СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема подвига и предательства в повести Гоголя «Тарас Бульба».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В повести Н.В.Гоголя описывается борьба украинского народа против польской Шляхты.

Просмотр содержимого документа
«Тема подвига и предательства в повести Гоголя «Тарас Бульба».»


Тема подвига и предательства в повести Гоголя «Тарас Бульба».


Класс:


7


Предмет:


литература


Цели урока:

Подвести учащихся к пониманию знания повести “Тарас Бульба”. Способствовать формированию навыков анализа произведения, формирование понятий «подвиг», «героизм», «патриотизм» через образы героев.. Воспитывать учащихся в духе патриотизма к Родине, семье.

Задачи урока:

Раскрыть образы героев через аллегорию: Тарас - это воплощение старинных идеалов сечевого рыцарства, Андрий - воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к предательству, а Остап - воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе. Показать значимые нравственные ценности казаков. Способствовать развитию навыков работы в группе.

Результаты обучения:

Учащиеся будут знать содержание произведения, раскроют для себя понятия «героизм», «патриотизм». Проанализируют эти понятия и осмыслят их через поступки героев: Остапа, Андрия, Тараса Бульбы и казаков. Научатся новым стратегиям по развитию мышления, работе в группах, составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия.

Ключевые идеи:

Новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению.

Ресурсы:

учебники и тетради, видеоролики, презентация.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

I.Организационный момент


Настрой на урок


Вступительное слово учителя:

— Судьба человека — это путь длиною в жизнь. Путь этот может быть разным: прямым, извилистым: От чего это зависит, как вы думаете?

(От самого человека, от его жизненной позиции, от умения сделать правильный выбор).

— Как вы думаете, ребята, судя по записанной на доске теме, о чем мы будем сегодня говорить? (об Остапе и Андрии, об их поведении в бою, в бурсе).

— Мы о них уже говорили достаточно. Что же нас будет интересовать? (как и почему один совершил подвиг, а другой предательство).


Записать в тетрадь темы урока, эпиграфа.

В качестве эпиграфа я взяла слова И.А.Крылова– послушаем их и попытаемся определить тему урока.

Не льстись предательством ты счастие сыскать.
И.Крылов


— Подвиги совершались всегда, как, впрочем, и предательство. Эти проблемы поднимали многие писатели в своих произведениях. Повесть «Тарас Бульба» — тому подтверждение. Главные герои жили в трудное бранное время, когда нужно было делать только одно — защищать Родину. Остап и Андрий были казаками, а не просто воинами. Кто такие казаки?

История слова «козак»:

КО — «броня», «латы»

ЗАК — «межа», «граница», «рубеж»

КАЗАК — «защитник границы»

Тема нашего урока – «Тема подвига и предательства в повести Гоголя».

Как вы думаете, актуально ли эта тема в наше время?


Постановка цели :

Знакомясь с произведением, очень важно видеть даже самые мелкие детали, т.к. это зачастую раскрывает поступки героев и отражает отношение автора к ним.

В процессе урока вы должны будете дать своё определение понятиям «товарищества», «героизма», «предательства» Выявить подига игероизма и предательства в произведении Н.В. Гоголя « Тарас Бульба».


Прослушивают эпиграф к уроку, определяют тему, цель урока

II. Стадия вызова


Работа над новой темой

Создание проблемной ситуации




- - Какие события описывает Гоголь в своей повести?

- Повесть «Тарас Бульба была написана в 1835 году, но она детально описывает события 15 -начала 16 веков, ещё до присоединения Украины к России, когда отдельные княжества остались против многочисленных врагов.

- В чём своеобразие повести?

- В повести рассказывается о мужественной борьбе казаков против польской шляхты и католической веры? Раскрывается тема патриотизма.

- Какова роль Запорожской Сечи в этой борьбе? 

- Какую ещё проблему рассматривает автор в своей повести? Каким образом?

- Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия.

- С чего начинается повесть?

- С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища

- Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик

- Крепкие, повзрослевшие. Остап более мужественный и суровый, а Андрий более красивый и милый.

-Почему Тарас Бульба так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь? (Только там можно стать рыцарем, настоящим воином).

Отвечают на вопросы


Запорожская Сечь



Запорожская Сечь — образ Родины, символ товарищества. Она вырабатывала в казаках и смелость, и мужество, и преданность. Но самое главное — она воспитывала чувство ответственности за исход битвы, за товарищей, за Отечество.

Вот в эту-то Сечь и приезжают юные сыновья Тараса, красивые и сильные молодцы. Но какой разной будет их судьба! Один примет мученическую смерть, а другой станет предателем. Прежде чем перейти к обсуждению нашей главной темы, давайте вспомним основные принципы Запорожской Сечи

Трагичная, но славная судьба главных героев. Сильными и отважными являются все запорожцы. Все они презирают смерть. Это Тарас Бульба, его сын Остап, его единомышленники и друзья: Мусий Шило, Кукубенко, Попович, Степан Гуска, Бовдюг и другие. Для них дружба, воинское братство дороже всего на свете.

Шило: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

Гуска: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»

Бовдюг: «Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Балабан: «Пусть же цветёт вечно Русская земля!»

