Класс: | 7 |
Предмет: | литература |
Цели урока: | Подвести учащихся к пониманию знания повести “Тарас Бульба”. Способствовать формированию навыков анализа произведения, формирование понятий «подвиг», «героизм», «патриотизм» через образы героев.. Воспитывать учащихся в духе патриотизма к Родине, семье. |
Задачи урока: | Раскрыть образы героев через аллегорию: Тарас - это воплощение старинных идеалов сечевого рыцарства, Андрий - воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к предательству, а Остап - воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе. Показать значимые нравственные ценности казаков. Способствовать развитию навыков работы в группе. |
Результаты обучения: | Учащиеся будут знать содержание произведения, раскроют для себя понятия «героизм», «патриотизм». Проанализируют эти понятия и осмыслят их через поступки героев: Остапа, Андрия, Тараса Бульбы и казаков. Научатся новым стратегиям по развитию мышления, работе в группах, составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия. |
Ключевые идеи: | Новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению. |
Ресурсы: | учебники и тетради, видеоролики, презентация. |
Содержание урока |
Деятельность учителя | Деятельность учеников. |
I.Организационный момент Настрой на урок | Вступительное слово учителя: — Судьба человека — это путь длиною в жизнь. Путь этот может быть разным: прямым, извилистым: От чего это зависит, как вы думаете? (От самого человека, от его жизненной позиции, от умения сделать правильный выбор). — Как вы думаете, ребята, судя по записанной на доске теме, о чем мы будем сегодня говорить? (об Остапе и Андрии, об их поведении в бою, в бурсе). — Мы о них уже говорили достаточно. Что же нас будет интересовать? (как и почему один совершил подвиг, а другой предательство). Записать в тетрадь темы урока, эпиграфа. В качестве эпиграфа я взяла слова И.А.Крылова– послушаем их и попытаемся определить тему урока. Не льстись предательством ты счастие сыскать. И.Крылов — Подвиги совершались всегда, как, впрочем, и предательство. Эти проблемы поднимали многие писатели в своих произведениях. Повесть «Тарас Бульба» — тому подтверждение. Главные герои жили в трудное бранное время, когда нужно было делать только одно — защищать Родину. Остап и Андрий были казаками, а не просто воинами. Кто такие казаки? История слова «козак»: КО — «броня», «латы» ЗАК — «межа», «граница», «рубеж» КАЗАК — «защитник границы» Тема нашего урока – «Тема подвига и предательства в повести Гоголя». Как вы думаете, актуально ли эта тема в наше время? Постановка цели : Знакомясь с произведением, очень важно видеть даже самые мелкие детали, т.к. это зачастую раскрывает поступки героев и отражает отношение автора к ним. В процессе урока вы должны будете дать своё определение понятиям «товарищества», «героизма», «предательства» Выявить подига игероизма и предательства в произведении Н.В. Гоголя « Тарас Бульба». | Прослушивают эпиграф к уроку, определяют тему, цель урока |
II. Стадия вызова | |
Работа над новой темой Создание проблемной ситуации
| - - Какие события описывает Гоголь в своей повести? - Повесть «Тарас Бульба была написана в 1835 году, но она детально описывает события 15 -начала 16 веков, ещё до присоединения Украины к России, когда отдельные княжества остались против многочисленных врагов. - В чём своеобразие повести? - В повести рассказывается о мужественной борьбе казаков против польской шляхты и католической веры? Раскрывается тема патриотизма. - Какова роль Запорожской Сечи в этой борьбе? - Какую ещё проблему рассматривает автор в своей повести? Каким образом? - Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия. - С чего начинается повесть? - С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища - Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик - Крепкие, повзрослевшие. Остап более мужественный и суровый, а Андрий более красивый и милый. -Почему Тарас Бульба так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь? (Только там можно стать рыцарем, настоящим воином). | Отвечают на вопросы |
Запорожская Сечь | Запорожская Сечь — образ Родины, символ товарищества. Она вырабатывала в казаках и смелость, и мужество, и преданность. Но самое главное — она воспитывала чувство ответственности за исход битвы, за товарищей, за Отечество. Вот в эту-то Сечь и приезжают юные сыновья Тараса, красивые и сильные молодцы. Но какой разной будет их судьба! Один примет мученическую смерть, а другой станет предателем. Прежде чем перейти к обсуждению нашей главной темы, давайте вспомним основные принципы Запорожской Сечи Трагичная, но славная судьба главных героев. Сильными и отважными являются все запорожцы. Все они презирают смерть. Это Тарас Бульба, его сын Остап, его единомышленники и друзья: Мусий Шило, Кукубенко, Попович, Степан Гуска, Бовдюг и другие. Для них дружба, воинское братство дороже всего на свете. Шило: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» Гуска: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» Бовдюг: «Пусть же славится до конца века Русская земля!» Балабан: «Пусть же цветёт вечно Русская земля!» Кукубенко: «Пусть же после нас живут ещё лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом русская земля!») Тарас Бульба : «Так любить, как русская душа, никто не может» | Выполняют группой тест |
III.Стадия осмысления Тарас Бульба – главный герой, именем которого названа повесть, а Остап и Андрий – его сыновья – продолжение Тараса, его жизни, его ожиданий. Давайте вспомним, какие они – эти герои? | |
Тарас Бульба Стратегия «Другая точка зрения» |
- Кем был Тарас Бульба? Как он выглядел? - Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? ( Запорожская Сечь для Тараса – родной дом) - Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к жене? ( Т.Б считал своим основным делом обязанности казака, поэтому жена « видела мужа в год два – три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуха») - Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? ( Т.Б хочет увидеть, что его сыновья стали настоящими вояками, казаками) -Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу? (Сам Тарас учиться не любил, но понимал необходимость образования, поэтому послал своих сыновей в киевскую бурсу) -Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап) -Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Т.Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака? -По мнению Тараса: «Нет уз святее товарищества! Так как породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». -Почему Тарас Бульба убивает Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа? -Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верным товарищем, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища. -Как заканчивает свою жизнь Тарас? -Трагически, на костре.
