СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинка»

Класс 4-а

Предмет: Музыка

Урок: 9

Дата: 04. 10. 22г.

Тема: Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинка

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Педагогические задачи

1)    Образовательные

Накопление первоначальных знаний о музыке

2)    Воспитательные

Воспитание уважения к истории Отечества, музыкальной культуре разных народов

Развивающие

3)    Развитие музыкальной памяти и слуха на  основе активного восприятия музыкального произведения и исполнения

Планируемые предметные результаты

 - знание основных закономерностей музыкального искусства (опера, ария, речитатив, музыкальная драматургия, контраст);   

 - формирование основ музыкальной культуры;     

 - умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;

 - развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;

- умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений;

- формирование представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии

Метапредметные УУД

 (универсальные учебные действия в познавательной и практической деятельности)

 - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

 - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;

- взаимодействие со сверстниками при решении творческих зад

 - овладение логическими действиями сравнения, обобщения;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценка своих музыкально-творческих способностей;

Личностные результаты

 - формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; уважение к культуре других народов;

- формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

- развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

 -реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования

- выражение  положительного отношения к процессу познания; проявление  внимания, желания узнать больше.

Оборудование

- компьютер, музыкальные колонки, проектор,  нотная хрестоматия, учебник «Музыка 4 класс» Е.Д. Критской., портрет М.И.Глинки. Карточки с проверочным заданием .Карточки с новыми терминами .Знаки-символы плана урока.  Презентация. «Бабочки» для дыхательных упражнений  Самоанализ. Карты.  Рефлексия – щиты разного цвета  и плакат «Россия».

Используемые технологии

Технология  системно-деятельностного  подхода

Х О Д У Р О К А


Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

1

2

3

4

 1.Организационный момент и мотивация



1.Включить учащихся в учебную деятельность

2.    Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Музыкальное приветствие.        

«Мы урок начнем с разминки,

Выпрямляем свои спинки,

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.»



 «Здравствуйте, дети!

Дети под музыку «Вставайте, люди русские…» С.Прокофьева входят в класс.
Музыкальное приветствие  Здравствуйте, учитель!»





2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.








Актуализировать учебное содержание, необходимое и  достаточное  для восприятия нового материала





Слад №1

Изображение полководцев, воинов   - исторических личностей (Русские богатыри, А. Невский, А. Суворов, Кутузов, Г. Жуков, И.Сусанин.)





Смотрят презентацию, называют имена героев – защитников

 

 В разное время они защищали Родину, других людей, приходили им на помощь.

Сила, смелость, отвага, любовь к своей Родине.

Актуализировать учебное содержание, необходимое и  достаточное  для восприятия нового материала


Кого мы можем выделить из этой группы? Он отличается от всех других. Почему?

События 1612 года.



Иван Сусанин – не военный, простой человек из народа, костромской крестьянин, который совершил подвиг во имя других людей.

Актуализировать учебное содержание, необходимое и  достаточное  для восприятия нового материала

 

Как вы о нем узнали? Правильно.

Мы вновь посетим музыкальный театр.




Слушали музыку – оперу «Иван Сусанин» М.И.Глинки – русского композитора.





Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Вы все узнали об этой опере?

Предложите, какая тема будет на нашем уроке.  Запись на доске.

Эпиграф «За Русь мы все стеной стоим…»

Изучать дальше оперу.  Послушаем новые фрагменты из оперы.

Тема: Опера «Иван Сусанин»

Запись темы в тетрадях



Посмотрите на знаки-символы, предлагаю вместе составить  план работы  на урок.

Будьте внимательны, старайтесь запоминать новый  материал, активно участвуйте в общей работе, в конце урока вы сами проверите знания друг друга. Зададите  друг другу вопросы.

Называют виды деятельности, ориентируясь на знаки

 ( «Сундучок» – проверка знаний;

«Задумчивый смайлик» - размышление,

«Наушники» – слушание музыки,

«Палитра и кисточка» - творческое задание,

«Поющие дети» - вокально-хоровые упражнения, исполнение песни

 




3. Выявление места и причины затруднения.

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Откройте учебник на странице 97. Новые термины. «Музыкальная драматургия», «Контраст».

 Вам понятны эти слова?

Почему?

Нет.Потому что мы не знаем и  не изучали  на уроке.


4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения

Заглянем в «Сундучок наших знаний».

Вспомним содержание

2 действия оперы.

Таблицы в тетради.

Где происходит действие?  Какие фрагменты мы слушали? Что чувствуют поляки, о чем мечтают?

 

Слушание  фрагментов.

Бал во дворце польского короля.

Танцы: полонез и мазурка. Подписывают картинки.

 

 «Полонез», «Мазурка».

 






Физкультминутка

1.     Дыхательные упражнения

«Бабочка»

2.     Речевая разминка

3.     Вокально-хоровые упражнения

Физминутка «Раз, два, острова»

Пение.

Вокальная  разминка.

Один из учащихся проводит физминутку.


1. Работа
в группах.

