СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Развитие интереса детей к изучению культурного наследия казахского народа средствами ДПИ в дополнительном образовании».

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот доклад - итог работы за летний период, с которым я выступала на августовской педагогической конференции

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Развитие интереса детей к изучению культурного наследия казахского народа средствами ДПИ в дополнительном образовании».»

Государственное казенное коммунальное предприятие

Детский подростковый клуб «Жигер»

Отдела образования города Павлодара, Акимата города Павлодара










Тема: «Развитие интереса детей

к изучению культурного наследия казахского народа

средствами ДПИ в дополнительном образовании».














Подготовила: Аканова Л. И.

ПДО ДПК «Жигер»,

ДПК «Оркен»









г. Павлодар 2020г.


Введение


Творческий интеллект - это способность мыслить не как все, быть оригинальным, еще называют "интеллектом успеха" 

Историческая память народа – основополагающий фактор сохранения самого народа, нации, этноса, которая закладывается веками в культурное наследие, культурные пласты всей человеческой цивилизации. Культурное наследие является важнейшим признаком цивилизованного общества, оно включает в себе духовно-нравственные и материальные ценности, которые не просто переходят от одного поколение к другому, а требуют приложения огромных усилии и средств в национальном, государственном масштабе, чтобы не потерять их. Важное значение приобретает сохранение культурного наследия каждого народа в современных условиях – в век компьютерных технологий, глобализационных процессов, что ведет к утрате идентичности народов мира. Поэтому сегодня актуальна для всех проблема сохранения культурного наследия.

Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни изменения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционных решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации. В наши кружки нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. На занятиях дети овладевают необходимыми навыками. Однако, ставя перед учащимися творческие задачи, педагоги сталкиваются с тем, что дети ориентируются на образец, отказываются от высказывания своих идей. У них нет способов выработки собственных оригинальных вариантов.

Поскольку с возрастом способность детей к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии, мы считаем необходимым включение специальных занятий по развитию творческого мышления в программу работы кружков декоративно-прикладного искусства, что стимулирует развитие творческих способностей детей.

Человечество идет в будущее, меняется образ жизни, мышление, потребности, жизнь устанавливает новые приоритеты, но чем больше мы отдаляемся от наших истоков, тем ценнее и востребованнее они становятся для нас. Люди не безразличны к своему культурному наследию.



Актуальность

Актуальность приобщения детей к истокам национальной культуры можно выразить словами казахской пословицы: «Сын, помнящий семь поколений, процветает семь поколений. Сын, не помнящий одно поколение, погибает». Работа по приобщению детей к истокам национальной культуры интересна детям, родителям и педагогам.

Данная программа составлена на основе основных направлений воспитательной деятельности «Концепции образования и воспитания в РК»: гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание, духовно-нравственное воспитание.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Особенно значимо это в школьные годы, когда у ребенка происходит развитие нравственных качеств: отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к своим родным и близким, чувства привязанности к своей семье; соблюдение традиций и обычаев, знание и уважение истории, быта казахского народа; расширение представления о том, что Казахстан наш общий дом, а так же уважение традиций, культуры других народов; формирование интереса к различным видам труда и творчества. Ребёнок, по мнению Д.С.Лихачёва, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Детям надо помочь понять с самого раннего возраста, что они – часть великого казахского народа.

Основная часть.


Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения.

Развитие системы дополнительного образования детей становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике.

Психолого-педагогический смысл феномена самоопределения строится на понимании этого процесса как сознательного выявления и утверждения личностью собственной позиции в проблемных ситуациях. Если же учебную ситуацию, создаваемую педагогом на занятии, рассматривать как некое подобие жизненной проблемной ситуации, то ребенок, как мы убедились, имеет возможность постоянно осуществлять выбор. В таком проблемном образовательном поле ученики постепенно накапливают ценный индивидуальный опыт самоопределения.

