СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет посредством использования интерактивных технологий развивающего обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Развитие эмоционального интеллекта у детей  4-5 лет посредством использования интерактивных технологий развивающего обучения»

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет посредством использования интерактивных технологий развивающего обучения»»

МДОУ Детский сад №7 «Родничок»



Тема самообразования:

«Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет посредством использования интерактивных технологий развивающего обучения»

(2020-2021 уч. год)

Воспитатель: Фомина Л.С.

Актуальность: Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Хорошее образование, воспитание, семья влияют на то, каким человеком станет ребенок, когда достигнет зрелого возраста.

Эмоциональный интеллект определяется, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Чтобы у ребенка не было проблем с социализацией, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции (о развитии эмпатии). Способность к регуляции эмоций является важным новообразованием дошкольного возраста, что представлено в работах И. Божович , Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других. Проблема развития эмоционального интеллекта и его отдельных составляющих у дошкольников была предметом изучения таких ученых как И. Н. Андреева, Н. С. Ежкова, В. К. Загвоздкин, Р. Нассар, М. А. Нгуен, Н. В. Соловьева, В.С. Юркевич и других. По мнению Куракиной эмоциональный интеллект дошкольника имеет три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эмоциональный компонент — чувственный аппарат эмоционального интеллекта, который ориентирует детей относительно ценности всего, с чем они непосредственно взаимодействуют. Когнитивный компонент корректирует эмоциональные переживания детей посредством оценочных суждений и понятий. Поведенческий компонент проявляется посредством эмоциональной саморегуляции, вербальному и невербальному проявлению эмоций у детей. В последнее десятилетие в отечественной психологической науке интерес к проблеме эмоционального интеллекта усиливается, о чем свидетельствует определенное количество публикаций, прямо или косвенно посвященных вопросам эмоционального интеллекта.

Целевой ориентир ФГОС ДО, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» представлена многими комплексными программами, рекомендованными ФИРО: «Детство», «Тропинки», «От рождения до школы» и другие. Однако, педагоги зачастую не используют вместе с родителями детей интерактивные технологии развивающего общения, приемы, целенаправленные на развитие у детей эмпатии, умения сопереживать другим, распознавать эмоции свои и других людей. Таким образом, возникло противоречие: между пониманием педагогами актуальности развития у дошкольников эмоционального интеллекта и значимости уровня его развития у детей для успешной будущей социализации ребенка в детском обществе и недостаточном использовании в режимных моментах и образовательной деятельности интерактивных технологий развивающего общения. Противоречия стали условием углубленного изучения данной проблемы, поиска эффективных технологий и обобщения опыта работы.

Необходимо системно использовать интерактивных технологий развивающего общения «Гость группы», «Утро радостных встреч») в образовательной деятельности с детьми 4-5 летнего возраста. Построить взаимодействие с родителями обучающихся по проблеме повышения их педагогической компетенции в вопросах развития у детей эмоционального интеллекта.

1 этап Аналитический

Работу я начала с анализа и изучения специальной литературы, изучения опыта работы по данной теме на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада комбинированного типа №7 «Семицветик» г. Белгорода, подбора психолого-педагогического инструментария для проведения мониторинга уровня развития эмоциональной сферы дошкольников, анализ современных технологий.

- Подбор интерактивных технологий развивающего общения и их внедрение в практическую деятельность с детьми (разработка конспектов образовательных ситуаций с использованием интерактивных технологий «Гость группы», «Утро радостных встреч», проведение образовательных ситуаций с детьми с использованием названных технологий, а также их включение в содержание планирования воспитателей).

- Подбор совместно с педагогом-психологом ДОО психологических этюдов по обучению детей распознавать эмоции человека, их использование.

- Разработка практических материалов для проведения консультаций для родителей (законных представителей) воспитанников по проблеме.

- Планирование взаимодействия с родителями в течение периода работы над опытом по названной проблеме.

