СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА: «Порядок слов в предложении. Интонация».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: «Порядок слов в предложении. Интонация».

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать представление о прямом и обратном порядке слов в предложении.

• формировать умение использовать порядок слов в предложении как средство выразительности речи.

• раскрыть важность логического ударения, его обязательного применения в устной речи. Отработать на практике выразительность повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации.

• повторить орфограмму «Ь на конце слов после шипящих».

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: «Порядок слов в предложении. Интонация».»

ТЕМА: «Порядок слов в предложении. Интонация».

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать представление о прямом и обратном порядке слов в предложении.

• формировать умение использовать порядок слов в предложении как средство выразительности речи.

• раскрыть важность логического ударения, его обязательного применения в устной речи. Отработать на практике выразительность повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации.

• повторить орфограмму «Ь на конце слов после шипящих».

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

щёлоч.. чувствуеш..

кирпич.. испеч..

настеж.. плющ..

решение задач.. еш..те

пригож.. колюч..

замуж.. много туч..

вскач.. тиш..

помощ.. наотмаш..

кулич.. матч..

врач.. проч..

1) У сильного всегда бессильный виноват.

2) Казнить нельзя помиловать.

3) И каждый, защищавший Ленинград, вложивший руку в пламенные раны, не просто горожанин, а солдат, по мужеству подобный ветерану. (О. Берггольц)


ХОД УРОКА

1. Организационный момент


2. Проверка домашнего задания


3. Орфографический практикум

• Спишите с доски слова. Вспомните, как называется орфограмма в этих словах. В скобках объясните условия выбранного вами варианта написания слова (например: щёлочь (сущ. ж.р., 3 скл., ед.ч., и.п., колюч (кратк. прил. м.р., ед.ч.).


4. Работа с учебником

§ 14

• Беседа по тексту параграфа.

Выводы: порядок слов в русском языке достаточно свободный (по сравнению с другими языками).

• Упр. 77 (устно).

Выводы: в русском языке порядок слов зависит от того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между предложения ми в тексте.

упр. 78 (по заданию).

Выводы: смысловые опенки в предложениях зависят от порядка слов и от интонации.

§ 15

Чтение параграфа (раздел интонационные средства). Обсуждение.

• Внимательно рассмотрите схему, показывающую интонационные средства нашей речи. Назовите их (...).

• Прочитайте определение слова «интонация», назовите функцию интонации (пауза, темп, логическое ударение, изменение тона, изменение громкости).

• Прочитайте определение слова «пауза».

• Попробуйте прочитать вслух записанные на доске предложения с интонационными паузами, логическим ударением и нужным тоном и тембром голоса (ученики читают, учитель корректирует).

• Упр. 79 (устно), упр. 80 (устно), упр. 81 (устно).

• Чтение теоретического материала на стр. 42, обсуждение.

(Ученики делают вывод вместе с учителем о важности применения логического ударения в устной речи, осознанном использовании пауз.)


5. Работа с текстом

Учитель раздаёт учащимся фрагмент текста А. Пушкина из романа «Дубровский»

• Прочитайте текст про себя, мысленно применяя логическое ударение, интонационные паузы.

• Затем прочитайте вслух этот фрагмент текста с выражением, с нужной интонацией.


…Дубровский приблизил лучинку, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор.

— Ахти, — жалобно закричала Егоровна, — Владимир Андреевич, что ты делаешь?

— Молчи, — сказал Дубровский. — Ну, дети, прощайте, иду куда Бог поведёт; будьте счастливы с новым вашем господином.

Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлей. Стёкла трещали, сыпались, пылающие брёвна стали падать, раздался жалобный вопль, крики: «Горим! Помогите! Помогите!»

— Как не так, — сказал Архип, с злобной улыбкой взирающий на пожар.

— Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.

— Как не так, — отвечал кузнец.

В сию минуту приказные показались в окно, стараясь выломать двойные рамы. Но тут кровля с треском рухнула, и вопли утихли...


(Учитель и ученики слушают, оценивают варианты ответов, высказывают пожелания.)


6. Подведение итогов урока


7. Сообщение домашнего задания

§ 14, 15, упр. 83 (по заданию).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!