ТЕМА: «Порядок слов в предложении. Интонация».
ЦЕЛИ УРОКА:
• дать представление о прямом и обратном порядке слов в предложении.
• формировать умение использовать порядок слов в предложении как средство выразительности речи.
• раскрыть важность логического ударения, его обязательного применения в устной речи. Отработать на практике выразительность повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации.
• повторить орфограмму «Ь на конце слов после шипящих».
ТИП УРОКА: объяснение нового материала.
НА ДОСКЕ:
щёлоч.. чувствуеш..
кирпич.. испеч..
настеж.. плющ..
решение задач.. еш..те
пригож.. колюч..
замуж.. много туч..
вскач.. тиш..
помощ.. наотмаш..
кулич.. матч..
врач.. проч..
1) У сильного всегда бессильный виноват.
2) Казнить нельзя помиловать.
3) И каждый, защищавший Ленинград, вложивший руку в пламенные раны, не просто горожанин, а солдат, по мужеству подобный ветерану. (О. Берггольц)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографический практикум
• Спишите с доски слова. Вспомните, как называется орфограмма в этих словах. В скобках объясните условия выбранного вами варианта написания слова (например: щёлочь (сущ. ж.р., 3 скл., ед.ч., и.п., колюч (кратк. прил. м.р., ед.ч.).
4. Работа с учебником
§ 14
• Беседа по тексту параграфа.
Выводы: порядок слов в русском языке достаточно свободный (по сравнению с другими языками).
• Упр. 77 (устно).
Выводы: в русском языке порядок слов зависит от того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между предложения ми в тексте.
упр. 78 (по заданию).
Выводы: смысловые опенки в предложениях зависят от порядка слов и от интонации.
§ 15
Чтение параграфа (раздел интонационные средства). Обсуждение.
• Внимательно рассмотрите схему, показывающую интонационные средства нашей речи. Назовите их (...).
• Прочитайте определение слова «интонация», назовите функцию интонации (пауза, темп, логическое ударение, изменение тона, изменение громкости).
• Прочитайте определение слова «пауза».
• Попробуйте прочитать вслух записанные на доске предложения с интонационными паузами, логическим ударением и нужным тоном и тембром голоса (ученики читают, учитель корректирует).
• Упр. 79 (устно), упр. 80 (устно), упр. 81 (устно).
• Чтение теоретического материала на стр. 42, обсуждение.
(Ученики делают вывод вместе с учителем о важности применения логического ударения в устной речи, осознанном использовании пауз.)
5. Работа с текстом
Учитель раздаёт учащимся фрагмент текста А. Пушкина из романа «Дубровский»
• Прочитайте текст про себя, мысленно применяя логическое ударение, интонационные паузы.
• Затем прочитайте вслух этот фрагмент текста с выражением, с нужной интонацией.
…Дубровский приблизил лучинку, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор.
— Ахти, — жалобно закричала Егоровна, — Владимир Андреевич, что ты делаешь?
— Молчи, — сказал Дубровский. — Ну, дети, прощайте, иду куда Бог поведёт; будьте счастливы с новым вашем господином.
Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлей. Стёкла трещали, сыпались, пылающие брёвна стали падать, раздался жалобный вопль, крики: «Горим! Помогите! Помогите!»
— Как не так, — сказал Архип, с злобной улыбкой взирающий на пожар.
— Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.
— Как не так, — отвечал кузнец.
В сию минуту приказные показались в окно, стараясь выломать двойные рамы. Но тут кровля с треском рухнула, и вопли утихли...
(Учитель и ученики слушают, оценивают варианты ответов, высказывают пожелания.)
6. Подведение итогов урока
7. Сообщение домашнего задания
§ 14, 15, упр. 83 (по заданию).