Кукубенко: «Пусть же после нас живут ещё лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом русская земля!»)

Тарас Бульба : «Так любить, как русская душа, никто не может»


Выполняют группой тест

III.Стадия осмысления

  • Тарас Бульба – главный герой, именем которого названа повесть, а Остап и Андрий – его сыновья – продолжение Тараса, его жизни, его ожиданий.

Давайте вспомним, какие они – эти герои?


Тарас Бульба

Стратегия «Другая точка зрения»





- Кем был Тарас Бульба? Как он выглядел?

- Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? ( Запорожская Сечь для Тараса – родной дом)

- Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к жене? ( Т.Б считал своим основным делом обязанности казака, поэтому жена « видела мужа в год два – три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуха»)

- Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? ( Т.Б хочет увидеть, что его сыновья стали настоящими вояками, казаками)

-Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу?

(Сам Тарас учиться не любил, но понимал необходимость образования, поэтому послал своих сыновей в киевскую бурсу)

-Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)

-Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Т.Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака?

-По мнению Тараса: «Нет уз святее товарищества! Так как породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек».

-Почему Тарас Бульба убивает Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа?

-Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верным товарищем, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.

-Как заканчивает свою жизнь Тарас?

-Трагически, на костре.



Ролик о смерти Тараса Бульбы


- К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас, 

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Мы вспомним Тараса И песню споем ,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьем,

Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает…

Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

- Это стихотворение было написано поэтом-фронтовиком Константином Симоновым в 1942 году.



Отвечают на вопросы.

Остап



Ролик о смерти Остапа



Остап Бульба - старший сын запорожского казака Тараса Бульбы. Остап очень похож на своего отца. Он - такой же упрямый, сильный и храбрый казак. Остап, как и его отец, думает только о двух вещах: о войне и о гуляньях. Он - прирожденный воин и вождь. Остапу Бульбе всего 22 года, но он умен не по годам. За это товарищи выбирают Остапа куренным атаманом - то есть атаманом, командующим батальоном казаков. Жизнь Остапа заканчивается рано. В ходе сражения с поляками Остап Бульба попадает в плен. Поляки казнят Остапа и других пленных казаков.

Ролик о смерти Остапа

- Какие качества Остапа сказались в его последний час?

- Каковы последние слова Остапа?

- Почему он не проявил слабость?

- Можем ли мы понять его чувства?


Составляют

постер, отвечают на вопросы

Андрий




«Исследуем» путь предательства Андрия

— Как спасался Андрий в бурсе от неотвратимого наказания за школьные проделки? (выкручивался, подставляя товарищей, тогда как Остап молча скидывал свитку и ложился под розги)

— Вот Андрий в Сечи. Какое впечатление производит Андрий в первых своих боях? Что им руководит: любовь к родине или азарт битвы? («Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…»)Думает ли он о том, что его товарищи могут оказаться в опасности? (нет, им движет лишь опьянение битвой)

Вот последняя ночь Андрия у своих. Все спят: спит старый Тарас, спит уставший Остап, спят казаки. Лишь Андрий не спит. О чём он думает? (он вспоминает свои встречи с прекрасной полячкой, думает о ней)

— Появляется татарка, и Андрий уходит с нею в осаждённый город. Можно ли этот поступок расценить как предательство? Имеет ли воин право на жалость к врагу? (ещё не предательство, но уже шаг к нему. Второй вопрос может вызвать дискуссию. особенно в «мальчишеском» классе. Важно, чтобы дети поняли: пожалеть можно лишь поверженного врага)

— Перечитаем разговор Андрия с полячкой. Именно она напоминает Андрию о его долге. Каков был ответ Андрия? (Андрий отрекается от отца, брата, родины. Предательство совершено.)

— Какова реакция писателя на такой ответ Андрия? (И пропал казак…)

— Почему же Андрий, храбрейший из рыцарей-казаков так и не стал их гордостью и славой?

Сделаем вывод. Путь предательства: уклонение от наказания в бурсе → увлечение красотой полячки  увлечение битвой, забвение в ней товарищей  уход к полякам, отречение от отца, друзей, родины.

- Остап умер как национальный герой, а вот смерть Андрия вызывает споры.

Ролик о смерти Андрия

Работа в группах по стратегии «Шесть шляп»

Вывод



  1. Как получилось, что в одной семье выросли такие разные дети? Почему у Андрия такая судьба? Чем отличается он от своего отца?


Синквейн – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
Схема диаманты:
1 строка: тема (имя существительное);
2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);
3 строка: действие (три глагола);
4 строка: ассоциации (четыре имени существительных)
переход к антонимичным понятиям;
5 строка: действие (три глагола),
6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);
7 строка: тема (имя существительное).
Остап
Храбрый, сильный.
Сражается, защищает, погибает.

Подвиг, товарищество – предательство, слабость.
Страдает, любит, погибает.
Трусливый, красивый.
Андрий.


Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, прочий — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрий, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной.



IV.Стадия Рефлексии


Подведение итогов



Заключительное слово учителя.

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало. 

отвечают на вопросы

подводят итоги

Дом задание


Подготовиться к сочинению

записывают Д\з

Рефлексия


Учащиеся оценивают свои успехи на уроке и составляют синквейны

к героям повести.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!