государства, счастья и законности. Эта идея – ядро концепции поэмы, определяющее ее поэтику и стиль. Маленький человек, которого не брал в расчет в своих державных деяниях царь, вдруг удостаивается внимания, осознается им, и окружающими, и самим повествователем как историческая сила, достойная соперничества и даже равная «державцу».
Подведение итогов: 3 мин.
6. Домашнее задание: ответ письменно: Можно ли считать создание образа Евгения в поэме одной из первых попыток создания образа «маленького человека» в русской литературе?