СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»

Просмотр содержимого документа
«Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»»

Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лер-монтова «РОДИНА»

Цели урока:
- отработать навыки анализа стихотворения; с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы;

-обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения;

-расширить словарь учеников;

-углубить литературоведческие знания;

-показать новаторство поэта в разработке темы;

-сопоставить поэзию и живопись;

-расширить представления о любви к Родине.


Задачи:

1.Работа с текстом произведения.


2.Использование приемов ФГОС.


3.Сделать лингвистический анализ текста.


Оборудование: тексты стихотворения Лермонтова, словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, раздаточный материал (таблицы для анализа стихотворения «Ро-дина», видеоролик к стихотворению «Родина», музыкальное сопровожде-ние-песня о Родине, презентация, кластер «Родина», попс-формула, “Оставь-те за мной последнее слово” и другие приемы ФГОС, рисунки учащихся.


Ход урока

I Оргмомент.

Учитель

-Здравствуйте! Очень приятно вас всех видеть. Садитесь.

II.Слово учителя:

Определение типа урока.

Учитель


-Сегодня у нас урок - исследование.

-Как вы думаете, какие качества необходимы человеку – исследователю?

Ученик

-Внимательность, наблюдательность, воображение, терпеливость.

Учитель

- Я желаю вам сегодня на уроке творческого вдохновения. А начнем мы наш урок с музыкальной композиции. (Показывается ролик с песней). ( 2 слайд) -Как вы думаете, почему я начала урок именно так?

III. .Работа с эпиграфом урока.(3слайд)

Учитель

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из стихотворения Лермонтова

Люблю отчизну я, но странною любовью!

М.Ю.Лермонтов.

Учитель

- Зная эпиграф, предположите тему исследования .

Ученик

-Тема Родины.

Учитель

-А объект исследования?

Ученик

-Стихотворение Лермонтова «Родина».

IV Объявление темы урока.

Учитель


-Тема сегодняшнего урока - исследования:«Тема Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина». (4 слайд)

-Запишите дату и тему урока в тетрадь.

-Зная тему и эпиграф урока, определите цели нашего исследования.

Ученик

-Цель исследования: разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы. (5слайд)

Учитель

-Отсюда вытекают задачи урока. Какие?

Ученик

-Лингвистический анализ стихотворения Лермонтова «Родина»

Учитель

-Что изучает лингвистика?

Ученик

-Лингвистика-наука о языке, учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.(6слайд)

V Составление кластера «Родина».

Учитель

–А начнем мы свою работу с составления кластера , в котором вы отразите свое представление о Родине.

- Ребята, что такое Родина в вашем понимании?

Ученики

- Дом, родня, семья, друзья, школа, село, язык, сад, страна, государство, народ, природа…

Учитель

- Начнем исследование. Анализ стихотворения.

.

VI Исследование. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».

1. Творческая история стихотворения. (7 слайд)



Лермонтов поехал через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И у него возникла потребность сказать о России. Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».

- Думаю, что это можно связать и с судьбой М.Ю.Лермонтова. А на дом вам было задано…(Ученик отвечает, что была задана биография М.Ю.Лермонтова с презентацией. Комментарии.


Учитель

-А теперь мы послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова.(Ученица читает стихотворение «Родина» наизусть)


2.Беседа


Учитель

-Определите тему стихотворения

Ученик

-Тема родины –(8слайд)

Учитель

-В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».


Словари

РОДИНА

ОТЧИЗНА

С. И. Ожегов

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь


Отечество, Родина


В.И.Даль

Родимая земля, чье место рождения; земля, государство, где кто родился

См. «Отец»

В статье

Отец, отечество, родина


-Разграничивают ли они лексическое значение этих слов?

Ученик

-Нет

Учитель

- В чем поэт видел разницу между этими словами? Не можем ответить? Проблема. Попробуем ее решить, исследуя стихотворение.

Обратимся к композиции произведения.


3. Работа по композиции стихотворения (9cлайд)

Учитель

- Из скольких частей состоит стихотворение ?

Ученик

-Стихотворение состоит из 3 частей.

Учитель

-Зачитайте части (по рядам). Сравним эти части.

-Предлагаю поработать в группах. Сядьте по группам.

Заполним таблицу. Давайте распределим роли в группе. Выберите ответственного в группе. Давайте выберем,кто будет следить за временем. Определим голос группы, кто будет говорить от группы.(Учитель объясняет, как работать по таблице)

Работа с таблицей в группах-( 10слайд)


1 часть

2 часть

3 часть

Чувства лирического героя (в чем главная мысль?)

Странная любовь

понимает значение воинской славы, исторического прошлого России; автором сформулировано сердечное чувство патриотизма

(Отстаивает право на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины

Любовь к родной земле ещё не объяснима

Признаётся в своих чувствах по отношению к Родине очарован глубиной народной жизни

Образ

Родины

создан отвлечённый образ официальной России

степи, леса, реки, дороги, огни деревень

с высоты орлиного полёта создан образ России живой, конкретной

дымок жнивы, чета берёз (нерасторжимость образов: природы и человека )

создан целостный образ России, её безбрежная широта

Средства выразительности

Инверсия

Люблю отчизну я

Анафора

Ни слава, ни полный, ни тёмной

Эпитеты, ряды однородных членов

Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины.

Эпитеты

безбрежных лесов, печальных деревень

Сравнение

Реки, подобные морям

Ряды однородных членов

Цветопись

жёлтая нива, белеющие берёзы

Эпитеты, ряды однородных членов -поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить


Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.


