Аннотация к докладу «Преимущества применения информационных компьютерных технологий на уроках специальных дисциплин»
Представленный материал базируется на основе имеющегося опыта работы автора по использованию современных информационных технологий в течение 22 лет. При разработке доклада также использовались материалы сети Интернет по использованию информационных технологий в образовании.
При учете специфики профессионального образования можно выделить следующие основные цели использования информационных технологий:
Улучшение усвояемости преподаваемого материала.
Удобство использования информационных материалов для облегчения достижения требуемого уровня обучения.
Объективность контроля знаний.
В докладе приведены достоинства компьютерных технологий, которые имеют наибольшее значение для поддержки традиционного обучения.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
ДОКЛАД
Тема: «Преимущества применения информационные компьютерные технологии на уроках специальных дисциплин»
«Если вы входите в класс, от которого
трудно добиться слова, начните показывать картинки,
и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
К.Д.Ушинский
Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий.
Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
- для обозначения темы урока;
- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
- как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.);
- для контроля знаний.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием информационных компьютерных технологий, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.
Применять и уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем. Внедрение в нашу повседневную жизнь мобильных телефонов с их неограниченными возможностями, компьютерных терминалов оплаты и различной удобной в применении техники выдвигает перед нами требование обучения наших учащихся знаниям и умениям пользоваться этими достижениями технического прогресса, являясь социально-значимой задачей.
Свою педагогическую деятельность я направляю на коррекцию познавательной сферы учащихся с помощью компьютерных технологий.
Что бы успешно осуществлять эту деятельность необходимо:
- четко понимать сущность, содержание и структуру понятия «информационные компьютерные технологии»;
- выделить основные направления использования персонального компьютера в современном обучении;
- выявить составляющие элементы целостного процесса обучения учащихся с разными умственными и физическими возможностями и определить место и роль компьютерных технологий в этом процессе.
При реализации данного технологии стало понятно, что она тесно переплетается с игровыми, проблемно-поисковыми и здоровье сберегающими технологиями (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы за видеодисплейными средствами обучения).
Применительно к информационно-коммуникативным технологиям я столкнулась с множеством определений, но все они сходятся на том, что эти технологии включают в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию в интегрированном представлении, допускающую различные способы структурирования.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому субъекту, средством осуществления которых являются современные технические средства.
Применение новых информационных технологий в образовании обсуждается на страницах всех методических газет и журналов. При этом каждому преподавателю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения. Современные педагоги с успехом внедряют программы по обучению
Для себя я определила следующие достоинства компьютерных технологий, которые имеют наибольшее значение для поддержки традиционного обучения.
Использование данной технологии на уроках позволяет мне усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером, которая способствует повышению интереса к предмету, помогает в комплексе воздействовать на органы чувств. Благодаря использованию компьютера интерес учащихся поддерживается эмоциями, отражающими его собственную активность, рождают желание самостоятельно узнать что-то новое. Эмоциональный компонент мотивации - это мощный импульс для развития познавательной активности любого учащегося.
Использование информационных технологий помогает в моей работе расширять возможности предъявления учебной информации. Предъявляемая информация постоянно обогащается благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: использования видеофрагментов, создания различных средств наглядности, оживления мультипликацией необходимого материала. Применение ИКТ позволяет использовать научно-познавательный текст, рисунки, схемы, таблицы, возможность создания музыкального фона;
Использование данных технологий предполагает учёт индивидуальных особенностей. Каждый учащийся работает с оптимальной для него нагрузкой.
На данный момент мной выделено несколько компьютерных технологий, которые могут быть использованы в учебном процессе.
Технология компьютерных презентаций. Основным достоинством этой технологии является то, что она может вписаться в любой урок и эффективно помочь преподавателю и учащемуся
Лабораторно-компьютерный практикум. Эта технология более трудоёмка для преподавателя и требует специальной подготовки. Данная технология предусматривает активную роль учащихся и эффективна для его творческого развития,
Компьютерное тестирование. Это практически традиционное тестирование, только использование компьютеров и современных программ обработки результатов тестов делает его технологичным.
Безусловно, современный преподаватель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, с интернетом и электронной почтой.
Приобщение учащихся к компьютерным технологиям я начала путем использования демонстрационных возможностей компьютера (электронной презентации Power Point). Уроки с применением компьютерных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения. Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:
– в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию;
– при повторении пройденного материала можно быстро проверить знания учащихся;
– на этапе объяснения нового материала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки;
– на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит учащихся перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов.
В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению дисциплин. И это печально.
Падение интереса к изучению вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем.
Одним из способов повышения интереса к дисциплинам, углубления знаний по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и ученика.
Преимущества информационных компьютерных технологий по сравнению с традиционными методами многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе обучающихся, методических приемов в работе преподавателя.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий.
1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + демонстрационный экран;
2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
4. При внедрении информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в наших условиях оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте.
Уроки специальных дисциплин отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование компьютерных обучающих программ на уроках специальных дисциплин актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких процессов и явлений, которые либо невозможно провести в кабинете, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.
Учащиеся с образным мышлением тяжело усваивают технологию производства потому, что они без «картинки» вообще неспособны понять процесс, изучить явление. А учащиеся с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, подвижными графиками, схемами - дополнительное средство развития образного мышления. Оба вида мышления одинаково важны для изучения специальных дисциплин.
Обучение с использованием ИКТ является не только сообщением определённых знаний учащимся, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности.
1. Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать обучающимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания.
2. Современный урок не может быть ограничен учебником по предмету, классной доской и преподавателем. По современным требованиям образовательного стандарта, традиционная форма урока не сможет дать обучающимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий.
3. Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность учащихся по поиску новых знаний. ИКТ позволяют организовать работу учащихся так, чтобы он захотел взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть его к получению знаний
Среди форм подачи материала преподавателем на уроке с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие: это презентация, электронные учебники, виртуальные практические и лабораторные работы, тесты, тренинги.
1. Использование компьютерной техники дает возможность проявить себя любому. При этом формы работы выбирает для себя сам учащийся. Так, с математическими способностями чаще выбирают подготовку презентаций. «Гуманитарии» выбирают – работу по составлению сообщений, докладов, рефератов с поиском информации, используя ресурсы интернета.
2. Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обучения повышается.
Таким образом, информационные технологии позволяют:
- построить открытую систему образования;
- изменить организацию процесса обучения учащихся;
- рационально организовать познавательную деятельность учащихся;
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.