СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Огонь, вода и газ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о правилах поведения в экстренных ситуациях (пожарах, водопроводных авариях, утечке газа).

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Огонь, вода и газ"»

Учебный предмет: Окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: Огонь, вода и газ

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о правилах поведения в экстренных ситуациях (пожарах, водопроводных авариях, утечке газа).

Задачи:

Дидактические:

Формирование понимания о том какую опасность несут в себе огонь, вода и газ.

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.

  2. Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.

  3. Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.

  4. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.

  5. Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.

  6. Совершенствовать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Воспитательные:

  1. Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной деятельности

  2. Формировать понимание значения безопасного поведения в быту.

Планируемые результаты:

Предметные:



Личностные:

  1. Устойчивая мотивация к самостоятельной и коллективной деятельности

  2. Понимание значения безопасного поведения в быту.

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  2. Умение использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе.

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем.

  2. Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.

Коммуникативные:

  1. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.

  2. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация, спиртовка, 2 стакана, стекло, стеклянная палочка, образец почвы.

План урока:

1. Этап мотивации (2 мин.)

1.1.Привествие

1.2.Эмоцианальный заряд

2. Этап актуализации и пробного учебного действия(6 мин.)

2.1. Фронтальный опрос

2.2. Тестирование

3. Этап выявления места и причины затруднения(6 мин.)

4. Этап построения выхода из затруднения (3 мин)

4.1 Определение темы урока

4.2 Определение цели и задач урока.

4.3. Постановка проблемы

5. Этап реализации построенного проекта(20 мин.)

Ход урока

Этап фрагмента урока их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Форма организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимо

конт-

роля и самоконтроля

Планируемые результаты

Пред

мет

ные

Мета-

пред-

мет-

ные

Лич-

ност

ные

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД


1.1.Привествие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

1.2. Эмоциональный заряд

- Я рада видеть Вас, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам много новых знаний и радость общения друг с другом.

- Для того, чтобы настроиться на работу сядьте поудобнее, закройте глаза, слушайте и повторяйте за мной:

- «Я в школе, я на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе. Я работаю.»

- Откройте глаза. Приступаем к работе.


Наблюдение, создание ситуации успеха

Фронтальная

Стихотворение

Наблюдение




2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация


2.1. Вводная беседа

Как понимаете слово безопасность? (это система условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья человека, где бы он ни находился.)

-Где больше всего себя чувствуете в безопасности?

Назовите опасности, которые подстерегают вас дома?


Мыслительная дея – ть


Беседа






























Фронтальная























Фронтальный опрос




3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.


- Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.



Шипит и злится, воды боится

С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь)

- Как догадались?

- Какие слова помогали?



Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (вода)

- Как догадались?

- Какие слова помогали?





На железной клумбе

Цветы голубые

Помогают стряпать

Кушанья любые. (газ)

-Как догадались?

- Какие слова помогали?






Отгадывают загадку























Слушают рассказ





Занимательный материал













Беседа



Создание проблемной ситуации

Фронтальная





















Фронтальная







Презентация







Презентация











Презентация

Наблюдение































Наблюдение
Фронтальный опрос




4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.


4.1 Определение темы урока

Ребята, какой же будет тема нашего урока? (Огонь, вода и газ)

- Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебник на с.4. Прочитайте название темы.

4.2 Определение цели и задач урока.

- Эта тема для нас не новая, как вы думаете, какую цель мы перед собой поставим? (узнать правила поведения при пожаре, водопроводных авариях, утечке газа)

- Какие задачи нужно выполнить, чтобы достичь этой цели?

(Узнаем …

Научимся …)

- Как вы думаете, где вы можете проверить свои предположения? (В учебнике, прочитав 1-й абзац)

- Какой вывод вы можете сделать?

4.3. Постановка проблемы

- Какую проблему мы перед собой поставим? (Как действовать в экстренных ситуациях (пожар, авария водопровода, утечка газа)?)

Определяют тему урока





Сверяют предположения по учебнику



Определяют цели и задачи урока

Сверяют предположения по слайду и учебнику







Беседа











Беседа













Работа по учебнику

Фронтальная

Презентация















Презентация





Презентация






Наблюдение



Фронтальный опрос

















Самоконтроль




5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Как нужно действовать, если возник пожар?







































































2. Как нужно действовать при водопроводной аварии?





































