СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Раздел 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. Тема 1.2. Культура речи. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать владение обучающимися орфоэпическими нормами; обобщить знания, полученные по теме «Орфоэпия»; дать представление о нормах произношения гласных и согласных звуков; способствовать развитию языкового чутья; формировать культуру речи в области орфоэпии; воспитывать необходимость соблюдать чистоту речи, подчиняя ее языковым нормам литературного языка.

Просмотр содержимого документа
«Тема. Раздел 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. Тема 1.2. Культура речи. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения.»

Тема. Раздел 1. Структурные и коммуникативные свойства языка.

Тема 1.2. Культура речи. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения.


Цели:

1. Совершенствовать владение обучающимися орфоэпическими нормами; обобщить знания, полученные по теме «Орфоэпия»; дать представление о нормах произношения гласных и согласных звуков;

2. Способствовать развитию языкового чутья; формировать культуру речи в области орфоэпии;

3. Воспитывать необходимость соблюдать чистоту речи, подчиняя ее языковым нормам литературного языка.


Задачи:

- повторить и обобщить сведения о предмете изучения орфоэпии; особенностях русского ударения;

- ввести понятие орфоэпической нормы;

- обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуков и звуковых сочетаний;

- обобщить и систематизировать имеющиеся знания о постановке ударения в некоторых словах и формах слов (заимствованных именах существительных, прилагательных, глаголах, некоторых причастиях и др.);

- развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное);

- развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;

- развивать коммуникативные качества речи; умения контролировать и корректировать собственную речь; развивать артикуляционную четкость речи;

- формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры.


Ожидаемые результаты: обучающиеся закрепляют знания, полученные по теме «Орфоэпия»; оценивают речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка; формируют навык выполнения заданий, связанных с орфоэпическими нормами.


Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации.


Межпредметные связи: Русский язык


Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор с экраном; презентация по теме урока, таблица «Гласные и согласные звуки русского языка»; раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы; орфоэпические и толковые словари.



Ход урока


I. Организационный момент.


II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1. Оглашение темы, целей и задач урока.


Эпиграф:

1. «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». А.П. Чехов

2. Орфоэпические нормы нужно не только соблюдать, но и пропагандировать. Услышав ошибку в чьей-то устной речи, надо в тактичной форме указать на нее говорящему, ссылаясь не на свои ощущения, а на авторитет словаря. И. Грекова


2. Актуализация опорных знаний.

2.1. Подготовка к восприятию материала (слова преподавателя, фронтальная беседа, выразительное чтение).

В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно: представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если, прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы сознательно обдумывали, как это сделать. Вспомните, как вы начинали изучать иностранный язык: легче всего запоминались звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. Зато звуки и их сочетания, не имеющие аналогов в родном языке, требовали от вас достаточных усилий.

Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного сленга.

- В "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните:

"Старший молвил:

"Что за диво! Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися".

- Обратили внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а скорее как крестьянская девушка?

"И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была".

- А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

"Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали"


Вывод: «Заговори, чтоб я тебя увидел...» Как точно это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь - показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он.

Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. А эпиграфом к нему послужат слова А.П. Чехова: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».

- Как вы понимаете высказывание Чехова? Согласны ли вы с классиком и почему?

- Вспомните, как называется раздел русского языка, который изучает правильное литературное произношение слов и ударение? (в переводе орфоэпия – греческое orthós «правильный» и épos «слово»)

- Как вы понимаете, что означает термин «норма»? (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец)


2.2. Повторение и обобщение материала (орфоэпическая разминка, беседа, анализ языкового материала, исследовательская работа)

а) Орфоэпическая разминка. Прочитайте выразительно фразы, написанные на карточках, соблюдая нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. Обратите внимание на слова с выделенными буквами.




Карточка № 1

- А что это мне никто не звонИт? Сейчас же выйди из СетИ.

- У вас нет недвИжимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.

- Мои намЕрения не изменились.

- А где у вас мусоропровОд?


Карточка № 2

- ДоговОр с вами заключАт в конце следующей недели.

- Выбери товар по каталОгу.

- Розничные цены зависят от оптОвых.

- Когда же, наконец, включАт свет?


Карточка № 3

- Я в этой афЕре участвовать не буду!

- Он получает хорошие дивидEнды.