Кто-то может возразить: а если растущий человек не хочет самоопределяться на уроках (занятиях) искусством или в учебной деятельности вообще? может быть, для него возможность позиционно определить себя связана с другими сферами жизнедеятельности, а зачастую и с вредными привычками или асоциальным поведением? Безусловно, личностное позиционное самоопределение может формироваться разными способами. Сверхзадача, предназначение педагога - добиться того, чтобы в качестве возможного пространства для самоопределения ребенка стали не разрушающие, а созидающие человека сферы деятельности. Одной из них и является учебно-познавательная, творчески ориентированная деятельность.

Один из эффективных путей самоопределения личности - занятия декоративно – прикладным искусством. Практика показывает, что личностные преобразования, изменения под воздействием "общения" с искусством могут не являться для ребенка жизненно необходимыми сегодня. Однако они наделяют нынешнего школьника ценным опытом - механизмами преодоления реальных кризисов в более отдаленном будущем, помогают ребенку осмысливать, переживать, преодолевать будущие проблемные ситуации. Следовательно, личностный смысл, рождающийся у ребенка при общении с искусством, является при этом одним из содержательных элементов культуры самоопределения в целом.

Проблемные ситуации на занятиях дпи, несомненно, являются стимулом для творческого развития личности. В опыте творческого самоопределения интеллектуально-познавательная и личностно-смысловая составляющие тесно взаимосвязаны. Становясь всё более устойчивым, опыт творческого самоопределения может проявляться и вне занятий: в общении, в открытом социуме. В личностно-психологическом плане опыт творческого самоопределения для ребенка является неким "фондом развития", обеспечивающим процесс взросления.

Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности "определения себя" как "творца" идеи, замысла, проекта служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и детей; все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение"; учебные занятия, в зависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической форме, в сочетании с групповой, индивидуальной и коллективной формами организации творческой деятельности; в процесс обучения обязательно включаются элементы эвристической дискуссии; целостное представление обучающихся о художественной образности должно складываться на основе комплексного воздействия разных видов искусства.

Общеизвестно, что занятия декоративно – прикладным искусством, то есть, в широком смысле слова, занятия творчеством, развивают у детей индивидуальность, самобытное видение мира, формируют творческие задатки и способности. При этом совершенно ясно, что "мозаика" освоенного ребенком культурно-художественного материала и "калейдоскоп" проявлений своего уникального творческого "Я" у детей будут разными. Не может быть двух учеников, одинаковых по характеру и результатам обучения, как не может быть и двух композиторов, написавших одно и то же музыкальное произведение.

В таком случае проблемно-творческие ситуации на занятиях искусством могут служить и своего рода диагностическими ситуациями. Педагогически корректно наблюдая за творческим развитием своих учеников, учитель, как "творец" подобных ситуаций, сам рождается как педагог-художник. Диапазон вариантов и решений проблемных ситуаций здесь безграничен.

Декоративно - прикладное искусство является одним из востребованных направлений дополнительного образования; это неотъемлемая часть духовной культуры народа, средство развития личности, воссоздания искусства и преобразования мира в целом. Народное искусство, сохранившее до наших дней значение живого художественного наследия, выражает духовную культуру народа, черты его национального характера, представления о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землей, природой, Родиной

Таким образом, цели, задачи, реализация сегодня уже национального стратегического проекта «Культурное наследие» обеспечит современному поколению казахстанцев сохранить культурное достояние народов, обитавших и проживающих на просторах Великой казахской степи.


Цели и задачи:


Цель: создать условия для формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества посредством ознакомления и приобщения к культуре и традициям казахского народа.


Задачи:

1. Приобщать дошкольников к миру декоративно – прикладного искусства;

2. Развивать способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

3. Развивать детское творчество во всех сферах жизнедеятельности;

4. Формировать яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми;

5. Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.


Практическая часть.

Начиная работу педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности своей области. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного села со всей страной. Воспитатель должен обладать личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей, иметь достаточно знаний по краеведению и уметь ясно, образно и выразительно донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания. Поэтому с педагогами по данному направлению проводились огромная работа.

Заключение.


Значительными возможностями в решении задач эстетического воспитания детей обладает система дополнительного образования, призванная удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, их духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать условия для самоопределения, самовоспитания и самореализации личности. Дополнительное образование компенсирует школьные неудачи, выполняя культурообразующую, психотерапевтическую и информационную функции.

