СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Почвенная реакция

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Группа 316-16-й урок

Просмотр содержимого документа
«Тема: Почвенная реакция»


Тема: Почвенная реакция

План

1. Реакция почвы

2. Кислотность почв

3. Щелочность почв

4. Буферность почв

Реакция почвы

Реакция почвы – физико-химическое свойство, обусловленное содержанием H+ и ОН- в жидкой и твердой частях почвы. Она является важным условием роста и развития растений, оказывает большое влияние на минеральное питание растений, определяет физические и биологические свойства почвы.

Типы реакций

Реакцию раствора обычно определяют по условной величине рН.

Шкала рН имеет значение от 1 до 14.

Кислая

Щелочная

Нейтральная

Реакция кислая, если в почве преобладают ионы Н+

Кислая реакция устанавливается в тех условиях, где осадки преобладают над испарением (леса, тундра) рН - ниже 7 – кислая

Наиболее кислую реакцию имеют верховые торфяники, подзолистые и дерново-подзолистые почвы.

если в почве больше ионов ОН-.

когда испарение преобладает над осадками как в пустынях.
рН - больше 7 – щелочная

Наиболее щелочную реакцию имеют каштановые почв, солончаки.

При равенстве концентраций H+ и ОН- реакция почвы нейтральная.

нейтральная – количество осадков и испарение уравновешены (степи луговые, саванны типичные);

рН 7 –нейтральная

Наиболее нейтральную реакцию имеют черноземы

Кислотность почв

Кислотность почв – свойство почвы, обусловленное содержанием в почвенном растворе Н-ионов, а также обменных ионов водорода и алюминия в почвенном поглощающем комплексе.
Источники кислотности почвы:

- угольная кислота, образующаяся при растворении углекислого газа.

- грибы и бактерии, разложения растительного опада, выделенные корнями и насекомыми в почве могут присутствовать свободные органические кислоты типа уксусной, щавелевой, лимонной.

- при выветривании горных пород и минералов могут образовываться и сильные минеральные кислоты – соляная, серная, вносимые физиологически кислые удобрения – (NH4)2SO4, KC1 и др.

В зависимости от величины рН солевой вытяжки почвы подразделяются на следующие группы: сильнокислые (рН 80%) не нуждаются в известковании, а при V – менее 50%, имеют высокую необходимость в нем.

Известкование – основной прием повышения продуктивности кислых почв. При известковании внесенный СаСО3 (при наличии углекислоты) переходит в растворимый

Са(НСОз)2 и взаимодействует с почвой по следующей схеме:
[ППК-]2H++ Са(НСО3)2 →[ППК-]Са2++ 2Н2О + 2СО2.


Щелочность почв

Щелочность почв – способность их подщелачивать воду и растворы нейтральных солей. Связана с гидролитическими щелочными солями – Na2CO3, NaHC03, Са(Н2СО3)2 и других, создающих при диссоциации повышенную концентрацию ОН-ионов: Na2CO3 + 2HOH→ H2CO3 + 2Na + 2ОH-.

Щелочность почвы делится на :

Активная связана с наличием гидролитически щелочных солей в почвенном растворе.

Потенциальная щелочность обусловлена обменно поглощенным Na

Щелочная реакция угнетает деятельность микроорганизмов, ухудшает структуру и физические свойства почвы, режим питания растений.

Ликвидируют избыточную щелочность гипсованием:
[ППК-]2Na + CaSO4→ [ППК-]Ca2 + Na2SO4.

Образующийся сернокислый натрий может быть вымыт из почвы при выпадении атмосферных осадков или при поливе.

Буферность почв

Буферность почв – способность противостоять резкому изменению реакции почвенного раствора при введении в почву кислот и щелочей или их солей.

Против подщелачивания буферное воздействие оказывают слабые кислоты, а против подкисления – слабые кислоты и их соли:

Против подкисления также сильное воздействие оказывают поглощенные основания, особенно кальций.

Высокой буферностью обычно отличаются суглинистые и глинистые почвы, обогащенные гумусовыми веществами.

Низкая буферность характерна для песчаных бедных гумусом почв. Эту особенность необходимо учитывать при определении доз удобрений, извести.



Домашнее задание: составить и выучить конспект





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!