СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционная тема поэта и поэзии в осмыслении Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина»

 ТЕМА ПОЭТА  И ПОЭЗИИ  В ЛИРИКЕ  А. С. ПУШКИНА

ТЕМА ПОЭТА

И ПОЭЗИИ

В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

Поэзия для Пушкина всегда была высочайшим проявлением свободного творческого духа. Взгляды на поэзию, ее роль в жизни общества, на смысл деятельности поэта изменялись с течением лет. Соответственно, изменяется и лирический герой- поэт, размышляющий о своем даре и судьбе.
  • Поэзия для Пушкина всегда была высочайшим проявлением свободного творческого духа. Взгляды на поэзию, ее роль в жизни общества, на смысл деятельности поэта изменялись с течением лет. Соответственно, изменяется и лирический герой- поэт, размышляющий о своем даре и судьбе.
«Деревня» 1819  Приветствую тебя, пустынный уголок,  Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… … Но мысль ужасная здесь душу омрачает:  Среди цветущих нив и гор  Друг человечества печально замечает  Везде невежества убийственный позор.  Не видя слез, не внемля стона,  На пагубу людей избранное судьбой,  Здесь барство дикое, без чувства, без закона,  Присвоило себе насильственной лозой  И труд, и собственность, и время земледельца. О, если б голос мой умел сердца тревожить !  Почто в груди моей горит бесплодный жар  И не дан мне судьбой витийства грозный дар ?  Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный  И рабство, падшее по манию царя,  И над отечеством свободы просвещенной  Взойдет ли наконец прекрасная заря?

«Деревня» 1819

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца.

О, если б голос мой умел сердца тревожить ! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар ? Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В стихотворении «Деревня» поэт говорит о естественном праве человека быть свободным. 1-я часть – картины счастливой патриархальной жизни, вдохновляющей поэта. 2-я часть -безмятежное созерцание деревенской идиллии прерывается: ЛГ видит подлинную сущность рабского подневольного труда. Главным злом он считает крепостное право, а свою поэтическую миссию видит в том, чтобы «тревожить сердца» и побуждать людей к действию.
  • В стихотворении «Деревня» поэт говорит о естественном праве человека быть свободным. 1-я часть – картины счастливой патриархальной жизни, вдохновляющей поэта. 2-я часть -безмятежное созерцание деревенской идиллии прерывается: ЛГ видит подлинную сущность рабского подневольного труда. Главным злом он считает крепостное право, а свою поэтическую миссию видит в том, чтобы «тревожить сердца» и побуждать людей к действию.
«Поэт» 1827 Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон , И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он . Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется,  Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел . Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы; Бежит он, дикий и суровый , И звуков и смятенья полн , На берега пустынных волн , В широкошумные дубровы …

«Поэт» 1827

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон ,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он .

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел .

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый ,

И звуков и смятенья полн ,

На берега пустынных волн ,

В широкошумные дубровы

Поэт в жизни – простой смертный человек, ему свойственны страсти и заблуждения. Но кроме этого, Поэт, по Пушкину – еще и Божий избранник, он наделен даром СЛЫШАТЬ, понимать красоту и чувствовать гармонию. Чтобы осуществить свою высокую миссию, он должен принести «священную жертву», избрать путь одиночества, отказаться от материальных благ, общепринятых норм и идеалов. Приняв свою избранность, он не может оставаться прежним страстным и «ничтожным». Ему нужна полная независимость, а социум ограничивает его творческие порывы, делает несвободным.
  • Поэт в жизни – простой смертный человек, ему свойственны страсти и заблуждения. Но кроме этого, Поэт, по Пушкину – еще и Божий избранник, он наделен даром СЛЫШАТЬ, понимать красоту и чувствовать гармонию. Чтобы осуществить свою высокую миссию, он должен принести «священную жертву», избрать путь одиночества, отказаться от материальных благ, общепринятых норм и идеалов. Приняв свою избранность, он не может оставаться прежним страстным и «ничтожным». Ему нужна полная независимость, а социум ограничивает его творческие порывы, делает несвободным.
«Поэт и толпа» 1828  Поэт по лире вдохновенной  Рукой рассеянной бряцал.  Он пел — а хладный и надменный  Кругом народ непосвященный  Ему бессмысленно внимал.  И толковала чернь тупая:  «Зачем так звучно он поет?  Напрасно ухо поражая,  К какой он цели нас ведет?  О чем бренчит? чему нас учит?  Зачем сердца волнует, мучит,  Как своенравный чародей?  Как ветер, песнь его свободна,  Зато как ветер и бесплодна:  Какая польза нам от ней?»    Поэт. Молчи, бессмысленный народ,  Поденщик, раб нужды, забот!  Несносен мне твой ропот дерзкий,  Ты червь земли, не сын небес;  Тебе бы пользы всё — на вес  Кумир ты ценишь Бельведерский.  Ты пользы, пользы в нем не зришь.  Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?  Печной горшок тебе дороже:  Ты пищу в нем себе варишь.   Чернь. Нет, если ты небес избранник,  Свой дар, божественный посланник,

«Поэт и толпа» 1828

Поэт по лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал. Он пел — а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал. И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поет? Напрасно ухо поражая, К какой он цели нас ведет? О чем бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит, Как своенравный чародей? Как ветер, песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней?»

