Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Цели урока:
Образовательные: формирование у учащихся представления о развитии образования и философии в Средние века; представления о высоком уровне и своеобразии европейской литературы XI – XIV веках.
Воспитательные: воспитание у школьников чувства прекрасного к достижениям европейской науки и литературы эпохи расцвета Средневековья.
Развивающие: развитие информационных и речевых навыков учащихся, аналитических способностей.
Основные понятия: культура, университет, теология, ректор, декан, схоластика, логика.
Формирование УУД.
Регулятивные – через работу с источником, соотнесение написанного учеником с ответом на доске.
Познавательные – через самостоятельную работу с текстом учебника, выделение главной мысли текста, заполнение таблицы, обоснование своего ответа.
Коммуникабельные – через умение слушать других, соотносить свое мнение с чужим.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА.
Приветствие, эмоциональный настрой урока
Представление темы и ожидаемых результатов (слайд 1-2)
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Народы стран Западной Европы прошли чрезвычайно сложный путь своего культурного развития. В эту эпоху были расширены горизонты европейской культуры, сформировалась историко-культурное единство Европы, образовались нации и государства, сформировались европейские языки, были созданы памятники культуры, которые обогатили историю мировой культуры, полученные значительные успехи в науке и технике. (слайд 3)
Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации.
Постановка проблемного вопроса:
«Согласны ли вы с определением Средневековья как «Темных веков» в истории человечества?» (слайд 4)
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? «ОБРАЗОВАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА» (слайд 5)
Какова цель нашего урока? (слайд 6)
Каковы задачи нашего урока? (слайд 7)
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Актуализирует опыт учащихся, подготавливает к изучению нового материала. Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог.
Какие науки мы вспомнили? Где мы можем с ними познакомиться? Назовите, какие музеи, университеты есть в нашем городе? (слайд 8)
Культура Средневековой Европы была неразрывно связана с христианской религией. В эпоху Средневековья расширились и стали более реалистичными взгляды европейцев на мир. В начале средних веков люди практически не выезжали за пределы своего селения. Контакты между жителями разных селений были редкими. Не было единой системы отсчета времени. (слайд Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в XIII веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провел он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, где рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт. (слайд 9)
Задание № 1. Прочитайте пункт 1 «Представления средневекового человека о мире» § 26. Запишите в тетрадь, благодаря чему расширялись представления людей о мире. (слайд 10)
(Развитие городов и торговли; развитие деловых и дипломатических связей; в ходе завоевания новых территорий; в ходе Крестовых походов; благодаря рассказам путешественников). (слайд 11)
В средневековых школах учили лишь самому необходимому, а более глубокие научные познания можно было получить в университетах – высших учебных заведениях, которые стали возникать в Европе с конца XI века. Старейшим в Европе университетом считается Болонский, открытый в 1088 году. Не менее известными были Оксфордский (1096) и Кембриджский (1209) университеты в Англии и Парижский университет (1215) во Франции. Университет был сообществом студентов и преподавателей, имел свободы и привилегию самоуправления, свою территорию и даже свои праздники и церемонии. Университет немного походил на маленькое государство в государстве или город внутри городских стен. В XII – XIV веках в Европе появилось 60 университетов. Это дало мощный толчок развитию науки. (слайд 12)
Работа с историческим атласом. С.31 (слайд 13)
Назовите города, где возникли университеты до конца 13 в.
Назовите города, где возникли университеты в 14-15 вв.
Самой почитаемой наукой Средневековья была философия. Философия – слово греческого происхождения, буквально означает любовь к мудрости. В средние века в соборных школах и университетах родилось новое религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений – схоластика. Наиболее яркими философами Средних веков были Пьер Абеляр, Бернар Клервосский, Роджер Бэкон и Фома Аквинский. (слайд 14)
В средневековой науке схоластика стояла на первом месте. Выработанные ею правила и процедуры поиска истины при помощи разума внесли свой вклад в европейскую философскую мысль. Частью культуры любого народа является не только технические открытия, образование и наука, орудия труда, различные изделия ремесленников, но и литература, здания, которыми были застроены средневековые города и населенные пункты, памятники скульптуры, картины, которыми украшались здания.
