Тема: «Нейропсихологический подход к трудностям
обучения младшим школьникам».
Зачем нужны нейропсихологические упражнения?
Нейропсихологические упражнения − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при различных видах нарушений. К таковым относится дети имеющие органическую природу которые отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Таким детям свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии. Решению этих задач помогает использование в работе метода мозжечковой стимуляции.
Что представляет собой мозжечковая стимуляция?
Мозжечок – диспетчер нашего мозга.
Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения.
Мозжечковая стимуляция — специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навык чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие психических процессов.
Функцию мозжечка можно и нужно тренировать.
Как мы уже выяснили, мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.
Однако намного шире этот метод используется и для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем.
Так, мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:
ЗРР разной степени тяжести.
Проблема дисграфии или дислексии.
ЗПР и ЗПРР.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Аутизм и другие состояния аутического спектра.
Алалия.
Логоневроз (заикание).
Отставания в развитии моторики и координации.
Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
Поведенческие нарушения.
Несобранность, повышенная отвлекаемость.
Нарушения осанки.
Проблемы с обучаемостью.
Для работы над стимуляцией мозжечка в своей работе применяю специально разработанное устройство: балансирующая доска Бильгоу, которая является одним из наиболее эффективных методов развития мозжечка.
История создания методики
В начале 1960-х годов американский доктор Френк Бильгоу (Белгау) во время работы с детьми, которые плохо умели читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Это стало началом для развития концепции работы с детьми с нарушениями сенсорной интеграции, которые влекут за собой сложности в обучении.
Бильгоу выдвинул 3 принципа программы мозжечковой стимуляции:
Стимулирование сенсорной интеграции
Пространственное воображение и чувство равновесия
Проприоцептивное обучение
Таким образом, программа мозжечковой стимуляции опирается на 3 аспекта:
В совокупности данных аспектов методика совершенствует работу мозжечка, формируя большое количество новых нейронных связей, что сказывается на уровне обучаемости ребенка.
Аксессуары:
Для занятий на доске Бильгоу также часто используются различные аксессуары. Их можно сделать самим, или купить в специализированных магазинах.
Как правило, это:
набор из 3 тканевых мешочков с крупой (размер, цвет, вес разный);
палка с цветной разметкой и цифрами или ракетка для отбивания мяча на резинке;
мяч на шнуре или резинке;
напольная мишень с цифрами и тремя мячами или мишень со стрелами;
разметка на полу или стене;
кегли, банки, подушки, стаканчики или что то на сбивание;
набор из нескольких разных мячей.
Принцип методики:
Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминают особую лечебную физкультуру. Они включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время занятия ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Эти задания постепенно усложняются. Программа мозжечковой стимуляции может включать огромное количество различных упражнений:
Ребенок в положении сидя «по-турецки», раскачивает доску и одновременно удерживает равновесие.
Встать и сойти с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
Мешочки разного веса с крупой кидаются ребенку, он их ловит.
Принимать мяч или мешочки от ведущего, одной рукой, двумя, кидать и ловить одновременно.
Подкидывать мешочки вверх двумя руками.
Подкидывать вверх каждой из рук.
Отбивать подвешенный мяч, левой, правой, двумя руками.
Кидать мешочки в мишень на полу или на стене.
Отбивать мяч-прыгунчик от наклонной доски.
Кинуть подвешенный на резинке мяч — хлопнуть в ладоши пока летит
Отбивать летящий мячик палочкой или ракеткой.
Эти упражнения также можно выполнять, закрепляя речевой материал. Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.
Результаты занятий с использованием балансировочной доски
совершенствование межполушарного взаимодействия;
стабилизация работы вестибулярной системы;
развитие зрительно-пространственных представлений (чувство тела, схема тела, ориентация во времени и пространстве, координатные, метрические, пространственные представления);
совершенствование зрительно-моторной координации;
интеграция сенсорных систем (вестибулярная, зрительная, слуховая, тактильная);
улучшение координации, моторной ловкости, мелкой и крупной моторики;
расширение зрительно-оптического поля;
развитие внимания: увеличение объема, переключаемости, концентрации;
улучшение саморегуляции и контроля;
стимуляция психоречевого развития;
личностные изменения (повышение самооценки, уверенности в себе);
развитие аудированной и импрессивной речи;
развитие письменной речи;
оптимизирование навыков чтения.
Метод мозжечковой стимуляции способствует формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения.
Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание. Это интересно и полезно!
Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как в школе, так и на специальных корректирующих занятиях, проводимых психологами, логопедами и дефектологами.