- УстАвный капитал предприятия превышает миллион рублей.

- Здесь необходимо экспЕртное заключение


Карточка № 4

- Кусочек тОрта остался на прОтивне.

- БАрмен приготовил вкусный коктейль.

- Меня принУдили к этому.

- Сотрудника решили премировАть - и премировАли.


Карточка № 5

- Хочешь жизнь себе облегчИть? Ищи новую работу.

- Ваше ходАтайство отклонено.

- ОбеспЕчение безопасности на дорогах - основная задача ГИБДД.

- Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалОванными.


2.3. Беседа с обучающимися.

- Какой вывод можно сделать, проанализировав выполнение этого задания? (Часто в нашей обыденной речи мы произносим слова неверно, нарушая нормы ударения.

Орфоэпические нормы – это достаточно уязвимая сторона современного произношения.)


2.4. Стихотворение В. Громова «Шутка».

- А в вашей жизни бывали подобные ситуации? (сценку разыгрывают 3 обучающихся)

- Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее - творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

А может, правильнее – творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»


2.5. Беседа с обучающимися.

- А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?

- Как вы выходили из них? Как мы можем проверить себя, если сомневаемся в правильности произношения слова, постановки ударения? (проверить по орфоэпическому словарю)

К.С. Горбачевич: «Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание».

- Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»? (это акцентные варианты)


2.6. Слово преподавателя.

В индоевропейских языках ударение, как правило, постоянное: в чешском, латышском, эстонском, финском языках оно падает на первый слог, во французском, армянском – на последний, в польском, латинском, грузинском – на второй от конца.

- Что же представляет собой ударение в русском языке? В чем его особенность?

Сегодня вы сами будете в роли исследователей: проводя небольшие исследовательские проекты, вы сможете выявить особенности русского ударения и произношения отдельных сочетаний звуков.

Я вам предлагаю провести небольшую исследовательскую работу, на основании которой вы сами сделаете вывод: в чем же особенность русского ударения (работа выполняется по рядам)


1 ряд: На доске: перепишите слова и поставьте ударение.

КОмпас, добЫча, инструмЕнт, сУмчатый, Издавна, исчЕрпав, вероисповЕдание

- Скажите, на какой слог по счету падает ударение?

Вывод: в русском языке ударение разноместное, оно может падать на любой слог.


2 ряд: На доске: перепишите слова, поставьте ударение. Определите, на какую морфему может падать ударение.

Лесок, выход, карандашом, горячо, яблоня, прибрежный

На какую часть слова падает ударение?

Вывод: в русском языке ударение может падать на любую часть слова.


3 ряд: На доске: письменно от существительных трех групп образуйте формы им. п. мн. числа и на всех словах поставьте ударение

Инженер – инженеры, офицер – офицеры.

Дом – дома, лес – леса, город – города.

- Чем отличается ударение у существительных 1 и 2 группы?

Вывод: ударение в русском языке бывает неподвижным (во всех формах слова оно падает на один и тот же слог) и подвижным (при изменении слова ударение меняет свое место).

Именно эти особенности русского ударения объясняют уязвимость норм произношения некоторых слов.

2.7. Работа в парах.

Проанализируйте произношение согласных звуков в словах, выполнив транскрипцию (точная передача звучащей речи графическими средствами), и сформулируйте основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков (работа в парах). В чем особенность произнесения согласных в данных ниже словах?

1. Синего, белого, умного, яркого.

2. Сжать, без жалости, езжу, сжарить, разжать

3. Возчик, счетчик, счастье, приказчик

4. Летчик, молодчик, докладчик

5. Смеяться, умываться, заливаться

6. Детский, городской

7. Удачный, брачный, игрушечный, будничный, яблочный, античный, вечный, скучно, конечно, нарочно, скворечник, яичница, Ильинична.

8. Чтобы, что, ничто, нечто

9. Легкий, мягкий


Нормы произнесения гласных звуков

1. Гласные звуки отчетливо произносятся лишь под ударением.

Ударение – это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, - безударные.

В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом, как, например, во французском языке, в котором ударение падает на последний слог, или в польском языке - на предпоследний: дЕ-ре-во, зе-лЕ-ный, по-бе-дИть.

При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брАт, брАта, брАту) или передвигаться с одного слога на другой (лИст, листА, лИстья).

Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение (желЕзнодорожный, водОгрЯзелечебница).

Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы (под горОй, ко мнЕ, принесИка).

Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. В некоторых случаях эти ошибки настолько распространены, что правильный вариант произношения вызывает удивление или недоумение («Так ведь никто не говорит!»).

АпострОф, ассиметрИя, балОванный, баловАть, блАговест, гЕнезис, дОгмат, запломбировАть, заключИт, закУпорить, знАмение, Иконопись, кАшлянуть, коклЮш, отключИт, пломбировАть, пЕня, пЕрчить, премировАть, прибЫвший, принУдить, приручИт, украИнский, факсИмиле, чЕрпать.


2. В безударном положении звучание гласных меняется.

Редукция - процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении?

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т.е. в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ]. Например: лес [э] – лесник [иэ].

После согласных [ж] и [ш] буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жасмин, жалеть, жакет, лошадей.


Как изменяются нормы

Раньше сочетание ЧН допускалось произносить только как [шн] (солне[шн]ый). Но по современным правилам в большинстве слов русского языка как пишется, так и произносится «чн».

Однако в некоторых словах сохраняется старшая норма, т.е. читается [шн]. Вот эти слова: ску[шн]ый, коне[шн]о, пустя[шн]ый, яи[шн]ица, горчи[шн]ик, оче[шн]ица.

Кроме того, старшая норма сохраняется в устойчивых словосочетаниях («старая пере[шн]ица», «друг серде[шн]ый») и в женских отчествах (Никити[шн]а, Ильини[шн]а).


3. Произношение сочетаний чн, чт.

Еще в XVIII веке орфографическое сочетание чн устойчиво произносилось как [шн], о чем свидетельствуют зафиксированные в словаре Академии Российской (1789 - 1794) фонетические написания: галстушный, колпашный, копеешный, лавошник, пуговишный, фабришный. Однако со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [ч'н], возникшим под влиянием письма.

В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на 3 группы:

1) те, в которых чн произносится только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;

2) те, в которых чн произносится только как [ч'н]: точно, удачный, точечный, маскировочный;

3) те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения - [ч'н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

В этой группе произношение [шн] чаще встречается в речи людей старшего поколения и в современных словарях оценивается как уходящее, устаревающее.

В отдельных случаях варианты произношения разграничивают различные лексические значения: сердечный [ч'н] приступ - друг сердечный [шн]; перечница [ч'н] (сосуд для перца) - чертова перечница [шн] (о злой, сварливой женщине).


Алгоритм выполнения заданий, связанных с орфоэпическими нормами


Правила и приемы, помогающие избежать ошибки


Правила и приемы, помогающие избежать ошибки

Примеры

Существительное

1. Установите аналогию с однокоренным словом.

а) НефтепрОвод или нефтепровОд?

Нефтепр…в…Од – водопровОд, провОдит (воду, нефть, газ, бензин), газопровОд, воздухопровОд и т.д. Значит, нефтепровОд.

б) ПротокОл или прОтокол?

(ОрехокОл, дырокОл; значит, протокОл).

2. Правильно склоняйте существительное.

Нет (чего?) простЫнь (не прОстыней!), грАбель

(не граблЕй!)

3. В одно- и двусложных словах во всех падежах ударение ставится на окончание.

БинтА, блинА, ломтЯ, фитилЯ

4. В большинстве заимствованных слов ударение на последнем слоге.

КвартАл, коклЮш, экспЕрт, жалюзИ, партЕр

Краткие формы прилагательных

5. Многие краткие формы прилагательных (без суффиксов или с суффиксами –к-, -л-, -н-, -ок-) имеют ударение на первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании).

ПрАв, правА, прАво, прАвы; врЕден, вреднА,

врЕдно, врЕдны

Глаголы в форме прошедшего времени и краткие причастия

6. Имеют ударение на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании).

Дал, далА, дАли; пОнял, понялА, пОняло, пОняли;

нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;

прОдан, проданА, прОдано, прОданы

7. Ударение у существительных женского рода на –ота зависит от того, образованы они от прилагательного или от глагола.

Если образованы от прилагательных, то имеют ударение на окончании: глухота, красота, слепота, немота.

