Просмотр содержимого документа
«Тема самообразования "Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"»
Методическая тема на 2020/2021 учебный год:
«Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Тема: Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» Б.Шоу.
«Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю». Конфуций
«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный». М. Монтеня
Изучение химии способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.
Актуальность проблемы: использование проектно-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочной деятельности способствует формированию познавательного интереса к предмету. На всех этапах проектной деятельности происходит формирование ключевых компетенций.
Цель: развитие у учащихся потенциала исследовательской деятельности.
Задачи:
1)создать условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии, интерактивные игры, ИКТ);
2) обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;
3) организовать систему исследовательской работы учащихся;
4) организовать участие учащихся в олимпиадах различного уровня, интеллектуальных играх, дистанционных проектах, предметных конкурсах.
Методы исследования:
1) Анализ методической и учебной литературы.
2)Использование проектно-исследовательской работы на уроках химии и во внеурочное время
Объектом исследования является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Предмет исследования – проявления и развитие потенциала исследовательской деятельности учащихся на всех этапах обучения в школе
Работа над темой начата: сентябрь 2020
Предполагается закончить: июнь 2023
Предполагаемый результат: личностное развитие учащихся; адаптация к социуму; повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных областях, к которым у них есть способности; повышение уровня владения общепредметными и социальными компетенциями; удовлетворенность своей деятельностью; совершенствование исследовательских навыков; интеллектуальное и творческое обогащение; приобретение опыта исследовательской и творческо-мыслительной деятельности; умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета; повышение познавательной активности учащихся и результативности обучения; увлеченность предметом химии.
Перспективный план работы над темой по самообразованию
№ этапа | Этап | Содержание | Сроки реализации |
1 этап | Диагностический | 1. Самодиагностика 2. Проблемный анализ профессиональной деятельности 3. Постановка проблемы | сентябрь 2020 |
2 этап | Организационный | 1. Изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы 2. Определение цели и задач работы над темой 3. Составление плана работы, подготовка базы, разработка системы мер, направленных на решение проблемы | сентябрь-октябрь 2020 |
3 этап | Практический | 1. Внедрение комплекса мер по решению текущей проблемы, проведение учебных, факультативных занятий, внеклассных мероприятий по теме самообразования 2. Формирование методического комплекса 3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов | сентябрь-май 2020 |
4 этап | Обобщающий | 1. Подведение итогов 2. Оформление результатов работы по теме самообразования 3. Представление материала | май-июнь 2020 |
5 этап | Внедренческий | 1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы 2. Распространение результатов и работы по теме самообразования | 2021-2022 уч г. |
План работы на 2020/2021учебный год:
№ п/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
1 | Изучение нормативных документов по предмету | сентябрь | выполнено |
2 | Изучение теоретического материала по теме самообразования | сентябрь | выполнено |
3 | Систематизация теоретического материала | октябрь | выполнено |
4 | Разработка серии учебных занятий и внеклассных мероприятий и т.п. | ноябрь-май | в процессе |
5 | Знакомство с практическим опытом работы педагогов школы, города, района; | ноябрь-май | в процессе |
6 | Открытый урок(мероприятие) | 2 полугодие | |
7 | Отчет по теме самообразования | март | |
8 | Самоанализ деятельности по освоению технологии | | |