СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него (на примере США).

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории (Россия в мире) для 11 класса" Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него (на примере США).

Просмотр содержимого документа
«Тема: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него (на примере США).»

СОЦИАЛЬНО-–ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ. (НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ-11 кл)


Тема: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него (на примере США).

Данный урок является первым в разделе «Страны Европы и США в 1930-е годы», далее по тематическому планированию рассматривается кризис и его преодоление в других странах (Германия, Испания и др.).

Урок-исследование (изучение нового материала), форма организации – групповая работа. Класс делится произвольно на три группы, располагается в кабинете согласно схеме.

Предварительно готовятся два индивидуальных выступления:

1. Теория «больших циклов» Кондратьева.

2. Основные положения теории Кейнса.

Основные цели и задачи урока: Определение политических и экономических причин кризиса 1929-33 гг.; выявление особенностей и сущности кризиса с опорой на знания по экономике; моделирование собственного пути преодоления кризиса в зависимости от полученной роли группы; сравнение социально-экономических прогнозов учащихся и предложений ученых-экономистов с учетом реальных событий.

Оборудование: настенные карты «Мир и Европа после первой мировой войны. 1918-1924», атласы по Новейшей истории зарубежных стран.

План урока

1. Формулирование познавательной задачи.

2. Причины кризиса.

3. Сущность.

4. Проявление кризиса.

5. Проектирование выхода из кризиса.

6. Кейнсианство.

Ход урока

Предложение решить комплекс интересных познавательных задач (с их перечислением).

Главную задачу урока (постижение сущности кризиса) можно облечь в проблемную форму:

? Почему пожилые американцы до сих пор при упоминании «Great depression» вздрагивают?

Капиталистическое хозяйство к тому времени повидало кризисов немало, но такого…

Для побуждения к исследованию учитель предлагает принять за точку отсчета следующий факт: «За все годы страшной Великой Отечественной войны СССР потерял третью часть своего национального богатства; в США в мирный период(!) за первые два года кризиса валовой национальный продукт сократился больше, чем на 50%». На доске фиксирует этот вопрос:



СССР США

1929-1932 ВНП

ВНП на 33% ВНП на 50%

Что стоит за этими цифрами? Почему такие разрушительные масштабы и как удалось благополучно преодолеть кризис?

Поиски причин кризиса начинаются с анализа политической ситуации к 30-м годам (предыдущая тема).

? Покажите по карте, как международные отношения в 20-30-е годы отразились на мировом хозяйстве?

Учащиеся указывают на образование новых независимых государств по Версальско-Вашингтонской системе, при этом разрушились старые хозяйственные связи (любой пример, скажем, Австрия – теряет выход к морю и т.д.), утвердив огромные репарации, страны-победительницы перегружают и без того слабые после войны национальные экономические системы, план Дауэса ставит Европу в зависимость от благополучия финансовой системы США.

От политических факторов переходим к экономическим закономерностям. Учитель обращается к собственно экономическим знаниям, полученным учащимся на уроках экономики: предлагает графически изобразить на доске развитие рыночной экономики в целом.

Ученик объясняет, что это процесс волнообразный, цикличный (прямой рост – идеал!), фронтально в классе выделяются стадии (подъем-спад).

? Чем объясняется периодичность спада? (смена парка машин, вкусов и т.д.)

? Можно ли было избежать кризиса? (Видимо, нет, но попытаться сделать его менее болезненным можно.)

Учитель замечает, что экономика как наука близка истории тем, что не дает аксиом, единственных безупречно верных ответов, примером тому может служить теория Кондратьева, известного русского ученого, который дает свое объяснение и свою периодизацию кризисам.

Слово предоставляется учащемуся, который заранее работал с этой темой. Его рассказ обязательно сопровождается графиком. Анализируем всем классом, насколько убедительна эта теория, т.к. согласно ей мировое хозяйство должно в данный момент испытывать экономический рост (и Россия?!).