Ролик о смерти Тараса Бульбы
- К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикрученный к дубу тройными цепями.
Мы вспомним Тараса И песню споем ,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьем,
Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало и с нами бывает…
Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.
- Это стихотворение было написано поэтом-фронтовиком Константином Симоновым в 1942 году. | Отвечают на вопросы. |
Остап Ролик о смерти Остапа | Остап Бульба - старший сын запорожского казака Тараса Бульбы. Остап очень похож на своего отца. Он - такой же упрямый, сильный и храбрый казак. Остап, как и его отец, думает только о двух вещах: о войне и о гуляньях. Он - прирожденный воин и вождь. Остапу Бульбе всего 22 года, но он умен не по годам. За это товарищи выбирают Остапа куренным атаманом - то есть атаманом, командующим батальоном казаков. Жизнь Остапа заканчивается рано. В ходе сражения с поляками Остап Бульба попадает в плен. Поляки казнят Остапа и других пленных казаков. Ролик о смерти Остапа - Какие качества Остапа сказались в его последний час? - Каковы последние слова Остапа? - Почему он не проявил слабость? - Можем ли мы понять его чувства? | Составляют постер, отвечают на вопросы |
Андрий | «Исследуем» путь предательства Андрия — Как спасался Андрий в бурсе от неотвратимого наказания за школьные проделки? (выкручивался, подставляя товарищей, тогда как Остап молча скидывал свитку и ложился под розги) — Вот Андрий в Сечи. Какое впечатление производит Андрий в первых своих боях? Что им руководит: любовь к родине или азарт битвы? («Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…»)Думает ли он о том, что его товарищи могут оказаться в опасности? (нет, им движет лишь опьянение битвой) Вот последняя ночь Андрия у своих. Все спят: спит старый Тарас, спит уставший Остап, спят казаки. Лишь Андрий не спит. О чём он думает? (он вспоминает свои встречи с прекрасной полячкой, думает о ней) — Появляется татарка, и Андрий уходит с нею в осаждённый город. Можно ли этот поступок расценить как предательство? Имеет ли воин право на жалость к врагу? (ещё не предательство, но уже шаг к нему. Второй вопрос может вызвать дискуссию. особенно в «мальчишеском» классе. Важно, чтобы дети поняли: пожалеть можно лишь поверженного врага) — Перечитаем разговор Андрия с полячкой. Именно она напоминает Андрию о его долге. Каков был ответ Андрия? (Андрий отрекается от отца, брата, родины. Предательство совершено.) — Какова реакция писателя на такой ответ Андрия? (И пропал казак…) — Почему же Андрий, храбрейший из рыцарей-казаков так и не стал их гордостью и славой? Сделаем вывод. Путь предательства: уклонение от наказания в бурсе → увлечение красотой полячки → увлечение битвой, забвение в ней товарищей → уход к полякам, отречение от отца, друзей, родины. - Остап умер как национальный герой, а вот смерть Андрия вызывает споры. Ролик о смерти Андрия | Работа в группах по стратегии «Шесть шляп» |
Вывод | Как получилось, что в одной семье выросли такие разные дети? Почему у Андрия такая судьба? Чем отличается он от своего отца? Синквейн – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Схема диаманты: 1 строка: тема (имя существительное); 2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия); 3 строка: действие (три глагола); 4 строка: ассоциации (четыре имени существительных) переход к антонимичным понятиям; 5 строка: действие (три глагола), 6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия); 7 строка: тема (имя существительное). Остап Храбрый, сильный. Сражается, защищает, погибает. Подвиг, товарищество – предательство, слабость. Страдает, любит, погибает. Трусливый, красивый. Андрий.
Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, прочий — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрий, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной. | |
IV.Стадия Рефлексии | |
Подведение итогов | Заключительное слово учителя.
Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».
Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало. | отвечают на вопросы подводят итоги |
Дом задание | Подготовиться к сочинению | записывают Д\з |
Рефлексия | Учащиеся оценивают свои успехи на уроке и составляют синквейны к героям повести. | |