Поэт.

Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, Ты червь земли, не сын небес; Тебе бы пользы всё — на вес Кумир ты ценишь Бельведерский. Ты пользы, пользы в нем не зришь. Но мрамор сей ведь бог!.. так что же? Печной горшок тебе дороже: Ты пищу в нем себе варишь. Чернь.

Нет, если ты небес избранник, Свой дар, божественный посланник,

Во благо нам употребляй: Поэт. Сердца собратьев исправляй.  Мы малодушны, мы коварны,  Бесстыдны, злы, неблагодарны;  Мы сердцем хладные скопцы,  Клеветники, рабы, глупцы;  Гнездятся клубом в нас пороки.  Ты можешь, ближнего любя,  Давать нам смелые уроки,  А мы послушаем тебя.    Подите прочь — какое дело  Поэту мирному до вас!  В разврате каменейте смело,  Не оживит вас лиры глас!  Душе противны вы, как гробы.  Для вашей глупости и злобы  Имели вы до сей поры  Бичи, темницы, топоры; —  Довольно с вас, рабов безумных!  Во градах ваших с улиц шумных  Сметают сор, — полезный труд! —  Но, позабыв свое служенье,  Алтарь и жертвоприношенье,  Жрецы ль у вас метлу берут?  Не для житейского волненья,  Не для корысти, не для битв,  Мы рождены для вдохновенья,  Для звуков сладких и молитв.

Во благо нам употребляй:

Поэт.

Сердца собратьев исправляй. Мы малодушны, мы коварны, Бесстыдны, злы, неблагодарны; Мы сердцем хладные скопцы, Клеветники, рабы, глупцы; Гнездятся клубом в нас пороки. Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, А мы послушаем тебя.

Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас! Душе противны вы, как гробы. Для вашей глупости и злобы Имели вы до сей поры Бичи, темницы, топоры; — Довольно с вас, рабов безумных! Во градах ваших с улиц шумных Сметают сор, — полезный труд! — Но, позабыв свое служенье, Алтарь и жертвоприношенье, Жрецы ль у вас метлу берут? Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.

Домашнее задание: ответы на вопросы по стихотворению «Поэт и толпа» Как соотносится эпиграф с содержанием стихотворения? Нужны ли поэту слушатели? Должна ли быть польза от искусства? Почему поэт отказывается быть полезным? Какова миссия поэта? «Из Пиндемонти» – устный анализ самостоятельно

Домашнее задание: ответы на вопросы по стихотворению «Поэт и толпа»

  • Как соотносится эпиграф с содержанием стихотворения?
  • Нужны ли поэту слушатели?
  • Должна ли быть польза от искусства? Почему поэт отказывается быть полезным?
  • Какова миссия поэта?

«Из Пиндемонти» – устный анализ самостоятельно

«ПОЭТУ» 1830 г. Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник.

«ПОЭТУ» 1830 г.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе.

Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

По Пушкину, поэт не учит, не проповедует, но пробуждает «чувства добрые» в душах людей, стремится дать мощный импульс к самосовершенствованию. Свобода для него – понятие прежде всего духовное, это необходимое условие нравственного развития как для поэта, так и для народа в целом
  • По Пушкину, поэт не учит, не проповедует, но пробуждает «чувства добрые» в душах людей, стремится дать мощный импульс к самосовершенствованию. Свобода для него – понятие прежде всего духовное, это необходимое условие нравственного развития как для поэта, так и для народа в целом
Неоконченная повесть «Египетские ночи» К художнику Чарскому приходит итальянский импровизатор в поисках заработка. Художник по просьбе посетителя предлагает тему для импровизации. Фильм «Маленькие трагедии» 1979г, в ролях Г. Тараторкин (Чарский), С. Юрский (импровизатор)

Неоконченная повесть «Египетские ночи»

  • К художнику Чарскому приходит итальянский импровизатор в поисках заработка. Художник по просьбе посетителя предлагает тему для импровизации.
  • Фильм «Маленькие трагедии» 1979г, в ролях Г. Тараторкин (Чарский), С. Юрский (импровизатор)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!