Тема: «Пиктография – рисуночное письмо»
Цели:
1. образовательная: познакомить учащихся с рисуночным письмом – пиктографией; с жизнью и бытом древних племён;
2. развивающая: развивать устную монологическую речь, произвольное внимание, память, логическое мышление;
3. воспитательная: воспитывать интерес к различным видам языков, к культуре древних людей, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: распечатки с рисунками, фотографии письма древних людей.
Ход урока:
I. Организация начала урока
II. Основная часть
1. вступительная беседа
- Сегодня на уроке я познакомлю вас с рисуночным письмом – пиктографией, а также мы придумаем свой рисуночный язык.
- Давайте вспомним, что такое язык?
- Как вы думаете, можно ли словами призвать удачу или накликать беду?
- Чем мы пользуемся, если нам нужно передать информацию?
- А некоторая информация дошла до нас в виде рисунков.
2. Работа с иллюстрациями
- Посмотрите на рисунок №1
- Что вы видите? (охотники во многих частях света старались призвать удачу в охоте картинками – заклинаниями, рисуя животных, которых они хотели убить. Вот один из таких доисторических рисунков. Он сохранился на стене одной из пещер в Европе; на нем изображены охотники и собаки, убивающие огромного бизона)
- Обратите внимание на оружие охотников. Какое оно?
- На картинке №2 видно, что один охотник погиб. Это значит, что они понимали, что охота – вещь опасная. Правильно?
- Итак, что же такое Пиктография? ( это рисуночное письмо. В переводе с лат. Pictus –красками + графия - пишущий.
- Как вы думаете, зачем нужна пиктография? Как она появилась? (пиктография нужна в первую очередь для общения людей друг с другом. Кроме того, древние рисунки были чем-то вроде послания в будущее, то есть благодаря им сейчас мы можем судить о жизни, быте древних людей)
- Как можно было передавать такие послания? (люди додумались наносить рисунки и на полоски коры, и на кусочки дерева, и на обломки костей, и на раковины. Такой рисунок легко можно было захватить с собой.)
- Посмотрите на рисунок №3.
- Что вы видите? (это шкура бизона, на ней рассказ индейцев о каком-то важном событии. Читается текст по спирали – от центра по краю.)
- Вскоре охотники стали рисовать не только для заклинания, но и для житейских соображений. Скоро они поняли, что для повседневных нужд не стоит так много трудиться, добиваться полного сходства, передавать цвет. Сойдут и беглые наброски.
- Обратите внимание на рисунок №4.
- Как вы думаете, что они означают? (1 рисунок - дорога или тропа; 2 рисунок – перекрёсток; 3 рисунок – двое встретились на перекрёстке и разговаривают)
- Кроме рисунков люди стали мастерить узелковые письма и письма из ракушек и камыша. (рисунок №5)
3. Творческая работа
- Давайте создадим свое собственное рисуночное письмо. Но для начала придумаем определенное обозначение предметам, чтобы было понятно.
вечер утро
солнечный день дождь
я тебе позвоню праздник
день рождения время…
1. Утром я ухожу в школу.
2. Вчера вечером шел дождь.
3. Я ухожу домой.
4. Позвони мне.
5. Завтра ко мне придет друг.
- Теперь каждый сочинит собственное рисуночное письмо и продемонстрирует его нам.
III. Итог урока
- Что мы называем пиктографией?
- Зачем она необходима человеку?