СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Православный храм. Внутреннее и внешнее устройство православного храма. Руководитель по составлению: Ярина Оксана Владимировна

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс, предмет 4, ОРКиСЭ

Тема: Православный храм.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: иметь  представления о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи:

-освоение знаний о строении православного храма

- овладение умениями выделять особенности каждого храма

- развитие нравственных качеств.

Личностные планируемые результаты

Метапредметные планируемые результаты

Предметные планируемые результаты

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;(ЛУУД)
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;(ЛУУД1)
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;(ЛУУД2)
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений

 

  • понимать цели изучения темы,
  • познакомиться с устройством православного храма.

Межпредметные связи: Русский язык,окружающий мир.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Православный храм. Внутреннее и внешнее устройство православного храма. Руководитель по составлению: Ярина Оксана Владимировна»

Класс, предмет 4, ОРКиСЭ

Тема: Православный храм.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: иметь представления о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи:

-освоение знаний о строении православного храма

- овладение умениями выделять особенности каждого храма

- развитие нравственных качеств.

Личностные планируемые результаты

Метапредметные планируемые результаты

Предметные планируемые результаты

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;(ЛУУД)

  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;(ЛУУД1)

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;(ЛУУД2)

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений


  • понимать цели изучения темы,

  • познакомиться с устройством православного храма.

Межпредметные связи: Русский язык,окружающий мир.










ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


Методы обучения, КРР

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)


Здравствуйте, ребята!
Начать наш урок я хотела бы в нетрадиционной форме. Предлагаю сделать низкий поклон и пожелать что-то доброе, светлое.

Приветствуют учителя


Эмоционально настраиваются








принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;(ЛУУД)





Формирование готовности к восприятию учебного материала




2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ


– Пожалуйста, внимательно послушайте, что сейчас прозвучит.
(аудиозапись колокольного звона).
– Какую музыку вы сейчас слышали?
– Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите слова, которые ассоциируются с колокольным звоном.











Дети слушают и отвечают на вопросы учителя,

- колокольный звон
записывают слова-ассоциации.

-церковь , православный храм , и др.











Беседа

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание


























3.2. Открытие нового знания.



































































Физкультминутка.







3.4. Самостоятельная работа (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценкой,

реализация нового способа действий; рефлексия достижения цели







3.5. Повторение и включение в систему знаний (выявление границ применимости нового знания)

– Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?
– Попробуйте дать определение слову «храм». 




-Хорошо! Сейчас я предлагаю обратиться к толковым словарям.





– Зачем люди посещают храм?



Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал: «Храмы нужны не Богу, престол которого  – небо  и подножие земли. Храмы нужны человеку».
– Нам нужны знания о православных храмах, чтобы познакомиться с историческим наследием и культурой русского народа.

Как вы считаете, какая цель на этом уроке? (Слайд №3).


– Отлично! Теперь мы будем смело идти к цели

– Жизнь православного человека с  самого рождения до смерти связана с храмом  (слайд №4). В самые сложные и тяжелые времена  люди всегда обращались за помощью к Богу. Вспомните, пожалуйста, такие исторические моменты  и назовите их (слайд №  5).
– Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество. (Слайд №6).
Лучшие храмы стали славой России (слайды № 7-10). И сегодня на уроке мы отправимся в небольшое путешествие по знаменитым храмам нашей родины. Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергеевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Успенский собор  нашего города и многие другие храмы России.
– Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?

–  Одной из особенностей храма, отличающей его от других строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько. Количество куполов может быть различным, и каждое число символично. Более подробно об этом  нам расскажу я. (слайд №11)(показываю видеоэкскурсию без звука, рассказываю сама)

 



 

 – Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

 Купол заканчивался вверху главой, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Их значение символично:
– две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
– три главы (три лица Святой Троицы);
– пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
– семь глав (семь таинств и семь Вселенских Соборов);
– девять глав (девять чинов Ангельских);
– тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов);
– тридцать три главы (по числу земных лет Иисуса Христа).

Вот мы руки развели,
словно удивились.
И у храма до земли 
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямлялись, 
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись!

 – Итак,  сейчас мы с вами «отправляемся в храм».  Что же является частями любого православного храма? Православный храм можно разделить на три части: притвор, средняя часть или сам храм, алтарь  (слайд №12). А сейчас, чтобы узнать о внутреннем строении храма, используя цветовые смайлики, мы разделимся на пять групп. У каждой группы своё задание. Ваша задача: используя материал учебника, объяснить понятия и подготовить сообщение. В этой работе вам помогут карточки.

Канун – это… 
Поминальная записка – это…
Куда можно поставить свечи, молясь за себя и за других живых людей?
Ответь на вопросы:
– Что такое икона?
– Может ли православный человек молится без иконы?
– О чём обычно люди молятся?
– Почему в молитве нельзя просить зла?
Целая стена из икон называется  … .