В единой системе реализовывался план мероприятий, включающий в себя образовательные ситуации, психологические этюды, организация режимных моментов с использованием интерактивных технологий «Утро радостных встреч», «Гость», консультирование для родителей.

Цель: создание психолого-педагогических условий в ДОУ и семье для детей в возрасте 4-5 лет, направленных на развитие у них эмоционального интеллекта.

Задачи:

  1. Разработать перспективный план по организации и проведению педагогических мероприятий с детьми с использованием интерактивных технологий развивающего общения (образовательная область «Социально-коммуникативная») «Гость группы», «Утро радостных встреч», направленных на развитие у детей умений распознавать эмоции своих и других, развития эмпатии, умения элементарно управлять своими эмоциями

  2. Развивать психические процессы (мышление, речь).

  3. Расширять представления об эмоциях и их внешних проявлениях (мимика, жесты) и внутренних состояниях.

  4. Учить детей распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные.

  5. Учить детей элементарно управлять своими эмоциями (описывать словами свое состояние вслух).

Под психолого-педагогическими условиями в ДОО и семье, способствующими развитию эмоционального интеллекта, у детей подразумевается применение интерактивных технологий, применение педагогом личностно-деятельностного подхода, решение проблемных ситуаций с детьми, проигрывание психологических этюдов, чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного с детьми, беседы с детьми с обсуждением различных ситуаций.

Принципы на которых строится развитие у детей эмоционального интеллекта:

  • принцип наглядности обучения. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника.

  • принцип доступности. Учебный материал, излагаемый педагогом и родителями воспитанников, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей представлениями и их личным опытом.

  • принцип систематичности, последовательности и постепенности. Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. -принцип связи обучения с жизнью. Представления дети переносят в свою детскую жизнь и проживают ее, создавая творческие игры, участвуя в трудовой деятельности.

  • принцип учета индивидуальных особенностей. Учет уровня развития личности ребенка, его индивидуальных способностей, интересов, потребностей, склонностей, увлечений, его жизненного опыта.

  • принцип целостности означает, что у родителей должно быть сформировано представление о единстве целей и задач ДОУ и семьи.

1.Этап: обучение детей 4-5 лет (средний возраст). Деятельность педагога с детьми:

Эмоции: удивление, гнев, горе, страх, радость (веселье)

Режимные моменты

Образовательные ситуации (образовательная область «Социально коммуникативное развитие»)

Задачи:

-учить распознавать фундаментальные эмоции;

-учить понимать и распознавать свои эмоции и эмоции других детей (людей, героев, персонажей),

-пополнять эмоциональный словарь детей проигрывание психологических этюдов чтение детской художественной литературы с последующим обсуждением прочитанного;

- решение проблемных ситуаций (помочь кому-то);

- применение технологии «Утро радостных встреч» ;

- применение технологии «Гость группы».



Описание: при формировании начальной психологической грамотности детей в области распознавания, понимания и выражения эмоций применяется совместно с педагогом-психологом в течение дня (не реже 1 раза в неделю ) проигрывание психологических этюдов.

Чтение детской художественной литературы с последующим обсуждением прочитанного с акцентуацией внимания на распознавание эмоций и их обсуждение с детьми осуществляется как в режимных моментах, так и как часть НОД (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») не реже 1 раза в 2 недели. Тематика НОД отражает направленность обучения детей на решение вышеназванных задач, например, «Новый год – веселый праздник», «День рождение – радостный день». НОД, с включение задач на развитие эмоционального интеллекта планируется не реже 1 раза в 2 недели.

В утренние часы (не реже 2 раз в неделю) воспитатели применяются технология «Утро радостных встреч» - в приемной, в группе или на игровой площадке (на территории ДОУ) детей встречают герои (из знакомых сказок, персонажи знакомые животные, образы), создавая ситуацию радости, вызывая у детей положительные радостные эмоции, хорошее настроение.