Ученик на график «больших циклов» наносит изображение обычных (через 5-10 лет) и показывает, что особенность 1929 года в том, что совпали циклический и структурный кризисы!

3. Далее кризис анализируется с точки зрения главного закона рынка – «спроса и предложения».

Учитель просит на примере любого товара графически изобразить, как действует этот закон. Можно взять автомобиль, как самый популярный товар 20-30-х гг. Обязательно подчеркиваем, что спрос должен быть платежеспособным, обеспеченным (я хочу машину, но будет это влиять на спрос? – нет, т.к. нет денег). Повторяем основные факторы, влияющие на изменение спроса (учащиеся называют налоги, размер оплаты труда, сезон, рекламу и т.д.).

? Давайте охарактеризуем «спрос» и «предложение» в целом на рынке к 30-м гг.?

Если учащиеся затрудняются, учитель задает наводящий вопрос: как изменилось производство? – Оно становится массовым, серийным, предложение растет, а спрос не изменился; слой массовых потребителей еще не сложился.

Возникает кризис – кризис перепроизводства.

Учитель предлагает (на оценку «5») попробовать изобразить графически эту ситуацию (предложение не находит спроса).




Правильный ответ примерно выглядит так. (См. Липсиц И. и др. «Раскрывая тайны экономики». М.1994. С.120.) Таким образом, происходит затоваривание складов, магазинов. Кажется, очевидный выход – спустить цену по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клочок», однако, известно, что тоннами высыпали кофе в океан, что-то жгли в печах, что-то кормили скоту, одним словом – уничтожали! Почему бы все эти товары не раздать населению? (Все равно же уничтожались?) – Этот вопрос обычно вызывает бурное обсуждение, если объяснения не убедительны, уместно предложить перенести диалог на уроки экономики.

(Правильный ответ заключается в диктате монополий, консервировании монопольных цен, но готовая формула в данном случае не влияет существенно на дальнейший ход урока, зато дискомфорт от отсутствия знаний направляет поиск после урока.)

4. Начало и проявление кризиса в разных странах коротко разбирается по картам атласа «Новейшая история зарубежных стран» (АСТ пресс, 1998 г.), карта №5 «Мировой экономический кризис».

? Назовите страны, особенно пострадавшие от кризиса? (Отмечаем, что за исключением США все остальные из числа проигравших I Мировую войну.)

? В чем проявился кризис? (сокращение производства, безработица – по диаграммам)

Переходим к роли государства. Адам Смит характеризовал его как «ночного сторожа» в условиях рынка. Определяем, почему государство оказывается заинтересованной стороной в разрешении кризиса (ограничено поступление налогов, сокращение аппарата, государство не может выполнять свои обычные задачи – обеспечение порядка, внутренней и внешней безопасности).

Таким образом, складывается треугольник – три заинтересованные стороны.


Государство







Потребитель Производитель


5. Все учащиеся класса, согласно этим трем субъектам, создают три аналитические группы и получают задание: Выработать меры, необходимые для преодоления кризиса, исходя из своих интересов. Разработать программу выхода из кризиса.

После обсуждения предложенные мероприятия схематично заносятся на доске. Итог может выглядеть так:

Потребители

Производители

Государство

З/п

Денежных дотаций, пособий (по безработице)

Налоги

Цен

Работа и др.

Налоги, сокращение производства и рабочих, новые рынки для товара, перекачка средств в другие отрасли; усиление рекламы и др.

Помощь безработным (деньги + обществ. рабо-ты), установление фикси-рующих цен, меры против монополий, воздействие через банки, изменение внешней политики (вой-на?)


Задача – найти компромисс.

6. Поиск выхода из кризиса шел и не теоретическом уровне, примером тому служит теория Кейнса.

Класс заслушивает еще одно подготовленное сообщение, сравнивает предлагаемые учеными варианты выхода из кризиса с собственным мнением.

Учитель объясняет, что кейнсианство стало научной основой для «нового курса» президента Рузвельта.

Учащиеся получают задание домой: составить по учебнику план-конспект реформ Рузвельта.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!