В центре расположены двери. Они называются  … . Справа от Царских врат всегда икона  … . Слева всегда икона  …  … .
Закончим предложения:
За иконостасом находится … . Никто не имеет права туда входить  без … … . Система запретов в православной культуре способствует … человека. Надо уметь  …, уметь     …, уметь … и  … .
(Слова для справок: благословения, алтарь, развитие, ждать, останавливаться, уступать, понимать.)
1) Человек, совершающий в храме все таинства и богослужения?
2) Священник в храме работает или служит? 
3) При встрече с детьми  священник сказал важные слова, которые относятся как к крещеным, так и некрещеным людям, верующим и неверующим в Бога. Каким должна быть жизнь человека?


Православный храм

Определяют тему урока, дают свое объяснение слову «храм». (Предполагаемые ответы: « Храм – это здание, в котором люди молятся, ставят свечки. )

обращаются к толковым словарям: Ожегова, большой советской энциклопедии

В словаре ОжеговаХРАМ, -а, м. 1. Здание для богослужения, церковь.

В большой советской энциклопедии Храм — Культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

(В храме обычно происходят обряды крещения, венчания,  отпевания.  В храме много икон.  В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чем-то»).





Формулируют цель урока.

иметь представления о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.








Дети слушают учителя и отвечают на вопросы.
( Например, Куликовская битва, Бородинская битва).

 

 

 

 

 

 

 















(Предполагаемые ответы: купола, кресты).















(Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
(пламя свечи, форму луковицы). Купол напоминает пламя свечи, пламя которой тянется вверх, а свет и тепло отдает тем, кто рядом. 



























Выполняют физкультминутку.

 

 

 

 













Делятся на группы. Выбирают командира группы.
По словарям находят определение понятий и готовят выступление





 Выступление учеников с прочитанным текстам.

Оценивают выступления, задают вопросы на понимание материала






готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;(УУД2)



-овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания

(ПУУД1)





воспринимать на слух художественный текст;(ПУУД3)



овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

построения

рассуждений






понимать цели изучения темы, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); (ПУУД4)



Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;(РУУД2)


читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

(ПУУД2)



овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

построения

рассуждений

(МУУД3)

























Беседа




Создание проблемной ситуации





Работа с книгой







Метод моционально-образного постижения произведения


Беседа







Словарная работа














Метод анализа произведения







Беседа
















































Самостоятельная работа

Упражнение













Рассказ



4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности)


Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:
– Мне понравилось…
– Мне запомнилось…
– Я узнал…
– Мне бы хотелось

-Спасибо вам за урок.




Ответы детей

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек.);(РУУД)


Беседа







Самооценка


У Виктора Орловского, архитектора Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря есть ответы на эти вопросы и он готов поделиться своим опытом.

«Созерцая древние храмы, церкви, часовни особенно остро чувствуешь их светлую поэзию, их гармонию с природой, — рассказывает архитектор Виктор Орловский. — Умение вписать храм в окружающий ландшафт, возможно, одна из самых сильных сторон древнерусского зодчества… …Нерли, Соловки, Мирожский, Кирилло-Белозерский, Спасо-Андрониковский монастыри и многие другие культовые объекты Руси имеют свои особые связи с природой, которые отражали понимание зодчими миропорядка космоса… Сакральный характер архитектуры храмов, обращение к возвышенному настраивали древних зодчих на особенный лад. Выбор места, художественная пластика Храма и огромная внутренняя ответственность способствовали созданию истинных шедевров архитектуры. Именно поэтому многие храмы, монастыри воспринимаются нами как нерукотворные, созданные как бы самой природой. Без них уже невозможно представить эти места…»

«Нашей мастерской повезло, — продолжает Виктор Орловский. – У нас работает сложившийся за многие годы профессиональный семейный коллектив-династия архитекторов Орловских. Это мой сын Максим Викторович, внук Филипп и я Виктор Федорович. В нашем случае органично слились опыт и новаторство. Максим Викторович универсальный архитектор в самом лучшем значении этого слова. Блестяще закончив институт, он полностью погрузился в архитектурную практику. За его плечами уже не один десяток реализованных проектов. Филипп заканчивает Московский архитектурный институт, но уже полон смелых идей. Все мы любим свою профессию и работаем с огромным энтузиазмом. Проектировать и строить в самых разных местах России — это огромное счастье. В практике древнерусского зодчества нет повторяющихся условий размещения храма в природе».

Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь с приходским храмом Покрова Пресвятой Богородицы в Смоленской области, Вяземский район.

«Проектирование такого важного духовного объекта, как монастырь, в данном случае я говорю о Спасо-Богородицком Одигитриевском женском монастыре, который сейчас строится под Вязьмой, — это огромная ответственность. Работа ведется совместно с уважаемыми и энергичными коллегами – директором фонда Феодора Стратилата Игорем Алексеевичем Сазоновым, настоятельницей монастыря игуменией Ангелиной, старшим священником обители иеромонахом Даниилом.