Задание № 2. Прочитайте дополнительный материал и пункты 5 «Пьер Абеляр и Бернар Клервоский», 6 «Великий схоласт XIII века», 7 «Удивительный доктор» и заполните таблицу «Философы Средневековья». (слайд 15)
V. ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (слайд 16)
Давайте посмотрим, как вы справились с заданием.
Фронтальный опрос. Проверка таблицы «Развитие средневековой культуры» (выборочно)
Задание № 3. Прочитайте пункт 1 «Литература раннего Средневековья» § 27 и заполните таблицу «Средневековая литература» (слайд 17)
Жития святых
О подвигах людей, призванных церковью мучениками. Герои совершали чудеса и терпели муки ради веры, ради правды и спасения людей, они боролись с несправедливостью и злом.
Хроники
Рукописи, рассказывавшие об истории народов и о современной хронисту жизни. События излагались по годам. Повествование начиналось от Сотворения мира и заканчивалось современными событиями.
Эпические песни
Сказания о великих героях прошлого. Исполняли, аккомпанируя себе на арфе или виоле. Одни песни соединялись с другими.
Куртуазная поэзия
Воспевалась верность сеньору, щедрость, благородство. Рыцарь должен быть изящным, вежливым, привлекательным. Воспевали служение Прекрасной Даме. Прославление войн, боёв и походов.
Рыцарские романы
Описывался фантастический мир, где встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей.
В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия.
Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами. Среди поэтов встречались короли
B XI веке, на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты певцы назывались трубадурами. Среди поэтов встречались короли, знатные феодалы и рыцари. В Северной Франции, Италии и Испании рыцарских поэтов называли труверами, а в Германии и австрийских землях – миннезингерами (певцы любви). В рыцарской – куртуазной (т.е. придворной) поэзии был создан образ идеального рыцаря. В конце XI века появляются стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала это были обработки античных сказаний и историй, но вскоре появились легенды о героях Средних веков (слайд 18,19)
В XII веке начался расцвет городской литературы. Горожане были любителями коротких рассказов в стихах и басен на бытовые темы. С городской литературой связаны стихи вагантов – бродящих поэтов, путешествовавших по городам Европы. Самым известным вагантом стал француз Франсуа Вийон. (слайд 20)
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Контролирует выполнение работы. Направляет работу учащихся при работе с источником. Организовывает деятельность учащихся по применению полученных теоретических сведений на практике.
Новая европейская средневековая культура основывалась на трех основных источниках:
античное наследие;
культура варваров;
христианство.
Первые плоды взаимодействия позднеантичной, христианской и варварской традиции созрели в период «каролингского возрождения». Так называют подъём культуры во Франкском королевстве при Карле Великом и его ближайших преемниках. В XII-XIII вв. Западная Европа переживала экономический и культурный подъем. Образование сосредоточилась в городах, где существовали светские школы. На базе нескольких хороших школ возникли первые высшие учебные заведения - университеты Средневековые ученые выработали метод логического мышления и познания. Этот метод познания мира и Бога получил название схоластика, происходит от слова «школа».
( слайд 21)
Итак, как же мы ответим на проблемный вопрос:
«Согласны ли вы с определением Средневековья как «Темных веков» в истории человечества?» (слайд 22)
Учащиеся вспоминают все выводы еще раз и делают общий вывод:
Средневековье нельзя назвать упадком культуры, достижения средневековой культуры заложили основы современной культуры (слайд 23)
VII. РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГИ УРОКА.
Оценивание работы на уроке.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Три уровня домашнего задания:
1.Стандартный минимум 1. Пересказать часть параграфа. На «3» - по опорным словам, по записям в тетради, по конспекту, на «5» - используя дополнительный материал.
2. Повышенный 2. составить кроссворд по теме
3. Творческий 3. написать сочинение от имени студента университета
(слайд 24)