Если от глаголов – на основе: ломота, дремота, острота, зевота

8. Существительные мужского рода на –анин чаще всего имеют ударение на предпоследнем слоге

Ударение на последний слог падает в словах старославянского происхождения:

марсианин, англичанин, египтянин, мусульманин



христианин, славянин, мещанин, дворянин

9. У глаголов на –ировать существует тенденция к переносу ударения с последнего слога на третий от конца

блокИровать, копИровать, экспортИровать, делегИровать.

НО: премировАть, пломбировАть, маркировАть.

Обратите внимание на этот случай!

Иногда предлог (чаще всего на, за, под, по, из, без) принимает на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное оказывается безударным

ПО морю, Из дому, бЕз толку, дО ночи


2.8. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

а) АлфавИт, дефИс, квартАл, кУхонный, мизЕрный, сирОты, созЫв, стАтуя, фенОмен, экспЕрт, каАмбала, кладовАя, сИлос, столЯр, красИвее, свЕкла, щавЕль, он звонИт, гофрировАть, баловАть, закУпорить.

(попутно поясняют лексическое значение слов:

кварта׳л – четвертая часть года, равная трем месяцам, часть города, ограниченная четырьмя пересекающимися улицами.

си׳лос - сочный корм для скота, зелёные части растений (ботва, листья, стебли), приготавливаемые заквашиванием.

гофрирова׳ть – делать ряды волнообразных складок)

Слова зачитываются вслух по цепочке, все следят за правильным произношением и при необходимости вносят поправки.


б) Образец: Звать – звал, звала׳, зва׳ло, зва׳ли

- Какую закономерность в постановке ударения в данных формах выявили?

Налить – налил, налила, налило, налили; брать – брала, брал, брало, брали; прясть – прял, пряла, пряло, пряли; позвать – позвал, позвала, позвало, позвали; гнать – гнал, гнала, гнало, гнали; ждать – ждал, ждала, ждало, ждали; красть – крал, крала, крало, крали; начать – начал, начала, начало, начали; ожить – ожил, ожила, ожило, ожили; понять – понял, поняла, поняло, поняли; принять – принял, приняла, приняло, приняли.


в) Образуйте от полных прилагательных и причастий краткие формы мужского, женского, среднего рода и множественного числа, поставьте ударения.

Образец: Живой – жив, жи׳во, жи׳вы, жива׳. Принятый – при׳нят, при׳нято, при׳няты, принята׳.

- Какую закономерность в постановке ударения в данных формах выявили?

Жалкий: Жалок - жалко, жалки, жалка.

Зеленый: Зелен - зелено - зелены - зелена.

Жесткий: Жёсток - жестко, жестки, жестка.

Поднятый: Поднят - поднято, подняты, поднята

Проданный: Продан - продано, проданы, продана.

Отданный: Отдан - отдано, отданы, отдана.

Занятый: Занят - занято, заняты, занята.


г) Орфоэпический диктант.

Правильно произнесите следующие слова (по цепочке):

АпострОф, асимметрИя, бАнты, вероисповЕдание, втрИдорога, берЕстА, гастронОмия, гладИльный, донЕльзя, дремОта, еретИк, жалюзИ, завИдно, завсегдАтай, закУпорить, коклЮш, красИвее, мизЕрный, некролОг, нефтепровОд, новорождЁнный, опЕка, обеспЕчение, облегчИть, Отрочество, пЕтлЯ, пломбировАть, премировАть, путепровОд, разминУться, танцОвщица, тЕфтЕли, тОрты, тУфля, украИнский, ходАтайство, христианИн, чЕрпать, шАрфы, шинЕль,экспЕрт.


е) Лингвистическая игра «Угадай словечко» (называю лексическое значение слова, а вы должны назвать это слово (первый отвечает человек, первым поднявший руку).

Блоки׳ровать - подвергать блокаде, перекрыть, закрыть, лишая доступа к чему-либо

Подро׳стковый - свойственный подростку, характерный для него

И׳конопись – вид религиозной живописи, искусство писания икон

Диспансе׳р – специализированное медицинское учреждение, занимающееся лечением определенных заболеваний.

Ка׳мбала – морская рыба плоской формы с глазами на одной стороне головы.

Пицце׳ри׳я – закусочная, в которой готовят и подают пиццу.

Столя׳р – профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева.

Фено׳мен – редкое, необычное, исключительное явление.

Фо׳рзац – двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой.

Цеме׳нт – порошкообразное вещество, которое при смешивании с водой образует однородную, быстро затвердевающую массу, используемую в строительном деле.