7 июля 2012 года. Вид на монастырское поле с юга

7 июля 2012 года. Вид на монастырское поле с юга

Комплекс монастыря состоит из множества различных по форме и назначению строений. Поэтому и факторов, которые нужно учитывать, имея ввиду гармонию ансамбля, тоже немало. Функциональность, соответствие традициям, сакральность, — все должно сочетаться и дополнять друг друга. В том числе и окружающая природа.

Здесь – бескрайние поля, беспредельный горизонт, а вдалеке – леса и холмы. Этот характерный ландшафт Смоленской области и северная народная традиция подсказали архитектурное решение, ориентированное на свободную, живописную организацию, на естественное свободное расположение на участке.

Покровский храм после вечерней службы

Женский монастырь в соответствии с веками сложившейся традицией разместится у дороги, связанной с Вязьмой, на самой высокой части участка, в месте пересечения дорог с ответвлением, ведущим в деревню Всеволодкино.

Модель храма в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших"

Модель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

С западной стороны будет мемориальный парк «Вяземского котла» 1941 года.

Внутренняя организация пространства монастыря, включающая соборную площадь, собор и колокольню, имеет свои закономерности. Важно учитывать, что монастырь проектируется и как памятник мужеству и стойкости наших солдат защитников Родины от фашизма.

Модель храма в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших"

Модель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Если верно выражение Николая Бердяева, что «Таинство есть точка, в которой происходит прорыв из иного мира в этот мир», то в архитектурном плане этот прорыв осуществляется именно в месте взаимодействия природы и храма».

Храм Николая Святителя в Московской области, Одинцовский район, село Дарьино.

Храм Николая Святителя с Юго-Запада

Храм Николая Святителя с Юго-Запада

«Храм находится на территории старинной русской усадьбы в парке с дубами и липами. С севера и востока — деревня. Место ровное с уклоном в сторону реки, поэтому в объемах храма заложена доминирующая колокольня, а так же использован интенсивный, активный цвет. Старинный парк возле деревни с многовековыми дубами — это неповторимая аура дворянской усадьбы средней полосы России. Для фасадов характерна мягкая пластика, плавные линии (раковины, ангелы, барочные валюты) Перед тем как проектировать храм, мы сделали несколько этюдов акварелью, что помогло затем встроить его в наше ощущение от этого места».

Дорога к храму. Холст, смешанная техника

Дорога к храму. Холст, смешанная техника

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тверской области, Селижаровский район, село Ельцы.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, село Ельцы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, село Ельцы

«И здесь работе предшествовали многочисленные зарисовки, эскизы. В итоге, место, выбранное на берегу Волги, само помогло нам в становлении архитектуры храма… Решили строить на крутом холме. Здесь чувствуется приволжский характер рельефа, с его долгим протяжным уклоном к реке. Чтобы храм органично вписался в природу, мы придали ему пропорциональный строй с сильным акцентом на вертикаль и высоким купол. Словно вытянули его ввысь к небесам. Храм белый и светится на фоне леса. Архитектура простая, главное – чистота пропорций, – куб-четверик, восьмерик, купол с соподчиненными колокольней притвора и абсидой. Думаю, сейчас уже трудно представить себе это место без храма».

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, село Ельцы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, село Ельцы

Общие закономерности православного храма

Православный храм чаще всего строится в виде креста — символ креста Христова как основы вечного спасения. Иногда храмы бывают в виде круга (символ вечности и бесконечности, тип «ротонда»), квадрата (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырех сторон света, либо восьмиугольника, звезды (восьмерик на четверике) — символ Рождества, путеводной Вифлеемской звезды.

Месторасположение храма строго регламентировано. Вход в храм — с западной стороны, на востоке всегда (за редкими исключениями) располагается алтарь — самая важная часть храма, место, где пребывает Бог.

Храм увенчан главами: обычно от 1 до 13.

Число тоже символично.

Самая большая, центральная глава символизирует Иисуса Христа, 2 главы — Два Его Естества, Божественное и Человеческое, 3 — Святая Троица, 5 — Господь и 4 евангелиста, 13 — Господь и 12 апостолов. Каждая глава увенчана крестом.

Сам храм поделен на 3 части: с запада — притвор (трапезная), непосредственно сам храм (неф), восточная часть — алтарь, он отделен от нефа иконостасом. Перед иконостасом находится небольшое возвышение — солея, передний, чаще всего полукруглый выступ — амвон. Большой храм может иметь несколько алтарей. Например, в храме Покрова Пресвятой Богородицы Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря – два придела, второй освящен в честь святого мученика Иоанна Воина



государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока ОРКиСЭ,

студентки 3»Б» группы

ГБПОУ РО «ЗернПК»

Проничкиной Екатерины Алексеевны

Руководитель по составлению:

Ярина О.В.







Зерноград,

2019


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!