Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18
Тема проекта:
художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Составитель: Рамазанова Альбина Магомедзагировна
Учитель-логопед первой квалификационной категории
Актуальность:
В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.
Изобразительная деятельность для детей с ограниченными возможностями носит эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству .
Главные преимущества инклюзивного образования:
Согласно пункту 1.6. ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобразования от 17.10.2013 г.) каждый ребенок «в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в т.ч. ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ)» имеет право на обеспечение равных возможностей для полноценного развития.
Действующее законодательство позволяет обучение и воспитание детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях общего типа, т.е организация совместного обучения и воспитания здоровых детей и детей с ОВЗ.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (ФГОС ДО) предполагает :
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Условия художественно – эстетического развития ребёнка:
- Обогащение чувственного опыта ребёнка во всех видах активности;
- Организация художественной деятельности;
- Предоставление ребёнку возможности выбора вида деятельности;
- Поддержка детской непосредственности, поощрения,
- стимуляция фантазии и воображения ребёнка.
ФГОС ДО п. 3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.
Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:
- Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
- Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
- Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника ;
- Организация сотрудничества с родителями воспитанников.
Целевые ориентиры в области художественно-эстетического развития:
- ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
- проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расческа, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими;
- владеет простейшими навыками самообслуживания;
- стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
- появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории психологии Института психологии имени Л.С. Выготского - Владимир Товиевич Кудрявцев, зав. Лабораторией психолого- педагогических основ развивающего образования Института развития дошкольного образования РАО,в своих публикациях 1998-2005г.г. «Дошкольное воспитание» еще раз доказал на основе учения Запорожца и Л.С.Выготского что:
Пр и р о дос о о б р а з н ая детскому возрасту амплификация, положительно -
Творческое воображение является
предпосылкой
( основа) развития у дошкольников логического мышления .
эмоционально окрашенная художественно -
эс т е т и ч е с к ая де я т ельнос т ь дошкольников способствует появлению у
Детей новообразования- от наглядно- образного мышления к
Творческому в ооб р а ж ен и ю …!
Цель проекта:
помощь в социальной адаптации детей с ОВЗ через занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.
Задачи проекта:
- Развивать мелкую моторику рук и тактильного восприятия, чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Развивать творчество, фантазию.
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
- Помочь детям с ОВЗ овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Участники проекта:
Участники проекта
Предполагаемый результат:
- различать и называть способы нетрадиционного рисования;
- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);
- самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Планирование проекта: I этап - Подготовительный Срок - сентябрь – октябрь 2019 года Задачи этапа: Создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить уровень художественно-эстетического развития у детей. 1. Анкетирование родителей по теме: «Художественно-эстетическое воспитание в вашей семье» 2. Собеседование с детьми об их семье, о семейном досуге. 3. Диагностика, анализ. II этап - Реализация проекта Срок: Ноябрь 2019 год – Апрель 2020 год Задача этапа: Самостоятельное творчество детей под руководством педагога дополнительного образования. Взаимодействие родителей с детьми.
Работа с детьми
Список литературы.
Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2002.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2005.
Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.
Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.
Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г.Г. Григорьева. - М.: 2001.
Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. М.: Просвещение, 2006.
Комарова Т.С. Учитесь рисовать и лепить / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2007.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2000.
Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп - М.: Академия, 2000. - 408 с.
Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко. - М.: 2009.
11 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. / Лев
Семенович Выготский. — М., 1991. –237c.
12Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. / Ольга Михайловна 13Дьяченко. — М., 1996. — 64c.
Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. / Николай Николаевич Поддьяков. — М., 1997.–132c.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. / Борис Михайлович Теплов. — М., 2004. —
Школяр Л. В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. Дошкольное воспитание. / Людмила Валентиновна Школяр. — 1992 № 9–10– 123c.
17. Кудрявцев В.Т. Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования. М.: Вентана-Граф, 2007. 144 с.