СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема Родины в лирике А. А. Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- проследить с учащимися, как раскрывается тема Родины в лирике А. А. Блока; показать, как с течением времени меняется образ Родины, приобретает новые черты;

- развивать умение работать с поэтическим произведением, анализировать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы; совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений;

- воспитывать чувство патриотизма, национальной гордости;

- способствовать эстетическому воспитанию.

Оборудование: тексты стихотворений А. А. Блока, иллюстрации к стихотворениям, раздаточный материал для работы в группах, аудиозапись романса «Ямщик, не гони лошадей!».

Просмотр содержимого документа
«Тема Родины в лирике А. А. Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»»

Тема Родины в лирике А. А. Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»

Цель:

- проследить с учащимися, как раскрывается тема Родины в лирике А. А. Блока; показать, как с течением времени меняется образ Родины, приобретает новые черты;

- развивать умение работать с поэтическим произведением, анализировать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы; совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений;

- воспитывать чувство патриотизма, национальной гордости;

- способствовать эстетическому воспитанию.

Оборудование: тексты стихотворений А. А. Блока, иллюстрации к стихотворениям, раздаточный материал для работы в группах, аудиозапись романса «Ямщик, не гони лошадей!».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, как раскрывается в творчестве А. А. Блока тема Родины, исторического пути России; выразительно читают, комментируют и анализируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Постановка и решение проблемного вопроса

• Почему, по вашему мнению, тема Родины присутствует в творчестве практически каждого поэта?

2. Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В истории русской литературы начала прошлого века творчество Александра Александровича Блока, поэта, прошедшего путь «среди революций», чутко уловившего и противоречия, и величие своей эпохи,— явление огромной значимости. Преодолев в ходе своего творческого развития субъективно идеалистические представления о мире и искусстве, пережив в поисках правды человеческих отношений и светлые надежды, и трагические разуверения, Блок пришёл к осознанию неразрывной связи судьбы поэта с судьбами Родины, народа, революции.

«Тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь,— писал А. А. Блок.— Всё ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении — как стрела, прямой…»

А вот как Блок писал о своём интересе к русской истории: «…ведь тема моя, я знаю теперь это твёрдо, без всяких сомнений — живая, реальная тема… Все мы, живые, так или иначе к ней же придём… Откроем сердце,— исполнит его восторгом, новыми надеждами, новыми силами, опять научит свергнуть проклятое «татарское» иго сомнений, противоречий, отчаянья, самоубийственной тоски, «декадентской иронии» и пр., и пр., всё то иго, которое мы, «нынешние», в полной мере несём. Не откроем сердца — погибнем… В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель».

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Среди самых значительных стихотворений, посвящённых Родине, России,— цикл «На поле Куликовом» (1908) и стихотворение «Россия» (1908), хотя образ Родины робко проступает уже в стихотворении «Ветер принёс издалёка…» (1901), относящемся к ранней лирике поэта. Стихотворение — дитя своего времени. Оно является данью символизму, приверженцем которого был Александр Блок. Произведение написано хаотичными мазками звуков, полутонов, намёков, неясных образов. Но «звёздные сны», «зимние бури», «плачущие струны», весенний ветер и звучные песни — всё это неосознанный образ Родины.

Известно, что Блок стихотворение «На железной дороге» включил в цикл «Родина». Интересно высказывание М. В. Исаковского: «Когда читаешь строки:

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали жёлтые и синие;

В зелёных плакали и пели…—

то перед вами возникает не только тот чисто внешний образ подходящего к станции поезда, но вы видите и другой образ — образ более значительный и широкий. Вы видите людей, едущих в поезде… и через этих людей вы как бы видите всю страну».

2. Аналитическая работа с текстом стихотворения «На железной дороге»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

• В чём своеобразие композиции стихотворения?

• Как изображена погибшая девушка?

• Как конструкция предложений раскрывает авторское отношение к ней?

• В каких образах предстаёт мир, окружающий героиню?

• С какой целью использована метонимия?

• Какие эпитеты раскрывают отношение мира к героине?

• Как система контрастов выражает парадоксальность устройства мира?

• Как чувствует себя в этом мире живая душа?

• Почему к слову «тоска» Блок подбирает эпитеты «дорожная, железная»?

• С какой целью в стихотворении дважды повторено слово «скользнул»?

• Почему юность героини названа «бесполезной»?

• Какие литературные ассоциации вызывает у вас сюжет и образный строй

стихотворения?

• Найдите переклички образов и мотивов этого стихотворения с «Тройкой»

Н. А. Некрасова. В чём различие композиции стихотворений?

• Какой смысл приобретает слово «больно» в последней строке?

• Почему это стихотворение Блок включил в цикл «Родина»?

• Как оно связано с другими стихами цикла?

• Приведите примеры метафор из стихотворения «На железной дороге», передающих образ России.

В) Коллективная работа над составлением опорного конспекта

(запись на доске и в тетрадях)

Комментарий к опорному конспекту. В центре внимания поэта — судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва, сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть произведения посвящена её жизни. Многочисленные портретные детали подчёркивают красоту и одухотворённость героини («красивая и молодая», «нежней румянец, круче локон»).