3. Что делать, если почувствуешь в доме запах газа?

5.1.1. Вводная беседа

- Ребята, как вы думаете, что же опасного таит в себе огонь? (Ответы детей)

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.

- Как случаются пожары? Назовите причины.

- Давайте проверим ваши ответы.

- неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…)

- забывчивость людей (забыл выключить)

- искра (печь, камин, бенгальские огни)

- перегрузка электросети

- спички (игры со спичками)

- керосин, бензин, газ.

- Кто же является главными виновниками пожаров? (сами люди)

5.1.2. Работа с иллюстрацией

- А если пожар все - таки возник? Как нужно вести себя, если вы дома одни? Подготовьте ответ на этот вопрос посовещавшись в парах и взяв за основу иллюстрации из учебнка на с.4.

5.1.2. Работа по учебнику

-- Всё ли правильно вы рассказали? Проверьте себя по тексту учебника. (с. 4 – 5 учебник)

- Что нового узнали?

- Какой вывод вы можете для себя сделать?

- Знаешь ли ты, как надо действовать, если пожар возник в др.кв?

5.2.1. Сообщающая беседа

5.2.2. Работа с иллюстрацией

- Ребята, а что сильнее огня? (вода)

- Правильно. Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности. Представь, что у вас в квартире произошла авария водопровода, прорвало трубу.

- Каковы ваши действия? Ответьте, используя рисунки учебника. Для ответа используйте слова «вентиль», «диспетчер». Но может вы и не знаете, что же означают слова вентиль и диспетчер?

Вентиль – клапан для регулирования выхода воды, газа, пара, перекрывает воду в квартире.

Диспетчер – работник, регулирующий работу предприятия (пожарной части, аварийной службы, службы газа)

5.2.2. Работа с учебником.

- Верны ли ваши предположения? Проверьте себя по тексту учебника (с. 5 – 6)

- А ещё, ребята, запомните: Если не знаете телефон диспетчера можно набрать номер «01» при любых авариях (это теперь общий номер для всех служб). Если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому телефону номер «112» - это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе.

- Какой вывод вы можете для себя сделать?

5.3.1. Вводное слово учителя

- Отгадайте загадку

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита)

- Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы. (Работают на газу)

- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)

- Во-первых, им можно отравиться.

- Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.

5.3.2. Работа с иллюстрацией

- Как же действовать в случае этой опасности? Ответьте на этот вопрос воспользовавшись иллюстрациями на с.6.

- Проверим все ли правильно мы сказали, прочитав текст на с. 6

- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

Если ты почувствовал запах газа в квартире,

Помни: газовой службы телефон – 04.

- Какой вывод вы можете сделать?









6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия.


6.1. Игра «Учитель – ученик»

- Ребята, я предлагаю поработать вам в парах и поиграть в игру «Учитель – ученик». Один человек из пары будет учителем, а другой учеником. Задача учителя – спросить ученика по вопросам рубрики «Проверь себя». Задача ученика – ответить на эти вопросы.

- Кто ответит на все вопросы, можете поменяться ролями.

- Посмотрим, как учителя провели проверку своих учеников.

- Какой самый главный вывод вы можете сделать по всему уроку? Проверьте предположения в учебнике после рубрики «Проверь себя»




Работают в парах, распределяются по ролям «учитель», «ученик»

Работа в парах



Работа по учебнику







Беседа

Парная





















Фронтальная

Учебник

Фронтальный опрос

Наблюдение

Самоконтроль

Взаимоконтроль




РЕФЛЕКСИЯ


- Что узнали на уроке?

- Чему учились?

(учились предвидеть опасности, предотвращать их и познакомились с правилами правильного поведения.)



- Мы знаем, что у человека самое главное и самое ценное – это его жизнь. Жизнь прекрасна и дается человеку только один раз, поэтому нужно знать, как обезопасить себя от различных опасностей, которые нас окружают.









7. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение ранее изученного.











8. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей УД











9. Домашнее задание













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!