МБОУ «Большаковская средняя общеобразовательная школа»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В 1Б КЛАССЕ
ТЕМА «НА ЧТО ПОХОЖА НАША ПЛАНЕТА»
Выполнила: Куприщенко О.Г.
17.11 23г.
Тема: На что похожа наша планета
Цель деятельности учителя: создание условий для знакомства с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, работа в группах.
Образовательные ресурсы: А.А. Плешаков. Окружающий мир («Школа России »). 1-й класс. Часть 1. С. 48-49, глобус, презентация, карточки.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
- Будьте внимательны, дисциплинированы, активны.
- Начнём мы работу с нашего девиза: «с маленькой удачи начинаются большие успехи!» Слайд1
2. Актуализация знаний
- Как называется посёлок, в котором мы живем?
- Как называется наша область?
- Как называется наша страна?
-Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие вместе с героями учебника: Муравьишкой Вопросиком и Мудрой Черепахой. Они снова зовут нас в новое путешествие-открытие.
– Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Слайд 2
- Кто знает, как она называется? (Табличка на доску)
- Много людей отправлялись в путешествия, чтобы добраться до края Земли.
- Как вы думаете, удалось ли этим путешественникам дойти до края земли?
- Почему?
-Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
- Откройте учебник на стр. 44-45, давайте поможем Муравьишке ответить на вопрос.
Чтение вопроса Слайд 3
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
-Итак, наша сегодняшняя учебная задача: помочь Муравьишке ответить на его вопрос и найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.
3. Развитие умений
- Рассмотрите рисунки и скажите: «На каком из них показана плоская Земля, а на каком — шарообразная? Какое же изображение правильное? (Слайд 3)
- Давайте с вами посмотрим в окно.
- Какой мы видим нашу Землю в окно.
-Нам она кажется плоской как блюдо, или мы видим, что она похожа на шар?
-Когда мы смотрим в окно, Земля кажется плоской как это блюдо. (Демонстрация)
- Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.
- Но некоторые ребята сказали, что Земля похожа на шар, или мяч.
- Тогда люди, дома, животные, растения будут располагаться на ней так! (Демонстрация яблока)
- Так кто же прав?
- Если Земля плоская, значит, можно идти - идти по ней и в конце концов дойти до края Земли…
- Но пока никому из людей это не удалось…
- А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…
-Итак ребята у нас с вами получилось две версии: одна: что Земля плоская – и это мы видим из окна, а вторая версия, что похожа на шар.
- В давние времена люди в одних странах представляли, что Земля лежит на трёх слонах, а слоны стояли на черепахе, которая плавает в океане. Слайд 4
- В других странах люди представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане. Слайд 5
- Но уже в те давние времена появилась версия, которая и сейчас считается самой верной. И одним из доказательств этого стали наблюдения очень внимательных людей.
-В древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращались из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара.
Физминутка
- Португальский ученый-путешественник Фернан Магеллан решил доказать, что Земля круглая. Слайд 6
- Он снарядил пять судов. Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только один маленький корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой стороны через три года. Слайд 7
- Так люди поняли, как велика наша планета Земля и доказали, что Земля – шар и ее можно объехать кругом.
- Сейчас есть более точные доказательства круглой формы нашей планеты.
- Посмотрите, фотографии, сделанные из космоса. Слайд 8
-Что вы можете сказать о нашей планете?
4. Демонстрация глобуса и беседа о нем, как о модели Земли
-В 1492 году немецкий учёный Мартин Бехайм впервые создал модель Земли — глобус. И назвал его «земным яблоком». Слайд 9
-Почему глобус имеет такую форму? Слайд 10
-Какой цвет преобладает на глобусе? Почему?
-Как показана суша?
- Глобус - модель Земли. Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого.
- Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.
-Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? http://www.youtube.com/watch?v=xOMfvlDtN5g
-Земля — третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца.
- Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т. е. сутки — день и ночь.
4. Первичное применение знаний. Самостоятельная работа в группах.
- Мы открыли сегодня с вами много новых знаний, а теперь предлагаю вам применить полученные знания, выполнив самостоятельно задания: Слайд 11-12 Проверка
- Предлагаю поработать в группах и выполнить задание на карточках.
Карточка№1
- Обведите предметы, которые по форме похожи на нашу- планету
Карточка №2: Слайд 13
-Проверьте свою работу Слайд 14
5. Беседа о бережном отношении к планете. Слайд 15-18
- Что мы видим, что живем с вами на самой удивительной планете – нашей Земле.
- Скажите, как нужно относиться к планете? Какая опасность ей угрожает? Чем мы можем помочь?
- На представленных слайдах вы видите, как порой ведут себя люди. Правильно ли?
6.Итог урока
-Какую форму имеет Земля?
- Как называется модель Земли?
-Как нужно обращаться с Землей? (Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д.)
7. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
- Оцените себя с помощью «Светофора».
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться.
Спасибо за урок!
Рекомендации для занятий дома
Дома попробуйте узнать новую интересную информацию о планете Земля.