Технология «Гость группы» применяется при проведении НОД не реже 1 раза в месяц с приглашением персонажей (героев известных сказок, животных). Эти персонажи ярко проявляют эмоции, с которыми педагоги знакомят детей, используя прием «решение проблемы», с которой обращается к детям «Гость» (что-то помочь сделать, решить какую-то проблему, успокоить «гостя» потому что расстроен и грустит), решая вышеназванные задачи, например, учить детей понимать эмоции других.



Взаимодействие с родителями воспитанников.

Рекомендации для родителей по использованию педагогических приемов дома с целью развития у детей эмоционального интеллекта:

- чтение художественной литературы с обсуждением прочитанного;

- ведение «Дневника наблюдений» с фиксацией эмоций ребенка, их частотой проявления;

- организация сюжетно-ролевых игр дома с ребенком, проигрывания психологических этюдов дома.

Систематически используя технологию «Утро радостных встреч» с детьми 4-5 лет (средняя группа) позволило детям закрепить в их личном жизненном опыте спектр положительных эмоций (радость, веселье, удовольствие), проявляемых у себя и своих сверстников, а также обеспечивая детям на протяжении дня хорошее позитивное настроение.

Используя технологию «Гость группы» с детьми 4-5 лет (средняя группа) удалось создать в группе «эмоциональную среду», позволяющую детям ярче испытывать спектр эмоций в зависимости от того «кто» и «с чем» пришел «гость» в группу к детям (плачет-успокоить, грустно-узнать почему, понять, пожалеть и помочь сменить эмоцию гостя с отрицательной на положительную). То есть учить детей понимать, распознавать эмоции и проговаривать переживаемые состояния вслух, и, самое важное, развивать эмпатию.



Психологические этюды, направленные на развитие у детей 4-5 лет эмоционального интеллекта.

Проигрывание этюда не реже 1 раза в неделю в режимных моментах и/или как фрагмент образовательной деятельности.

  1. «Зеркало»

Цель: учить детей воспроизводить основные эмоции «на себе» и различать их у других.

Содержание: дети по очереди изображают те или иные эмоции: страх, гнев, обиду, злость и т.п. При этом они как будто смотрятся в зеркало. Роль «зеркала» играет вся остальная группа. Дети повторяют («отзеркаливают») изображенную ребенком эмоцию.

  1. «Вкусные конфеты»

Цель: передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Содержание: у ребенка в руках воображаемая коробка с конфетами. Он протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

  1. «Лисичка подслушивает»

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

Содержание: лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

  1. «Ласковый котенок»

Цель: учить детей выражать «на себе» эмоцию удовольствия и различать ее у других. Содержание: мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к мальчику.



Перечень рекомендуемой детской художественной литературы для чтения педагогов (родителей) с детьми с последующим обсуждением прочитанного с акцентуацией внимания на распознавание эмоций и эмоциональных состояний.



  • Стихотворения «Зайка», «Мишка», «Посидим в тишине» А. Барто Ознакомление детей с эмоциями: грусть, печаль.

  • «Грустно. Весело. Радостно» И. Мальцева

Ознакомление детей с эмоциями: грусть, радость, веселье.

  • «Мой веселый, звонкий мяч» Г. Остер

Ознакомление детей с эмоциями: радость, веселье, интерес.

  • «Сказки о храбрости» К. Чуковский, Г. Остер.

  • В этой книге собраны сказки, которые помогут ребенку стать смелее и счастливее.

  • «Почему я завидую?» Е. Ульева

Ознакомление детей с эмоциями: с завистью.



Использование технологии «Гость группы» в образовательной деятельности педагога с

детьми для решения проблемных ситуаций





Сценарный план организации педагогического мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста

(рассказывание сказки\стихотворения, обсуждение проблемы, с которой пришел герой)

Место проведения: группа, раздевальное помещение

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Цель: развивать эмоциональный интеллект у детей.



Задачи:

-учить узнавать эмоции (грусть, радость, веселье, злость).

-развивать эмпатию.

- воспитывать уважение к другому,

- умение выслушивать другого.



