СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Органы чувств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся учатся рассказывать об органах чувств по плану, используя тексты и иллюстрации учебника и другие источники информации.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Органы чувств"»

3-А класс

13.12.2018

Окружающий мир

Самойлова В. В. У р о к 29

Тема: Органы чувств

Цель: познакомить с органами чувств человека.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать об органах чувств по плану, использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений, применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать логическое мышление и творческие возможности у детей; развивать речь, кругозор, мышление, память, внимание Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, учебник, распечатки текстов про органы чувств.


Ход урока

  1. Организационный момент

Психологический настрой (звучит музыка).

- Сегодня у нас необычный урок. Но прежде мы скажем друг другу “Здравствуй!”.

- Говорить друг другу - “Здравствуй!” - значит желать здоровья.

- “Здравствуйте!” Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

Слайд 2

Посмотрите-ка на нас,
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!

- Усаживаемся поудобней, расслабьтесь и давайте перенесёмся в мир чудес.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— Какие органы человека вы знаете? (внешние и внутренние)

— Назовите внешние органы человека.

— Назовите внутренние органы человека.

— Что такое системы органов? (Органы, выполняющие общую работу) Приведите примеры.

— Какая система управляет деятельностью организма? (Нервная)

— Что изучают анатомия (строение человека), физиология (Работу органов человека), гигиена (Наука о сохранении и укреплении здоровья)?


III. Самоопределение к деятельности. Слайд 3


- Как же человек воспринимает окружающий мир?

Слайд 4

- Поможет вам найти ответ на этот вопрос кроссворд. Если вы правильно разгадаете все слова, вы прочитаете ключевое слово.

1) У зверушки – на макушке.
А у нас – ниже глаз. (Уши)

2.На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)



4.Меж двух озер стоит утес,

В нем две пещеры – это…(Нос)

5. Первым пробовать привык

Угощенья все ….(Язык)




3 к



1 у



о


5 я

х



ж


з

о

р

2 г

а

4 н

ы



л


о

к



а


с




з




— Как называются эти органы? (Органы чувств.) Сегодня на уроке мы будем говорить об органах чувств.

Слайд 5

-А как вы думаете, что именно мы должны сегодня на уроке узнать об органах чувств?

  • Как человек узнаёт об окружающем мире и о самом себе?

  • Как мы чувствуем окружающий мир?

  • Сколько органов чувств у человека?

  • Что вы знаете об органах чувств?


(их значение в нашей жизни, гигиена органов чувств)

IV. Работа по теме урока

Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

-Что означает это понятие? (варианты ответов детей)

-А в толковом словаре Ожегова говорится так:

Исследование – научный труд.

Исследовать – это значит: подвергнуть научному изучению; осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.

- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? (варианты ответов детей)

- Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Кто будет предметом нашего исследования? (Человек)

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм.

Слайд 7

Приём “сотрудничество в группах”.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Слайд 8

Повторим правила работы в группе.

1 Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2 Не согласен- обьясни, почему.

3 Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4 Говори только по делу.

5 Работай дружно, помогайте друг другу


Работать вы будете с разными источниками информации, которые у вас на столах в конверте, учебнике с. 126- 129, детских энциклопедиях.

Работа в группах


— Посмотрите на доску, в какой последовательности вы будете выпол­нять работу.

Приготовим рассказ об органе чувств по плану:

• название органа чувств;

• его значение в нашей жизни;

• гигиена органа чувств.

-А чтобы приготовить рассказ об органе чувств, вам необходимо изучить материал учебника, информацию ту, которая у вас есть, воспользоваться энциклопедией.


Изучение нового материала.

- И так, ребята, вы изучили всю информацию об определённом органе чувств, я думаю что можно продолжать исследование. Слайд 9

Слайд 10

1. Исследование органа зрения.

-Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.)

Вывод. - Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

Выступление «Смотряшек» Слайд 11,12

«Глаза немного подустали, давайте сделаем физминутку для глаз!».

Слайд 13
2. Исследование органа слуха.

-Приступаем к следующему исследованию. Закрываем уши.

(Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

-Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему? (Мы ничего не слышали, уши были закрыты).

Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать)

(Учитель включает грамзапись музыки.)

-Какая музыка прозвучала? Что помогло вам это почувствовать, услышать?

(Нам помогли в этом уши)

- Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Уши – это орган чего? (Орган слуха)

Выступление «Звукашек» Слайд 14, 15


Физкультминутка «Звукашек»


Слайд 16

3. Орган обоняния.

-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)

-Что? Как узнали? С помощью какого органа? (Носа)

А умение человека чувствовать и различать запахи получило название «обоняние».

Значит нос – это орган обоняния.

Выступление «Обоняшек» Слайд 17, 18


Слайд 19

4. Исследование органа вкуса.

-Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе)

-Значит, нам необходимо ещё одно исследование – определение воду на вкус. Дети определяют воду по вкусу.

Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды? Дети догадываются, что это язык.

-Дайте научное определение этому органу. Язык-это орган вкуса.

Выступление «Вкусняшек» Слайд 20,21


Слайд 22

5.Исследование органа осязания. Игра «Узнай, что это?»

- И так у нас остался еще один, последний орган чувств.

Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).

- Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)

-Что помогает определить, какой это предмет?

Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания.

Выступление «Ощущашек» Слайд 23,24

Итог урока

-А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?

(Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус)

-Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

(Органы чувств)

-Назовите их. (Хоровой ответ)

-Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

Слайд 25, 26

- Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!»
-Как это понять? (рассуждения учащихся)
Мозг – главный орган. Теперь сосчитайте, сколько у нашего главного мозга разведчиков помощников – телеграфистов. Всего их 5 , а могут рассказать обо всем , что есть на свете.

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать,
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.

Слайд27

Блиц опрос

1. У человека есть органы

2. Глаза - это орган

3. Уши – это орган

4. Нос – это орган

5. Кожа – это орган

6. Всеми органами чувств руководит


Слайд27

Рефлексия

-О чём было интересно узнать? Что понравилось больше всего?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

Слайд28

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 126—129, ответить на во­просы раздела «Проверь себя» на с. 129.

Спасибо за урок!





















Дополнительный материал

Мозг и органы чувств

Все, что происходит в окружающем мире, мы воспринимаем с помощью органов чувств. В них находятся окончания чувствительных нервов, иначе их можно назвать «щупальцами мозга». Нервных окончаний очень много, на 1 см2 кожи их может приходиться от 200 до 400.

Представьте, что было бы с человеком, если бы он лишился органов чувств.

У каждого органа чувств своя «специальность», и их центры находятся и в коре головного мозга.

Как мы видим

Зрение — бесценный дар природы, который нужно беречь. Глаз раз­личает тончайшие оттенки цветов, мельчайшие размеры, хорошо видит тем и неплохо в сумерках. Стоит закрыть глаза, и ты окажешься в тем­ноте. Будешь слышать звуки, ощущать запахи, но не будешь видеть.

Ученые провели опыты и подсчитали, что 90% информации (разных сведений об окружающем мире) человек получает с помощью органа зрения. Чтобы лучше понять, как мы видим, необходимо познакомиться со строением глаза и узнать, как он работает.

В передней части глаз покрывает прозрачная оболочка — роговица, через которую видны радужная оболочка (радужка) и зрачок. Ты, навер­ное, замечал, что у людей глаза бывают разного цвета.

Посмотрите в глаза друг другу. Что вы подметили? Цвет глаз зависит or количества красящего вещества в радужной оболочке: много его — глаза карие, мало — голубые, зеленые.

Зрачок — это отверстие в радужной оболочке глаза, через которое проходят лучи света. При слабом освещении зрачки становятся шире, чтобы собрать больше редких лучей света, а при ярком освещении сужа­ются.

С помощью маленьких мышц позади радужки подвешен хрусталик — крошечная линза. При рассматривании предметов на разном расстоянии, чтобы изображение было четким, он становится то более выпуклым, то более плоским. При чтении или другой работе на близком расстоянии хрусталик становится выпуклым, а при взгляде вдаль — плоским. Весь глаз похож на шар и называется глазным яблоком. Глазное яблоко, кро­ме прозрачного «окна» в передней части глаза, покрыто сверху твердой непрозрачной оболочкой, которая обеспечивает округлую форму глаза.

На задней стенке глазного яблока внутри находится самая главная часть глаза — светочувствительная сетчатка, которая и передает изображе­ние по зрительному нерву в мозг. Одна группа клеток сетчатки отвечает зa восприятие света, другая группа — за восприятие цвета.

Зрение двумя глазами помогает представить форму предметов и на удаленность.

Как мы слышим

Звук передается звуковыми волнами, очень похожими на те, которые расходятся по воде, когда бросишь камень. Когда звуковые волны попадают в ухо, они создают колебания барабанной перепонки — тонкой пленки, отделяющей наружное ухо от внутреннего. Если над головой летает самолет, звуковые волны очень сильные, и мы слышим громкий звук. Мы также улавливаем и тихие звуки.

Барабанная перепонка передает колебания в заполненное специальной жидкостью среднее ухо. Оттуда сигнал поступает во внутреннее ухо и через слуховой нерв идет в слуховую зону мозга. Мозг обрабатывает сигналы и выдает информацию: «Это гул самолета», «Это шелест листьев», «Это мамин голос, она зовет тебя».

И все эти передачи колебаний, или, иначе, звуков, от уха по слуховым нервам происходят мгновенно, ты даже не успеешь сказать «раз».

Ухо — очень тонкий и сложный орган. Громкие звуки, особенно нельзя долго слушаешь, могут ослабить слух. Никогда не кричи никому в ухо. Отрегулируй нормальную громкость телевизора, радио у себя дома. Ни когда не ковыряй в ушах, ты можешь повредить барабанную перепонку, а это приведет к частичной или полной потере слуха.

Ухо человека способно не только улавливать звук, но и определять его направление и расстояние до источника звука. А мозг уже переводит эту информацию на известные нам сигналы «близко», «далеко», «справа» «слева» и т. д.

В среднем ухе находится особый аппарат, который помогает сохранять равновесие тела. Если закрыть глаза, ты все равно можешь определить, где верх, где низ, наклонился ли ты вправо или влево. Даже когда ты идешь или стоишь — ты тоже регулируешь равновесие своего тела.




Язык - орган вкуса

Язык является органом вкуса. Он покрыт крохотными сосочками к которым подходят окончания чувствительных нервов. При ощущении вкуса разных веществ в мозг посылается сигнал: «соленое», «сладкое» «кислое», «горькое».

Сладкое и соленое определяется кончиком языка, кислое — боками а горькое — корнем. Обонятельные нервы передают информацию о запахах, наполняющих воздух, нашему головному мозгу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!