СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Нейропсихологический подход к трудностям обучения младшим школьникам».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачем нужны нейропсихологические упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Нейропсихологический подход к трудностям обучения младшим школьникам».»

Тема: «Нейропсихологический подход к трудностям

обучения младшим школьникам».


Зачем нужны нейропсихологические упражнения?

Нейропсихологические упражнения − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при различных видах нарушений. К таковым относится дети имеющие органическую природу которые отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Таким детям свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии. Решению этих задач помогает использование в работе метода мозжечковой стимуляции.

Что представляет собой мозжечковая стимуляция?

Мозжечок – диспетчер нашего мозга.

Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения.

Мозжечковая стимуляция — специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навык чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие психических процессов.

Функцию мозжечка можно и нужно тренировать.

Как мы уже выяснили, мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.

Однако намного шире этот метод используется и для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем.

Так, мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:

  • ЗРР разной степени тяжести.

  • Проблема дисграфии или дислексии.

  • ЗПР и ЗПРР.

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

  • Аутизм и другие состояния аутического спектра.

  • Алалия.

  • Логоневроз (заикание).

  • Отставания в развитии моторики и координации.

  • Несовершенство работы вестибулярного аппарата.

  • Поведенческие нарушения.

  • Несобранность, повышенная отвлекаемость.

  • Нарушения осанки.

  • Проблемы с обучаемостью.

Для работы над стимуляцией мозжечка в своей работе применяю специально разработанное устройство: балансирующая доска Бильгоу, которая является одним из наиболее эффективных методов развития мозжечка.

История создания методики

В начале 1960-х годов американский доктор Френк Бильгоу (Белгау) во время работы с детьми, которые плохо умели читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Это стало началом для развития концепции работы с детьми с нарушениями сенсорной интеграции, которые влекут за собой сложности в обучении.

Бильгоу выдвинул 3 принципа программы мозжечковой стимуляции:

Стимулирование сенсорной интеграции

Пространственное воображение и чувство равновесия

Проприоцептивное обучение

Таким образом, программа мозжечковой стимуляции опирается на 3 аспекта: 

  • психологический

  • дидактический 

  • инструментально-технический.

В совокупности данных аспектов методика совершенствует работу мозжечка, формируя большое количество новых нейронных связей, что сказывается на уровне обучаемости ребенка.

Аксессуары:

Для занятий на доске Бильгоу также часто используются различные аксессуары. Их можно сделать самим, или купить в специализированных магазинах.

Как правило, это:

  • набор из 3 тканевых мешочков с крупой (размер, цвет, вес разный);

  • палка с цветной разметкой и цифрами или ракетка для отбивания мяча на резинке;

  • мяч на шнуре или резинке;

  • напольная мишень с цифрами и тремя мячами или мишень со стрелами;

  • разметка на полу или стене;

  • кегли, банки, подушки, стаканчики или что то на сбивание;

  • набор из нескольких разных мячей.

Принцип методики:

Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминают особую лечебную физкультуру. Они включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время занятия ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Эти задания постепенно усложняются. Программа мозжечковой стимуляции может включать огромное количество различных упражнений:

  1. Ребенок в положении сидя «по-турецки», раскачивает доску и одновременно удерживает равновесие.

  2. Встать и сойти с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.

  3. Мешочки разного веса с крупой кидаются ребенку, он их ловит.

  4. Принимать мяч или мешочки от ведущего, одной рукой, двумя, кидать и ловить одновременно.

  5. Подкидывать мешочки вверх двумя руками.

  6. Подкидывать вверх каждой из рук.

  7. Отбивать подвешенный мяч, левой, правой, двумя руками.

  8. Кидать мешочки в мишень на полу или на стене.

  9. Отбивать мяч-прыгунчик от наклонной доски.

  10. Кинуть подвешенный на резинке мяч — хлопнуть в ладоши пока летит

  11. Отбивать летящий мячик палочкой или ракеткой.

Эти упражнения также можно выполнять, закрепляя речевой материал. Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.

Результаты занятий с использованием балансировочной доски

  • совершенствование межполушарного взаимодействия;

  • стабилизация работы вестибулярной системы;

  • развитие зрительно-пространственных представлений (чувство тела, схема тела, ориентация во времени и пространстве, координатные, метрические, пространственные представления);

  • совершенствование зрительно-моторной координации;

  • интеграция сенсорных систем (вестибулярная, зрительная, слуховая, тактильная);

  • улучшение координации, моторной ловкости, мелкой и крупной моторики;

  • расширение зрительно-оптического поля;

  • развитие внимания: увеличение объема, переключаемости, концентрации;

  • улучшение саморегуляции и контроля;

  • стимуляция психоречевого развития;

  • личностные изменения (повышение самооценки, уверенности в себе);

  • развитие аудированной и импрессивной речи;

  • развитие письменной речи;

  • оптимизирование навыков чтения.


Метод мозжечковой стимуляции способствует формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения.

Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание. Это интересно и полезно!

Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как в школе, так и на специальных корректирующих занятиях, проводимых психологами, логопедами и дефектологами.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!