СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. «Мастер и Маргарита» - итоговый философский роман М.А. Булгакова. Проблематика, идея и композиция произведения. Библейские мотивы в романе. Образы Иешуа и Понтия Пилата.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

-охарактеризовать сюжетно- композиционную структуру и жанровую особенность романа М.А. Булгакова, определить главные проблемы и темы произведения;

-в ходе беседы по библейским главам сосредоточить внимание учащихся на своеобразии интерпретации евангельских мотивов и образов;

-способствовать формированию высоких моральных качеств человека.

Просмотр содержимого документа
«Тема. «Мастер и Маргарита» - итоговый философский роман М.А. Булгакова. Проблематика, идея и композиция произведения. Библейские мотивы в романе. Образы Иешуа и Понтия Пилата.»

учитель русского языка и литературы

Ткаченко Людмила Алексеевна

МБОУ СОШ № 30

г. Симферополь



МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»











Методическая разработка







Урок литературы в 11-м классе

Тема. «Мастер и Маргарита» - итоговый философский роман

М.А. Булгакова. Проблематика, идея и композиция произведения.

Библейские мотивы в романе. Образы Иешуа и Понтия Пилата.

Цель:

-охарактеризовать сюжетно- композиционную структуру и жанровую особенность романа М.А. Булгакова, определить главные проблемы и темы произведения;

-в ходе беседы по библейским главам сосредоточить внимание учащихся на своеобразии интерпретации евангельских мотивов и образов;

-способствовать формированию высоких моральных качеств человека.

Тип урока: комбинированный, с элементами исследования и анализа художественного произведения.

Оборудование: портрет М.А. Булгакова; логические схемы; фрагмент из фильма режиссера Д. Хеймана «Иисус»; ксерокопии раздаточного материала по четырем Евангелиям.





Эпиграф: Он гений.

Анна Ахматова.





Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Вступительное слово учителя.

Михаил Булгаков. Сегодня книги этого писателя известны каждому. А всего каких-нибудь сорок пять лет назад о нем знали разве что профессионалы и эстеты словесности, да и те старались не произносить его имени лишний раз.

Но был 1966 год и была журнальная публикация «Мастера и Маргариты». Купированная, робкая, на читателей она произвела впечатление разорвавшейся бомбы .Стало ясно, что, кроме Фадеева, Гладкова, Федина, Бабаевского и других, с трудом вспоминаемых нынче писателей, были и другие, высоко талантливые и искусственно забытые мастера.

Один из них Михаил Афанасьевич Булгаков, который раскрыл в своем творчестве важнейшие проблемы ХХ века.

Теперь, когда мы стремимся осмыслить свое прошлое и настоящее, Булгаков сможет дать ответы на сложнейшие вопросы нашей эпохи.



Вопросы к классу:

- Какое место в литературном наследии писателя занимает роман «Мастер и Маргарита»?

(Это итоговое произведение).

(Это любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Около 12 лет он работал над ним).

- Почему Булгаков не верил в возможность увидеть свою книгу

напечатанной?

( Во время сталинской диктатуры трудно было ожидать чуда). ( Из 300 рецензий, опубликованных на его произведения, 298 были разгромными). (Многие писатели и критики, прочитавшие рукопись, не смогли оценить ее по достоинству).



Учитель ( продолжает вступительное слово).

- Критик В. Лакшин не без иронии отмечал: « Когда в 60-е годы имя Булгакова вдруг загорелось на литературном небосклоне как сверхновая звезда, первыми растерялись профессора и искусствоведы: в их курсах и учебных пособиях.... молодому писателю почти не находилось места. И поскольку трудно уже было не замечать, его стали оттеснять в общую шеренгу, подравнивая, как в строю, литературные затылки».

Среди давших высокую оценку роману была Анна Ахматова, которая сказала об авторе «Мастера и Маргариты»: «Он гений».

- Обратимся к тексту романа. (Выразительное чтение учащимися последних двух абзацев 32 главы).

- Слушай беззвучие,- говорила Маргарита Мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами,- слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни,-тишиной, Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду…

- Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут тебе петь, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи…

- Ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.- Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому. И Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя.

Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля –звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.

- Кто же такие Мастер и Маргарита, которая будет беречь сон любимого?

И почему нужно отпускать на свободу Понтия Пилата?

(Однозначно не ответишь . Нужно знать и понимать текст произведения)

Еще в 60-е годы такие критики, как П. Палиевский, М. Виноградов и М. Чудакова высказали мнение, что о романе нельзя судить с традиционных позиций, что это особое произведение, в котором писателю удалось сплавить воедино фантастическое и реальное, сатирическое и романтическое, иронию и сарказм.

III.Тема, цели урока.

