СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема по самообразованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема по самообразованию "Использование наглядного и демонстративного материала на уроках по столярному делу"

Просмотр содержимого документа
«Тема по самообразованию»

Основной целью преподавания Столярного дела является подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, творческое развитие личности и социальная защита учащихся.

Использование средств наглядности на уроке труда имеет огромное значение для повышения качества усвоения обучающимися информации. Наглядность способствует приобретению осознанных прочных знаний. Формирует познавательный интерес и активность обучающихся.

Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности обучающихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и обучающихся. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на уроке может дать и отрицательный эффект. Именно это обстоятельство определяет необходимость разработки научных основ отбора средств наглядности на уроке и оптимизации их сочетания с другими средствами обучения.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами.

Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Например: тема в 9-м классе «Кровельные и изоляционные материалы». Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность обучающихся. Например, при изучении темы разметка рейсмусом, на рисунке нужно определить на какой размер выставлен рейсмус, определить стороны бруска, т.е. указать пласть, торец, резьба по дереву, геометрические узоры.

Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе обучающихся. При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид - печатные плакаты или в электронном виде, иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные. Плакаты могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием. Плакаты обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе. На уроках плакаты используются для решения  различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или ученика, средством мотивации. Достоинства учебных плакатов - их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание детей, статичность. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание обучающихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное.        

Модели используются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний обучающихся. На уроках труда, например,- как образцы при выполнении заданий (виды столярных соединений).Учебные фильмы служат в первую очередь для систематизации и обобщения знаний. Могут применяться фильмы и непосредственно при изучении новых тем программ. В этом случае целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы темы и содержат фактический материал, полезный для формирования представлений. Например: заготовка лесоматериалов, трелевка деревьев, распиловка на пилораме.
Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

К. Д. Ушинский  показывает нам практическую значимость, развитие наблюдательности и мышления. “Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, — начните показывать картинки, и класс заговорит”
      Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.

Следует подчеркнуть, что сами по себе средства наглядности в сочетании со способами предъявления информации на уроке еще не решают задачи повышения качества обучения. Эффективность их использования зависит от соблюдения ряда выработанных педагогической наукой и передовой практикой требований. К ним относятся требования соответствия средств наглядности:

1. целям и задачам обучения;

2. этапам урока, на которых планируется использовать средства наглядности;

3. объему содержания и дидактическим характеристикам, предъявляемой учащимся информации;

4. уровню развития пространственного мышления учащихся, другим методам и средствам обучения используемым на уроке.

Установить строгое соответствие, отбираемых учителем средств наглядности, указанным требованиям - трудно. В то же время, можно подобрать различные сочетания средств наглядности на уроке, чтобы предать структуре урока и методам обучения гибкость, сделать средства наглядности, отвечающим конкретным условиям обучения и методическим наклонностям учителя.


 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!