Даже о погибшей говорится — «как живая». Автор рассказывает о своей героине, используя определённо-личные предложения, не называя её имени, не употребляя местоимения «она». Отсутствие подлежащего сокращает дистанцию между поэтом и его героиней, создаёт ощущение, что она предельно близка и дорога ему. Иначе изображён окружающий героиню мир: это мир без людей, мир без лиц.

3. Аналитическая работа с текстами стихотворений из цикла

«На поле Куликовом»

А) Выразительное чтение наизусть стихотворения «Река раскинулась.

Течёт, грустит лениво…» заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

• Вспомните реальное историческое событие, произошедшее на Куликовом

поле. Что вам известно о нём?

• Как А. А. Блок осмысливает события Куликовской битвы?

• Как вы понимаете слово «цикл»? Что такое, по-вашему, стихотворный цикл? Комментарий. Стихотворный цикл — несколько стихотворений, объединённых одной темой. Ему присуща определённая смысловая завершённость.

• Какова связь событий 1380 г. со временем создания цикла «На поле Куликовом»?

• Какой общей мыслью могут быть объединены стихотворения цикла?

• Какое настроение создаёт пейзажная зарисовка, данная автором в начале

стихотворения?

• Как меняется интонация стихотворения во 2-й строфе? Почему?

• Как вы думаете, почему Блок, обращаясь, к родине, Руси, называет её женой?

• Какое ощущение вносит в стихотворение 4-я строфа? Почему?

• Внимательно вчитайтесь в следующую строфу и подумайте, почему в стихотворении возник образ кобылицы, несущейся вскачь. Как изменился ритм стихотворения?

• Прочитайте заключительную строфу стихотворения. Как вы думаете, каким видится будущее России А. А. Блоку?

• Какова основная мысль стихотворения «Река раскинулась»?

• Как стихотворения цикла связаны с сегодняшним днём? Чему они нас учат?

Исторический глоссарий. Куликовская битва — сражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича Донского с монголо-татарами, возглавляемыми правителем Золотой Орды темником Мамаем, на Куликовом поле в 1380 г. Утром 8 сентября русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Битва началась поединком богатырей — Пересвета и Челубея (оба погибли). Затем татарская конница, смяв передовой полк, начала теснить большой полк; русские полки несли значительные потери. Великий князь Дмитрий в доспехах рядового воина бился среди воинов того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенёс главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил засадного полка в тыл и фланг монголо-татарскому войску и переход в наступление других русских полков привели к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали. Куликовская битва не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако нанесла сильный удар по господству Золотой Орды, ускоривший её последующий распад.

4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Россия»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее

подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

• Какая она — Россия Блока? Что дорого в ней поэту?

• Какие оттенки приобретает образ России благодаря сопоставлению с образом женщины, жены?

• Как вы понимаете фразу: «И крест свой бережно несу»?

• Какой образ России рисует автор в 3–5-й строфах?

• Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Какое впечатление оставляет использование этого литературного приёма?

• Какое слово дважды повторяется в стихотворении? С какими эпитетами? Как вы думаете, почему Блок повторяет это слово?

• Как вы понимаете первую строчку последней строфы стихотворения «И невозможное возможно»?

• Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему? Обоснуйте свой ответ.

5. «Под сенью дружных муз…»: прослушивание аудиозаписи романса

«Ямщик, не гони лошадей!» (сл. Н. Риттера, муз. Я. Фельдмана)

• Слушая музыкальное произведение, представьте образ России, Родины.

• Есть ли что-то сходное в образах России, которую вы представили, слушая романс, с тем, что показал нам А. А. Блок в стихотворении «Россия»?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

(работа в группах)

1-я группа. А. А. Блок признавался: «Если б я не написал “Незнакомку”, … не было бы написано и “Куликово поле”». Докажите правомерность этого суждения поэта. Обоснуйте путь Блока от стихов, посвящённых «страшному миру», к стихам о России, к циклу «На поле Куликовом».

2-я группа. Назовите стихи Блока, посвящённые Родине. Что в них общего? Сравните их с произведениями русских поэтов XIX в., также посвящёнными Родине. В чём, на ваш взгляд, поэтическая индивидуальность Блока?

3-я группа. Попытайтесь определить, что сближает, а что отличает стихотворения, посвящённые России, В. Я. Брюсова («Родные стены», «В поле»), Андрея Белого (сборник «Пепел»), А. А. Блока («Русь»).

Презентация результатов работы

2. Заключительное слово учителя

— Источником спасительной веры была для Блока Россия. Он говорил о Родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, щемящей болью и светлой надеждой — и слова его были так же трепетны, как «слёзы первые любви». Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены». С течением времени образ этот всё более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Сначала он воспевал Русь — нищую, дремучую и колдовскую, а в дальнейшем эти сказочные мотивы уступают место представлению о живой могучей России. Россия Блока — это надежда и утешение поэта.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать поэму А. А. Блока «Двенадцать».

2. Опережающие задания (1–2 учащихся). Подготовить сообщения об истории

создания поэмы А. А. Блока «Двенадцать».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!