IV. Восприятие учебного материала.

1.Как определил Булгаков жанр «Мастера и Маргариты»?

( Как мистический, сатирико- философский роман. В нем удивительно совместились философия и история, фантастика и реальность).

2.Что нам известно о работе автора над своей книгой?

(Сохранившиеся материалы шести редакций позволяют проследить, как менялся замысел романа, его сюжет, композиция, система образов, название, сколько было отдано труда и сил, чтобы произведение приобрело законченность и художественное совершенство)

3.Проблемы романа, тема, идея.

Поскольку роман «Мастер и Маргарита» является итоговым произведением Булгакова, то естественным образом в них ставятся проблемы, волновавшие писателя на протяжении всего его творчества. Здесь они находят свое завершенное решение.



Запись в тетрадях.

Моральные и философские проблемы романа:

- свобода и насилие;

- художник и власть;

- смысл существования человека;

- духовная сущность мира;

- значение любви в жизни;

- соотношение добра и зла и другие

( краткий комментарий учителя)

Главная тема произведения:

- изображение трагедии человека и всего мира.

Раскрывая эту тему, писатель утверждает идею высоких человеческих ценностей- добра, справедливости, любви и свободы.

4. Композиция романа.

Учитель. Такая глубина идейной концепции романа образуется за счет своеобразного построения произведения, его композиции.

1). Роман в романе

1- роман об Иешуа и Понтии Пилате

2- роман о Москве 30-х годов

Комментарий: это роман в романе ( Мастера и о Мастере), которые зеркально повернуты друг к другу, и игра отражений и параллелей рождают художественное целое. (Е. Сидоров).

2).Еще одна особенность композиции – принцип контрапункта (соединение разных, относительно независимых сюжетных линий, которые развиваются с разной скоростью).

ВЫВОД. Таким образом,композиционно в романе соединяются разные сюжетные линии, темп развития которых не совпадает.



5.Осмысление философской концепции писателя.

А).Учитель. Временная разница между событиями в Москве и Ершалаиме очень велика. Какова точка отсчета тех временных координат, в которых существуют персонажи булгаковского произведения?

Комментарий ученика.

Настоящее время, в котором живут и действуют москвичи,-это майские дни 1929 года.

Прошедшее время, в котором разворачиваются события романа Мастера, -это Ершалаим « четырнадцатого числа весеннего месяца нисана».Разница между этими событиями 1990 лет.

ВЫВОД. Время в романе концептуально ( от лат.conceptus- мысль, понятие). Писатель сближает прошлое и современность.

Б). Учитель. В романе есть герои, которые одинаково чувствуют себя как в настоящем, так и в прошедшем. ( Это Воланд, его свита, сам Мастер, пишущий о Пилате, и , в конце концов, встречающийся с ним.

Очевидно, для этих героев есть какое-то третье время.Эти времена, а иначе говоря миры, существуют не отдельно друг от друга, а переплетаются ( принцип контрапункта).

В). Учитель. Нельзя не заметить, что каждая глава из романа Мастера гачинается словами, которыми заканчивается предыдущая глава из жизни москвичей 30-х годов.

Учащиеся записывают текст:

« В белом плаще…»

« Солнце уже снижалось над Лысой Горой, и была это гора оцеплена двойным оцеплением…»

« Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла невидимый прокуратором город».

Учитель. Вы не заметили в начале романа какую-то таинственную связь в происходящих событиях?

( Связь между тем, что происходит в Москве нынче, и тем, что происходило в Ершалаиме много лет назад)

ВЫВОД. Итак, художественное целое романа- это своеобразный перекресток двух миров: земного и библейского. Эти миры втречаются и пересекаются в вечности.

С этих позиций вечности объясняется таинственная связь между встречей на Патриарших прудах и историей допроса Иешуа.

Учитель. Когда же происходят эти события?

( Они происходят в один и тот же день календарного года, а именно:в Страстной четверг).

Комментарий ученика.

Полная несения луна, которая сияет в небе Ершалаима и Москвы,-это намек на то, что на дворе Страстная неделя, канун Пасхи, отмечаемый в христианском мире в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Учитель. Какова же философская концепция булгаковского романа?

ЗЕМНОЙ МИР

КОСМИЧЕСКИЙ МИР { ТРОЕМИРИЕ

БИБЛЕЙСКИЙ МИР

Каждый из этих миров имеет 2 стороны: внешнюю, которую винят все, и внутреннюю – невидимую.

ТРОЕМИРИЕ – открытие Булгакова?

Комментарий ученика.

Как философская категория , она существовала в трудах выдающегося философа 18 века Григория Саввича Сковороды. Его философское учение исходит из идеи 3-х миров, каждый из которых имеет две стороны.