Комментарии:

-На твой взгляд, кто проявлял большую активность в данной работе? Твои комментарии совпали с моей точкой зрения?

Работа по первой части (слайд 10)


Учитель

- Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части.(Чтение наизусть).

Ученики

-1 предложение содержит и противопоставление, и восклицание. Оно окрашено эмоционально. Это говорит о волнении поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Противительный союз противопоставляет понятия «любовь» и «странная любовь».)

Учитель

-1часть в таблице. Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Дайте толкование слова СТРАННАЯ в контексте предложения.

Ученики

-Необычная. Используя личные и притяжательные местоимения( я, мой, мне ), поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)

Учитель

- Почему странная любовь? Попробуем разобраться.

- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите средства выразительности

- Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?

Работа по второй части

Учитель

-Зачитайте наизусть вторую часть. В чем главная мысль?

Ученики

-Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

Учитель

-2часть в таблице. - Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль?

Ученики

Степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.


Работа по третьей части

Учитель

3 часть.-Что приходит на смену мелькающим пейзажам? (Наизусть) .Проселочным путем … Назовите эти образы.

Ученики

-Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков.

Учитель

-Что видит и слышит лирический герой?

Ученики

-Зрение - ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно. Обоняние – дымок спаленной жнивы. Слух- пляска «с топотом и свистом», говор мужичков. Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.


4.РЕЛАКСАЦИЯ.зАРОСЛО ВАСИЛЬКАМИ НЕБО.(слайд 11)

Учитель

- ПОСЛЕ РАБОТЫ В ГРУППАХ переходим к дальнейшему анализу(12слайд)

- Обратимся к символу России- березе. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»?

Ученики

-Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)

Учитель

-Вывод о символе РОССИИ..- Удивительно точный выбор слова: не белые, а «белеющие», как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала «чета белеющих берез». «Дымок спаленной жнивы» — это еще одна примета родины, которую любит поэт.

Он пытается проникнуть «в тайну довольства народного», тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой», наблюдает за жизнью простых людей. (13слайд)

Учитель

5.Лексическая работа.- Дайте лексическое толкование слов ГУМНО, ЖНИВА, НИВА. (14-15слайд)

Ученики

Гумно – сарай для сжатого хлеба.

Нива – засеянное поле, пашня.

Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.


7.Лингвистический анализ стихотворения.(16слайд)

Учитель

-Почему поэту радостно видеть полное гумно; избу,покрытую соломой; резные ставни?

Ученик

-Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.

Учитель

- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?

Ученики

-Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора.), возможно, зимой (полей холодное молчанье )Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.

Учитель

- Чей образ появляется в конце стихотворения?

Ученик

-Образ человек.

Учитель

- Какие объекты говорят о приближении человека?

Ученик

-Обоз, двор, дом, окно.

Учитель

- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

Ученик

-Мужик = мужичок = -ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.

Учитель

-Мы сейчас приступим к цветовой лексике. Как мы можем по-другому назвать эту работу ?

Ученик

-Цветопись


7.Цветовая лексика. (Слайд17)


Учитель

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись . Какие цвета присутствуют в стихотворении?

Ученики

-Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)

8.Продолжение беседы.

Учитель

- Сравните все части стихотворения. Чем они отличаются?

Ученик

-В первой - отвергается патриотизм. Во второй и третьей – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.

Учитель

- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины?

Ученик

Антитеза

Учитель

-Что такое антитеза?

Ученик

- Противопоставление. Люблю-странная

Учитель

-Какие элементы ФГОС вы бы использовали при анализе? Что такое ФГОС?

-Ученик

-Федеральный государственный образовательный стандарт.

-Ученик

”Оставьте за мной последнее слово”.

VII Обратимся к тем целям урока, которые ставили вначале.

Учитель

-Какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы?..

-Ученик

-Показал неразрывность связи родины и народа (18 слайд)

Учитель

-Можете ли вы теперь решить возникшую по ходу урока проблему,ответить на вопрос: в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?

-Ученик

-Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.

Учитель

-Вывод ( в тетрадь записать)

-В первой строфе стихотворения смысл поня­тия «Родина» смыкается с официаль­ной идеологией и речь идет о «боль­шой Родине» — государстве, поэтому употребле­но слово отчизна: «Люблю отчизну я, но странною любовью!».

-Но слово “РОДИНА “ в заглавии «направ­ляет» в сторону глубоко лич­ных чувств и переживаний автора, ко­торые составляют очень важную часть содержания стихотворения. Новаторст­во Лермонтова заключалось в том, что он впервые «малую родину» соотнес с понятием «большой Родины», сделал «малую родину» самым главным эле­ментом сложного понятия «большой Ро­дины». В «Родине» Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к ней. Такое соотнесение боль­шой и малой Родины впоследствии ста­ло традиционным в русской поэзии. (19 слайд)



VIII Заключительное слово.(20слайд)

Учитель

-Изменилось ли ваше понимание Родины после анализа стихотворения Лер-монтова?

-Что вы чувствуете после изучения произведения, после проведенного ис-следования ? Попробуйте выразить свои мысли, чувства в синквейне, попс-формуле, телеграмме.

IX.. Рефлексия. (21 слайд)

X. Домашнее задание. Сочинение-эссе на тему «Люблю Отчизну …» (22слайд )

XI.Оценивание работы учащихся.

XII.Заключительное слово учителя.(23слайд )

-Родина-самое дорогое, что есть у человека. Любите Россию такой, какая она есть. Любите свою РОДИНУ.(Звучит песня о Родине).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!