Для эффективной методики развития интереса учащихся к культурному наследию казахского народа в учреждениях дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства предполагает следующие педагогические условия:

- раскрытие роли декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического, воспитания при выделении регионального компонента образования;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, закономерностей художественно-творческого развития учащихся.


Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают:

- готовность к продуктивной творческой деятельности;

- социальной адаптации;

- способность легко ориентироваться в решении творческих задач;

- национальное самосознание.

Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

Декоративно-прикладное искусство, способствующие формированию эстетического отношения к действительности, это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, создавать.

При формировании эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству в художественной школе ведущее место должно занимать развитие конкретных художественных умений, навыков, способностей, ценностных ориентации. В результате происходят такие изменения в структуре личности учащегося, когда потребность творчества и эстетические потребности приобретают доминирующий характер.

Формирование и развитие художественных умений, способностей, эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству влияет на учебно-познавательную деятельность учащегося, на формирование их творческого потенциала, развития эстетического восприятия.

Эстетическое воспитание создает личность средствами искусства, в том числе народного. В декоративно-прикладном искусстве сохраняется связь времен, историческая память поколений, народного мировоззрения.

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.

В настоящее время в педагогических исследованиях проблема декоративно-прикладного искусства рассматривается как одна из форм приобщения детей к мировой, национальной и региональной культуре.

Актуальность изучения народного декоративно-прикладного искусства усиливается в связи с необходимостью сглаживания возникших межнациональных противоречий. Эстетическое воспитание, приобщение детей к творчеству - надежный путь формирования человека высокой нравственности и культуры.

Процесс познания и радость творчества в народном искусстве неотделимы друг от друга, тесно переплетены. Именно поэтому его роль в эстетическом, трудовом, нравственном воспитании подрастающего поколения велика.

Сегодня художественно-эстетическое воспитание является важным звеном целостного образования. Это обусловлено как историческими обстоятельствами, так и требованиями современной жизни.

Одним из средств решения задач художественно-эстетического воспитания являются занятия детей декоративно-прикладным искусством.

Декоративно-прикладное искусство является преобразующим искусством, художественно изменяющим окружающую материальную среду. Оно имеет два направления: образное воспроизведение действительности и декоративное ее преобразование. Как и любой другой вид искусства, декоративно-прикладное искусство выполняет двойную функцию: с одной стороны, является носителем духовной культуры, а с другой оно эффективно развивает эстетический вкус, творческое воображение, фантазию трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.

Выбор в качестве средства воспитания художественно–эстетической культуры декоративно–прикладного искусства объясняется тем, что по своей эстетической особенности и условности оно очень близко детям («самое близкое искусство»), по своей наглядно-образной специфике оно доступнее восприятию ребенка, чем профессиональное искусство, а практичность и разнообразие его многих жанров вызывает особый интерес и желание заниматься декоративно-прикладным творчеством. Занимаясь декоративно-прикладной деятельностью, учащиеся приобретают практические навыки, соединяя профессиональные приемы с собственной художественной выдумкой, а это способствует выявлению их творческих способностей. О важности выявления и развития творческих способностей Н.А. Бердяев писал: «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир – микрокосмос, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но по мере расширения и просветления его сознания внутреннее раскрывается». Влияние декоративно-прикладного искусства на сознание учащихся основывается на закономерностях эстетического воспитания и художественного образования личности.

Эффективность содержания обучения декоративно-прикладному искусству определяется степенью проникновения художественных ценностей в поведение и деятельность детей, в индивидуальный опыт, мировоззрение, поведение. Исследования по проблеме детского художественного творчества доказывают, что освоение детьми различных видов искусства стимулирует формирование их художественно-творческой деятельности. Занятия декоративно-прикладным искусством развивают зрение, осязание, художественно-образное и пространственное мышление, интеллектуальную и эмоциональную среду, раскрывают творческий потенциал личности.

Таким образом, развитие интереса к культурному наследию является одним из компонентов целостного педагогического процесса, призванного сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь в рамках современности с учетом своей истории.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!