МАКРОКОСМ ---------------------------------- ВСЕЛЕННАЯ

3-я РЕАЛЬНОСТЬ----------------- ее современный образец

БИБЛИЯ

МИКРОКОСМ------------------------------------ ЧЕЛОВЕК



Учитель. Что дало Булгакову использование мотивов Сковороды?.

( Это помогло писателю понять тайный, нескрытый смысл жизни и показать ее истинную суть).





6. Библейский сюжет романа.

Учитель. В ходе урока мы должны ответить на вопросы:

- Что это? Евангелие от Булгакова?

- Кто такой Иешуа Га-Ноцри – Христос или нет?

- Чем отличается он и ершалаимские жители от библейских гкроев?

- В чем смысл такой литературной игры писателя со своими персонажами и читателями? Для чего все эти загадки, перекручивание имен и лбращение к известным событиям?

Можем ли мы говорить о создании писателем нового Евангелия, поскольку само слово «Евангелие» ориентируют читателя на Библию?

Комментарий ученика. В «Библейской энциклопедии» 1891 года, написанной архимандритом Никифором ( этим изданием скорее всего пользовался Булгаков) говорится: « Называются эти книги Евангелиями, потому что для человека не может быть более радостного известия, чем добрая весть о Божественном спасителе и вечном спасении»

Учитель. Сколько известно в Библии Евангелий?

Комментарий ученика. Их четыре.Они отличаются авторской позицией, трактовкой образа Христа и художественными особенностями. Каждый из евангелистов имел свою цель и свою аудиторию.

( Учащиеся знакомятся с раздаточным материалом)

Матвей обращался к евреям и потому говорил о Христе, как об обещанном Богом Мессии, как о помазанике Божьем, долгожданном царе Иудейском.

Марк писал, обращаясь к римлянам, и говорил о Христе как о слуге Божьем.

Лука писал для язычников и подчеркивал, что Христос – Сын Человеческий.

Иоанн обращался ко всему человечеству, утверждая, что Христос –Сын Божий.

Учитель. К Евангелиям обращались многие художники, писатели, кинематонрафисты, чтобы в своих произведениях воссоздать образ Христа.

( Фрагмент из фильма режиссера Джона Хеймана « Иисус»)

( Допрос героя Понтием Пилатом)

Учитель. К какому Евангелию обратился Д.Хейман, создавая образ Иисуса?

( Скорее всего это Евангелие от Луки)

- А Булгаков?

( Булгаков также развивает главные идеи Евангелия Луки, в котором Христос изображается как Сын Человеческий).

- Можем ли мы провести параллели между кинематографическим образом Иисуса и булгаковским героем Иешуа Га-Ноцри?

( По тому как ведет себя герой фильма , в каких ситуациях показан, следует что Иисус Д.Хеймана- это копия евангельского образа.

Иешуа Булгакова иной. Он не Христос и не литературная интерпретация. Иешуа – человек!)

Учитель. Верно. Используя библейскую легенду, Булгаков отступает от нее, Изображение Иешуа дано без всякого намека на мессианство.

7. Беседа по библейским главам романа.

- Как выглядел герой?

( « Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора»)

Учитель. Прокомментируйте последнее предложение цитаты.

( Очевидно, он боится смерти. Пугается, когда узнает , что его хотят убить).

Учитель. Каким вы увидели Иешуа Га-Ноцри?

( 1). По-моему, Иешуа- художественный образ. Автор избегает точных исторических совпадений. Ему 27 лет ( вместо 3 3по Евангелию). Он не помнит своих родителей. По происхождению «кажется сириец»( а не еврей как Иисус)..Он родом из города Гамла ( вместо Вифлеема), имеет одного ученика ( а не 12 ), Иешуа Га-Ноцри у Булгакова – бродячий философ, обыкновенный человек, даже слабый, на первый взгляд.

2).Он близок к людям , к земному миру. Поэтому он не столько свят, сколько нравственен. И даже на кресте он остается верен принципу нравственности ( просит палача дать воды разбойнику, распятому рядом с ним). Это добрый, духовный человек. Он независим от земной власти и от искушений дьявола. Особенно это ощутимо проявляется в его столкновении с Пилатом, у которого он снимает внушением сильную головную боль.

3).Иешуа не делает никаких чудес и не воскресает

4).Он боится, что после его смерт будут неверно толковать его учение, что его именем будут проповедовать ложь. )

Учитель. Иешуа, человек сталкивается в идейном диалоге с Понтием

Пилатом, римским прокуратором.



- Чем отличается булгаковский Понтий Пилат от библейского?

( 1). Библейский Понтий Пилат не мучается укорами совести, а у Булгакова балансирует между добром и злом.