Шасси׳ - взлетно-посадочное устройство самолета, приспособленное для смягчения ударов при посадке.

Брюн׳ет – мужчина с очень темными, черными волосами.

Шате[э]н – человек с темно-русыми, каштановыми волосами.

Афе[э]ра- сомнительная сделка, обман с целью наживы, мошенничество.


Любая хорошая речь предполагает соблюдение не только норм произношения, но и владение техникой речи: дикцией, интонацией, «чистотой» звуков.

Прочитайте вслух скороговорки. Старайтесь произносить слова чётко.

1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2. Шесть мышат в шалаше шуршат.

3. У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

4. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

5. От топота копыт пыль по полю летит.

6. У осы не усы, не усищи, а усики.

7. Осип охрип, Архип осип.

8. Шустрая норка юркнула в норку.

9. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

10. Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, Да не продолбил и не выдолбил.


ж) Орфоэпический практикум.

1. Поставьте ударение в следующих словах. За справками обращайтесь к словарю.

1) Туфля, доцент, шасси, свекла, эксперт, искра, процент, положила, танцовщица, бармен, мышление, цепочка, менеджер, оптовый, цыган, жалюзи, щепа, каталог, огниво, бунгало, корысть, приговор, благовест, сегмент, апостроф, догмат, ломоть.

2) Феномен, форзац, мизантроп, арест, еретик, знамение, заговор, агент, досуг, некролог, молох, портфель, пуловер, рефлексия, обеспечение, генезис, фетиш, украинский, нефтепровод, коклюш, договор.

3) Донага, донельзя, завидно, задолго, мастерски, искони, издавна, исподволь, наотмашь, наискось, отчасти, щегольски, назло, мельком, догмат, чистильщик, баловница, христианин, корысть, понял, квартал, мизерный, агрономия.

4) Айвовый, альтовый, атомный, гладильная, грушевый, домовая, зубчатый, каталожный, кухонный, сливовый, суповой, августовский, грошовый, кедровый, губчатый, пиковый, козырной, углубленный.

5) Дояр, столяр, загиб, кремень, партер, слепень, визирь, каучук, деспот, договор, алкоголь, квартал, щавель, созыв, пройма, туфля, сабо, безмен, ревень, торты, звонит, иконопись, вечеря, присовокупить, облегчить, углубить, запломбировать.


2. Прочитайте текст, обращая внимание на правильную постановку ударения

Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, однако опытн (ый,ая) менеджер Ирина Ильинична, избалован (ый,ая) судьбой, не унывала. Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она начала листать украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал, думая о необходимости заключить новые договор (а,ы) на оптовые поставки готовой продукции. Мельком взглянув на заиндевевшее окно, она надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы.


III. Обобщение и систематизация знаний.

1. Беседа с обучающимися.

- Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?

- Что мы должны делать, чтобы наша устная речь была правильной, чёткой, понятной для окружающих?

Всегда помните слова писателя К.Г. Паустовского: «Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его». (К. Г. Паустовский).


2. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (индивидуальное выполнение тестов, взаимопроверка по ключам).

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить.

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Посадить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) НефтепрОвод; 2) газопрОвод; 3) магнитопрОвод; 4) путепрОвод.

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) ТортЫ; 2) дОнельзя; 3) столЯр; 4) искрА.

5. В каком слове буква, обозначающая удар­ный гласный, выделена ВЕРНО?

1) ПринУдить; 2) мелькОм; 3) новорОжденный; 4) факсимИле.

6. В каком слове буква, обозначающая удар­ный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Эксперт; 2) туфлЯ; 3) созвонИмся; 4) облЕгчить.

7. Выберите правильный вариант произноше­ния слова:

1) Конечно [чн]; 2) скучно [чн]; 3) девичник [чн]; 4) ничто [шт].

8. Выберите правильный вариант произноше­ния слова:

1) Ильинична [чн]; 2) нарочно [чн]; 3) нечто [шт]; 4) двоечник [шн].

9. Выберите правильный вариант произноше­ния слова:

1) Шинель [н'1; 2) бизнес [н']; 3) энергия [н']; 4) бутерброд [т'].

10. Выберите правильный вариант произноше­ния слова:

1) Антитеза [т'э]; 2) кофе [фэ]; 3) опека [п'о]; 4) декольте [дэ].