Учебник стр. 99

 3 действие оперы. Село Домнино.

Разучивание фрагмента оперы «Велик и свят наш край родной»

Какие песни вам напоминает этот фрагмент?

Близки  ли вам такие напевы?

Вокализация фрагмента оперы. «Велик и свят наш край родной»

 

Русские народные песни.

В них есть что-то близкое, родное.

 

.









5.Первичное закрепление.

Зафиксировать изученное учебное  содержание во внешней речи.

Слова русского писателя Н.В.Гоголя. 

«...Слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у дру­гого — опрометчивый мотив польской мазурки».

Понятно вам, о чем говорит Николай Васильевич?

Выполните несколько практических заданий.

1.  Карточка «Противоположные слова»

2. Термин «Контраст»

3. Поляки и русские. Польская и русская музыка.

4. Польский и русский акт (Действие)

 Отношение Глинки к польской музыке.  Глинка с уважением относится к польской музыке и польскому народу.

 

Индивидуальная работа с карточками «Противоположные слова»

1.  Делают вывод по значению слова «Контраст».

2. Просмотр видеофрагмента 

 

Сравнивают образы польских захватчиков и русского народа.

Польская и русская музыка.

Захватчики и защитники.

2 действие – польский акт и 3 действие – русский акт.

Добро и Зло.

«Контраст» - противоположное.

 

 



6.  Включение в систему знаний и повторение.
































Повторить учебное содержание


В течение урока вы узнали что-то новое. Заполните карточки «Соедини стрелочками»



«Музыкальная драматургия»

В каком действии самый волнительный момент?

Что было бы, если бы Иван Сусанин передумал и вывел врагов из леса?





Вывод по содержанию оперы.

 В опере рассказывается о событиях истории нашей страны на примере героического подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина.

Какие чувства вы испытываете по отношению к таким людям?

Заканчивается опера хором «Славься» - торжеством победы над польскими захватчиками.

Закрывается занавес в музыкальном театре.  Давайте мысленно поблагодарим композитора М.И.Глинку за то, что подарил нам такое замечательное произведение.

В какие дни в нашей стране чествуют героев Отечества?


 Заполняют  карточки. «Соедини стрелочками».  Выявляют, насколько  усвоили, новый  материал.

«Музыкальная драматургия», заполнив таблицы на карточках.

4 действие «Сцена в лесу». Речитатив и ария Ивана Сусанина

1.   Видеофрагмент  

2.   «Музыкальная драматургия» – последовательность событий, связь разных героев, их взаимоотношений, связанных между собой и завершение , какой-то итог. Выстроенный сюжет.

3.   Уважения, гордости, сочувствия.

4.   Аплодисменты М.И.Глинке

5.   4 ноября – День народного единства, 9 мая – День Победы, День защитника Отечества, День Героя.

 

 


















7. Проверка домашнего задания.

 Выявить знания учащихся о подобных событиях в истории Отечества. ВОВ.


Какое домашнее задание было вам задано?

 

 

Можно будет  предложить разучить и исполнить какие - то из этих песен.

Ребята, а сейчас я предлагаю спеть знакомую нам песню 

-Какой характер?

-Давайте, в характере исполним  песню.

 

Оформить программу концерта ко Дню Победы. 9 мая.

В кругу показывают свои программы, называют песни о ВОВ.

Исполнение песни

«Мой дедушка – герой»

Самооценка исполнения песни (Карточки)

8. Рефлексия.


1.  Оценить собственную деятельность на уроке.

2.     Обсудить и записать домашнее задание.

Какая тема нашего урока?          

Какая цель нашего урока?  

Оцените свою работу на уроке, заполните карточку самоанализа.

 

 

 

Плакат «Россия».

Что изображено на плакате?

Показываю щит. Что это?

 

Предложите, каким цветом  раскрасить  щит  в соответствии со своей оценкой деятельности на уроке.

Прикрепите свои щиты к плакату.

 

 

Мы с вами продемонстрировали наглядно, как мы готовы защищать свою Родину.

«За Русь мы все стеной стоим…»

 

Познакомились с новыми фрагментами оперы,  выучили новые термины: «Контраст» и «Музыкальная драматургия». Закрепили знания по содержанию оперы.

 

Россия. Родина. Природа.

Щит - как символ защиты

 Красный цвет – «У меня все получилось»

Синий цвет   – «Узнал новое, но не все получалось»

Зеленый  цвет – «Ничего не понял»

 

Закрепляют на плакате с изображением России.

Хором: «Когда мы едины – мы непобедимы»

9 .Домашнее задание.




Инструктаж по выполнению домашнего задания.





Музыка. «Славны были наши деды!»

1.     Учебник стр. 98-99 (обязательно)

2.     По выбору:

-  акция «Бессмертный полк. «Сбор информации»;

-  оформить страницу в «Дневнике музыкальных наблюдений».

Оценки за урок.

 Спасибо за урок. 

До новых встреч.!

Задают уточняющие
вопросы







До свидания.


 






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!