2). Пилат сочувствует бродячему философу. Ему не хочется осуждать его на казнь.

3). Он является перед Иешуа не столько как прокуратор, а как человек , страдающий от головной боли.

4).С одной стороны, он проявляет жалость, человеческое участие, сострадание, а с другой стороны, он следует интересам Рима, не истине).

Учитель. Булгаков как бы говорит , что в условиях любого тоталитарного государства,даже самый сильный человек,, чтобы выжить, должен руководствоваться государственной пользой, не своими нравственными ориентирами. Понтий Пилат для Булгакова не просто трус, отступник, нои обвинитель, и жертва. Наказав Иешуа, он будет страдать 12 тысяч лун, пока Мастер не простит его.

Если Понтий Пилат не следует истине, то какова истина Иешуа?

( Его истина проста- все люди добрые, нужно все сделать, чтобы помочь человеку выявить свою добрую природу. Только добро может изменить мир. Очень сложно быть добрым, правдивым, свободным в ершалаимском мире).

Учитель. Каков ершалаимский мир в романе?

( Это своеобразная модель тоталитарного государства, которое уничтожает человека и человеческую истину.)

Учитель. Кто же несет ответственность за существующее в мире насилие? Кто виноват в гибели Иешуа?

( Если в Библии Христа распяли по решению синедриона и требованиям толпы ( кадр из фильма – красноречивое тому доказательство),то у

Комментарий ученика.

А вот в книге Г.Ренана «Жизнь Иисуса», которую использовал Булгаков для написания « Мастера и Маргариты», сказано: « Не Тиберий и не Пилат осудили Иисуса на смерть. Его осудили старая иудейская партия и Моисеев закон… Нации несут такую же ответственность, ка и отдельные лица, и если когда –нибудь нация и совершила преступление, то смерть Иисуса может считаться таким преступлением».

Учитель. Каково же мнение Булгакова?., ибо мир состоит из конкретных людей, которые совершают те или иные поступки, Именно люди несут ответственность за то\. что

ВЫВОД: ( ученик читает слова)

  1. Булгаков утверждает: « Не может быть коллективной вины, как и не может быть коллективного покаяния, ибо мир состоит из конкретных людей, которые совершают те или иные поступки. Именно люди несут ответственность за то , что содеяли.

Учитель. Итак, отступая от Евангелия, или, точнее, по-своему интерпретируя его, писатель постоянно аппелирует к нему. Почему?

Комментарий ученика.

Слово «Евангелие» (греч.) –добрая весть. Иисус принес на землю весть о любви и милосердии, и о царстве Божьем. Он призывал: « Полюбите друг друга, как я полюбил вас».

Учитель. Идею добра и нравственного совершенствования человека утверждает Иешуа Га-Ноцри. За эти истины, как Христос, он идет на смерть.

Комментарий ученика.

Иешуа – древнееврейский вариант имени Иисуса, что означает6» Пусть помогает Бог».

ВЫВОД: ( чтение учеником слов)

  1. В романе « Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков утверждает: «Каждый человек может идти дорогой Христа, нести в мир нравственные истины, жить во имя добра, чтобы изменилась окружающая действительность"



V. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Судьба героя Мастера очевидна. Кто виноват в том, что попираются добро, любовь, справедливость?

(Отсутствие свободы в тоталитарном государстве).

Страх перед государственной машиной оказывается сильнее истины и добра. Именно страх определяет выбор прокуратора, вынужденного осудить бродячего философа. М. Булгаков поднимает проблему свободы и несвободы человека в обществе и государстве.

Пилат не имеет внутренней свободы, которой владеет арестованный пророк, Этот беззащитный, добрый, мягкий, приветливый и деликатный, открытый и искренний, очень земной человечный философ с его мирной проповедью. И все-таки Иешуа побеждает, хотя и гибнет. Возмездием за содеянное зло станет невыносимая тоска Пилата при мысли о гибели доброго мечтателя.

Две тысячи лет одинокий, неприкаянный, казнимый бессмертием, он будет с мучением ожидать появления на лунной дороге бродячего философа Иешуа , чтобы продолжить начатый очень давно странный, но интересный разговор о « царстве истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Осознание вины перед Иешуа открыло Пилату ту истину, которую он нес в себе. Это значит: праведником может стать каждый, даже закоренелый грешник. У каждого из нас есть шанс выйти на лунную дорогу.



VI. Домашняя работа.

  1. Какова сюжетно-композиционная роль Воланда в романе.

  2. Перескажите наиболее запомнившиеся эпизоды « московской дьяволиады». Над чем потешается « нечистая сила»?

  3. Чем Мастер и Мапгарита не похожи на московских обывателей? Какова их роль в романе?.

  4. Прокомментировать эпилог произведения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!