План мероприятия:

1. Сюрпризный момент (К детям в гости приходит герой-персонаж хорошо знакомый детям, вызывающий у детей положительные эмоции (животное (зайчик, котик, белочка, петушок), сказочный герой (колобок) – это может быть большая игрушка, которую детям хочется потрогать, погладить, кукла БиБаБо)

2. Герой рассказывает сказку/стихотворение (лучше о себе – свою историю жизни: например, мишка косолапый, или стихи Агнии Барто). Герой рассказывает так, чтобы вызвать у детей эмоции: сопереживание, желание посочувствовать, помочь, спросить, пожалеть. (воспитатель эмоционально рассказывает от лица героя сказку/стих)

3. Беседа с детьми вопрос-ответ. Главная задача: развивать у детей эмоции, развивать эмоционально-чувственную сферу.

4. Дать детям возможность проявить эмоции: погладить, пожалеть, обнять, одеть, уложить спать, сделать домик, накормить (что-то для героя сделать хорошее, решить его проблему) .

5. У героя ощущение счастья, герой демонстрирует детям радость, благодарность за помощь, герой благодарит детей, уходит.



Примерный алгоритм проведения мероприятия с использованием технологии «Гость группы»

1. Неожиданное появление «гостя» (в группе, на участке, в раздевальной комнате, в спальне).

2. «Герой» ярко проявляет эмоции (плачет, расстроен, смеется, радуется).

3. Формулирование детям проблемной ситуации, которую побуждает решить детям («я заблудился», «потерялся», «у меня пропала игрушка», «меня никто не любит», «я иду на день рождения, но нет подарка»).

4. Побуждение детей проявить эмпатию: посочувствовать «герою» (обнять, дать совет, сделать подарок, погладить, покормить).

5. Дети выполняют задание (делают подарок, домик, ищут маму).

6. Яркое проявление эмоций героем (смена эмоций «грусть» на «радость»), побуждение детей разделить с ним эти же эмоции (прием «проживания» на себе эмоций).

7. «Герой» благодарит детей. Уходит.





Библиография.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования [Текст]: Принят Министерством образования и науки РФ от 17

окт. 2013 г. N 1155, 2013. –22 с.2.

2. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВПетербург,2012.—288с.

3.Афонькина, Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников

[Текст] / Ю.А. Афонькина // Детский сад: теория и практика –2014. –No4. С. –7

4. Верхотурова Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции

поведения в детском возрасте [Текст]/ Н.Ю. Верхотурова //Сибирский

педагогический журнал.–2011. –No8. –С.264-273.

5. Выготский, Л.С. Психология развития человека. [Текст] / Л.С. Выготский–

М.: Смысл; Эксмо, 2004. –1136 с.

6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман; пер. с англ.

А.П. Исаевой. – М.: АСТ: АСТ Москва: Владимир: ВКТ, 2009.–478 с.

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л. Кряжева.

–Ярославль: Академия развития,1990. –156 с.

8. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте

[Текст] / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение,

исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт

психологии РАН», 2004. –176 с.

9. Матвиенко, Н. А. Методы и технологии формирования эмоционального

интеллекта детей дошкольного возраста / Н. А. Матвиенко. — Текст

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 7 «Семицветик» г. Белгорода

10. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта [Текст] / М.А. Нгуен //

Ребёнок в детском саду, 2007. –N 5.–248 с.

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических

Институтов [Текст]/ Под ред. Ю. К. Бабанского; 2-е изд.,–М.: Просвещение,

1988. –479 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн;

изд. 2-е. – М.: Питер, 2002. –720с.

13. Семенака С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии

эмоционального интеллекта дошкольников [Текст] / С.И. Семенака // Детский

сад: теория и практика. –2014. –No4. –С. 86-95.

14. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекционно - развивающие занятия для детей 5-8 лет [Текст] /С.И. Семенака. – М: АРКТИ,

2011. –213с.

15. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,

проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М.Холмогорова. – М.:

ВЛАДОС, 2005. –158 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!