СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема.Правописание корней –ЛАГ- и –ЛОЖ-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить чередование гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях –лаг-,- лож- . Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Просмотр содержимого документа
«Тема.Правописание корней –ЛАГ- и –ЛОЖ-»


учитель русского языка и литературы

Ткаченко Людмила Алексеевна

МБОУ СОШ № 30

г.Симферополь



МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»









Методическая разработка







Урок русского языка в 5 классе.


Тема.Правописание корней –ЛАГ- и –ЛОЖ-


Тип урока: урок получения новых знаний .


Планируемые результаты (УУД)


Предметные: Повторить чередование гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях –лаг-,- лож- . Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.


Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.


Личностные: формировать адекватную самооценкуустойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.



Оборудование

Презентация, компьютер, телевизор.




Ход урока.

1.Организационный момент


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.


Приветствие учащихся, проверка их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.

Здравствуйте! Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.


2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Записать пословицы:

Кто ясно мыслит, тот ясно изл..гает.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу.

Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле.


3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности учащихся.

Беседа

-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)


4.Учитель предлагает учащимся инсценировку лингвистической сказки,подготовленной заранее на занятиях по внеурочной деятельности.

Жили-были два корня, два родственника -лаг- и -лож-. Дружно чередовались они в словах и любили, когда вспоминали о них, писали слова с этими корнями.

Однажды они оказались на уроке, где речь шла о чередовании корней -лаг- и -лож-.

-Ребята, кто не понял новую тему? - спросила учительница.

- Я, -тихо раздался голос с задней парты. -Я думаю, что никогда не смогу правильно писать слова с этими корнями...

Это был Вася Колокольчиков, ученик 5 класса «В».

- Не надо отчаиваться, - сказала Анна Яковлевна. -Выучи правило, выполни упражнение, а завтра поговорим.

- Ладно, - ответил Вася, - я попробую.

Прозвенел звонок, класс опустел.

- Да, дела... -сказал корень -лаг-. - Надо помочь человеку!

- А как? - удивился корень -лож-.

- Пока не знаю. Давай вместе подумаем!

- Ну неужели он не видит, что после корня -лаг- стоит суффикс -а-, а после -лож- этого суффикса нет!

- Постой! Я, кажется, придумал! - сказал корень -лаг-. -Мы нарисуем ему гуся, запечатаем в конверт и пошлем.

-А причем тут гусь? - не понял корень -лож-.

-Рядом с гусем мы напишем мой корень -лаг-, а после суффикс -а-. Если подчеркнуть этот суффикс вместе с последней буквой моего корня «г», то получится то, что кричит гусь: «га». А рядом напишем правило в виде стихотворения:

- Гуси-гуси!

- Га-га-га!

- Лаг- пишите перед -а-!

-Ты меня, конечно, извини, - пробормотал корень -лож-, но стихами это назвать трудно.

- Ну и что! - не унимался корень -лаг-. Зато Вася запомнит, как мы пишемся!

-Сомневаюсь, что запомнит.

-Ну и сомневайся, а я сажусь писать письмо. Я не могу допустить, чтобы Вася не понял урок!

Пришлось корню -лож- согласиться. Они нарисовали гуся, а рядом написали:

Вася, посмотри сюда!

-Лаг- напишем перед -а-.

-Лож- не любит суффикс -а-.

Правильно пиши слова!

На следующий день учительница вызвала Васю к доске. Слова с этими корнями мальчик написал отлично.

-Молодец! - похвалила его Анна Яковлевна.

Вася улыбнулся. В кармане его пиджака лежало письмо, полученное вчера.


5.Учащиеся формулируют тему урока

6.Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? ( происходит чередование)

Изл..гает, прил..жу, сл..жить, пол..гается, прил..гать , изл..женье.


Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

О А

прил..жу изл..гает

сл..жить пол..гается

изл..женье прил..гать


Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От суффикса – а – за корнем, а также от согласной в конце корня)

– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.33 Корни - лаг -, -лож- это варианты одного корня. В безударном положении, если за корнем стоит суффикс –а-, пишется буква А, а если суффикса нет, в корне пишется О.


7.Построение плана действий при определении гласной в корн


-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень; подчеркнуть согласную корня:

в корне лаг, лож, если за корнем стоит суффикс а, то пишем букву а, если нет суффикса а, то пишем букву о; Если в конце корня стот г-пишем а, а если ж-о.)

- Правил без исключений не бывает. Запомните слово-исключение.

-полог

– Значение этого слова вам понятно?

. Словарно-орфографическая работа.

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

- Полог - занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель
Пример: Ситцевый п. Откинуть п. П. тумана (перен.)..

Вспомним исключение из правил, запишем в тетрадь.

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей.


8. Работа над закреплением полученных знаний.

а). А теперь давайте вернемся к пословицам. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – лаг-, -лож-.


Делают вывод.


Анализируют, сопоставляют и обобщают.


Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись,  давайте с вами проведем физкультминутку.
1.     Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2.     Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3.     Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4.     Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-

Выполняют упражнения


б).Запишите словосочетания выделите орфограмму, выбор объясните.

Расп..ложение лагеря, пол..гаться на друга, предл..жить помощь, пишешь изл..жение, изучаешь прил..гательное, пол..жение трудное.


Учащиеся работают, комментируя написанное.




9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.


 Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – ____оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – ______ руки. (Сложить)

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.



10.Закрепление полученных знаний.Работа в парах. Взаимопроверка.


Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Изл..гать, изл..жить, разд..ру, прил..гательных, изл..жение; сл..гаемые, распол..житься; распол..гать, пол…г , приб…рать,

-лаг-

-лож-

исключение

Другие корни



11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.



- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.



Домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!