11. Подберите существительное к прилагатель­ному подвижнОй:

1) Состав; 2) человек; 3) ребенок; 4) танец.

12. Подберите существительное к прилагатель­ному призЫвный:

1) Клич; 2) пункт; 3) возраст; 4) плакат.

13. Подберите существительное к прилагатель­ному развИтые:

1) Страны; 2) локоны; 3) дети; 4) игры.

14. Подберите существительное к прилагатель­ному языковАя:

1) Колбаса; 2) система; 3) начинка; 4) нарезка.

15. Подберите существительное к прилагатель­ному переноснОй:

1) Смысл; 2) телевизор.


Ключ к тесту


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

4

3

3

3

1

3

4

4

1

4

11

12

13

14

15






Ответ

1

1

2

2

2



Тест

Орфоэпические нормы


I вариант


Задание 1. Ударение падает на первый слог в слове

1. Иконопись 2. Щавель 3. Звонит 4. Мышление


Задание 2. Ударение падает на третий слог в слове

1. Намерение 2. Подключит 3. Ивовый 4. Кашлянуть


Задание 3. Ударение падает на последний слог

1. Задала 2. Задали 3. Выбыла 4. Выбыли


Задание 4. Ударение поставлено правильно в слове

1. ЖАлюзи 2. ОбеспечЕние 3. АлкогОль 4. БАлованный


Задание 5. Ударение поставлено правильно в слове

1. ОбОстренный 2. НекрОлог 3. СОгнутый 4. МальчикОвый


Задание 6. Ударение поставлено правильно в слове

1. НадОлго 2. НаИскось 3. ЗАсмолит 4. ПрибылО


Задание 7. Ударение поставлено правильно в слове

1. КлалА 2. БантЫ 3. ЗевОта 4. ЗвОнит


Задание 8. Ударение различает слова по смыслу в строке

1. Ирис – ирис 2. Компас – компас 3. Допитый – допитый 4. Казаки – казаки


Задание 9. Правильно произносится слово

1. Дермантин 2. Явства 3. Грейпфрут 4. Мукулатура


Задание 10. Согласный перед Е произносится твердо в слове

1. Дефицит 2. Свитер 3. Пресса 4. Академия


Задание 11. Правильно произносится слово

1. Афёра 2. Новорождённый 3. Опёка 4. Истёкший (год)


Задание 12. Буквосочетание ЧН произносится как [шн] в слове

1. Заочник 2. Скворечник 3. Молочник 4. Взяточник


II вариант


Задание 1. Ударение падает на первый слог в слове

1. Позвонишь 2. Начата 3. Прибывший 4. Ракурс


Задание 2. Ударение падает на второй слог в слове

1. Тотчас 2. Дочиста 3. Досуг 4. Полила


Задание 3. Ударение падает на третий слог в слове

1. Феномен 2. Откупорить 3. Углубить 4. Упрочение


Задание 4. Ударение падает на последний слог

1. Христианин 2. Хвоя 3. Танцовщица 4. Свекла

Задание 5. Ударение поставлено правильно в слове

1. ХодАтайство 2. СоболезновАние 3. ДиспАнсер 4. ПуловЕр


Задание 6. Ударение поставлено правильно в слове

1. БралА 2. КранЫ 3. НачАты 4. ПринялИ


Задание 7. Ударение поставлено правильно в слове

1. КашлянУть 2. КатАлог 3. ФорзАц 4. ПоднЯвший


Задание 8. Ударение поставлено правильно в слове

1. БаловАть 2. ОблЕгчить 3. УведомИть 4. СливОвый


Задание 9. Согласный перед Е произносится твердо в слове

1. Патент 2. Термометр 3. Термин 4. Бутерброд


Задание 10. Согласный перед Е произносится мягко в слове

1. Компьютер 2. Кашне 3. Темп 4. Компетентный


Задание 11. Согласный перед Е произносится мягко в слове

1. Одесса 2. Гротеск 3. Детектив 4. Эстетика


Задание 12. Буквосочетание ЧН произносится как [шн] в слове

1. Скучный 2. Ночной 3. Гречневый 4. Справочник


IV. Итоги урока.


V. Домашнее задание:

1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужна орфоэпия?».

2. Выписать из орфоэпического словаря или из речи окружающих людей 10 слов, в которых часто нарушается орфоэпическая норма.
























12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!