СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема самообразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема моего самообразования - «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической подготовке».

Просмотр содержимого документа
«Тема самообразования»

Самообразование

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической подготовке»

Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников – нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечнососудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.

К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся:

– стрессогенные технологии проведения занятий и оценивания знаний учащихся;

– недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;

– чрезмерная интенсификация образовательного процесса;

– невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовывать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

– несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;

– недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;

– низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Ее главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

– « не навреди»;

– приоритет действенной заботы о здоровье учащихся (предполагает, что вс. происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся);

– триединое представление о здоровье (единство физического, психического и духовного здоровья);

– непрерывность и преемственность;

– субъект – субъектные взаимоотношения с учащимся (связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ, обеспечение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения);

– соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся;

– гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих задач;

– приоритет позитивного влияния над негативным;

– ответственность учащихся за свое здоровье;

– «отсроченный» результат (результат проявится через несколько лет);

– контроль за результатами.

На занятиях по физической подготовке мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

Пути решения проблемы:

1. Увеличение количества занятий по физической подготовке (как минимум 3 часа в неделю).

2. Изменение содержания занятий по физической подготовке (каждое занятие должно стать новой « тропинкой здоровья»).

3. Использование между занятиями малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.).

4. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с

ограничениями по здоровью.

5. Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры, учителей предметников, воспитателей).

6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Воспитателям близки будут физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

По характеру действия различаются следующие технологии:

Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки. Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно - гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм. И т. п.

Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности занятия.

Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективности заботы о здоровье. Гигиенические условия обеспечение учебного процесса Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий.

В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения занятий по физической подготовке.

Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11 %.

Воспитатель должен:

– осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;

– не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;

– контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;

– перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надежности и крепления оборудования.

Требования к школьным образовательным технологиям

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:

– разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;

– в содержание преподавателя включены вопросы, связанные с охраной здоровья;

– процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;

– отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;

– учитываются индивидуальные особенности учащихся;

– стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;

– обеспечивается достаточный уровень мотивации;

– учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;

– предупреждается переутомление;

– позитивные воздействия преобладают над негативом;

– показатель успешности используется для развития позитивных начал;

– оценка выполняет стимулирующую роль;

– обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.

Рациональная организация занятия

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Оценка гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража:

– плотность занятия (% времени, затраченного на учебную работу);

– число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т. д.);

– длительность каждого вида деятельности (мин);

– частота смены видов деятельности (мин);

– число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;

– места, длительность и условия применения ТСО;

– частота чередования видов преподавания.

Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3 – 5 минут любого занятия занимает врабатывание (8 – 10 минут), устойчивая работоспособность длится 10 – 15 минут. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.

Двигательная активность школьника

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической. 2 урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физкультурой должны составлять 8 – 12 часов в неделю. Даже 3 уроков явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организованна, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физ. культуры, а так же в группах. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по-разному реализуют потребность в физической нагрузке.

Построение занятия физкультуры лежит на плечах учителей физ. культуры, воспитателя.

Физическая активность должна быть организованна двумя направлениями:

1. Занятия больших форм – уроки физкультуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время;

2. Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене).

Тест-анкета для самооценки учащимися изменений своего состояния здоровья

Инструкция: Оцени изменение своего здоровья и образа жизни за указанный учителем период времени по 11 балльной шкале: «–5 – максимально негативные изменения; до «+5» – положительное влияние; «0» – отсутствие изменений.

1. Как изменилось состояние твоего здоровья? («–5» – ухудшилось; «+5» – улучшилось)

2. Как изменилось твое отношение к здоровью? («–5» – стал меньше заботиться о своем здоровье, «+5» – стал больше заботиться о своем здоровье)

3. Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье?

4. Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в спортсекциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)?

5. Как изменился характер питания?

6. Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (вредные – «–5»,

полезные «+5»)

7. Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами здоровья?

8. Отмечаешь ли изменения в своем облике? Если да, то в какую сторону? («+5» – в лучшую, «–5» – более быстрое и частое, «+5» – реже).

9. Чаще или реже стало наступать состояние стресса?

10. Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? («+5» – реже, «–5» – чаще).

11. Изменился контакт твоих родителей со школой?

Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья

Возможны два варианта ответа: да или нет.

1. Я часто сижу сгорбившись.

2. Я ношу портфель, а не ранец.

3. У меня привычка сутулиться.

4. Я чувствую, что мало двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.

6. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

7. Я нередко читаю при плохом свете, лежа.

8. Я беспечно отношусь к своему здоровью.

9. Бывает, я курю.

Методика самооценки состояния тревожности учащихся (по Кондашу) для 7 – 9 классов

Оценивается каждая ситуация в баллах: 0 – ситуация не волнует; 1– слабо волнует; 2 – достаточно волнует; 3 – очень волнует.

1. Ответ у доски.

2. Разговор с директором школы.

3. Учитель решает, кого вызвать.

4. Тебя критикуют.

5. Выполнение контрольного зач.та.

6. Учитель называет оценки контрольной работы.

7. Ожидание родителей с родительского собрания.

8. Сдача экзамена. Участие в соревнованиях.

9. Ответ с места. Непонимание объяснение учителя.

10. Неожиданный вопрос учителя.

11. Не получается домашнее задание.

12. Принятие важного решения.

(До 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20 – 30 – средний уровень; более 30 – высокий уровень.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!