СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА: «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА:

• осуществить контроль за сформированностью навыков слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

• повторить орфограммы «о-ё после шипящих», «ы-и после ц».

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи».»

ТЕМА: «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи».

ЦЕЛИ УРОКА:

• осуществить контроль за сформированностью навыков слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

• повторить орфограммы «о-ё после шипящих», «ы-и после ц».

ТИП УРОКА: обобщение и повторение изученного материала.

НА ДОСКЕ:

чёрный шофёр панцирь циркуль

трущоба крыжовник цинга демонстрация

жёлудь решётка на цыпочка сестрицын

шорты капюшон с улицы куцый

шёлк дешёвый специалист конференция

сгущёнка чопорный циферблат из таблицы


ХОД УРОКА

1. Организационный момент


2. Проверка домашнего задания


3. Объяснительный диктант

Объяснить орфограмму, выделить морфему, в которой она находится.


Багряный закат, бесчисленное множество, глиняная посуда, длинная очередь, юные натуралисты, объемлет ужас печенегов, неизъяснимая тишина, бесконечные войны, иметь преимущество, выращенный летом, температура возрастает, над горизонтом, пригорелый блин, горечь во рту, камыш зацвёл, испытывать дрожь, игра не стоит свеч, темно-синяя грань, областной город, громоздкий чемодан, известный баснописец.


4. Работа с учебником

• §5

• Чтение стр. 17, 18, обсуждение.

• Работа с таблицей упр. 28.


5. Беседа

• Вспомните, как пишется не с прилагательными?

• Как пишется не с существительными?


6. Словарный диктант


Неаккуратность ученика; неожиданное известие; неприветливость в обращении; необрывистый берег; не правда, а ложь; не мягкий, а твердый; чувствовать неприязнь; нечаянная встреча; большие невзгоды; небрежный почерк; неточность в ответе; отнюдь не единственное решение.


Проверка вслух по цепочке.


7. Работа с учебником

• Упр. 32 (по заданию).

На доске работают два ученика (один пишет четные слова, второй нечётные). Проверка всем классом.

• Вспомните правило написания гласных о, ё после шипящих.

• Спишите с доски слова (первые 2 столбика), напротив каждого слова укажите условия выбора орфограммы (первые 2 столбика).

• Прочитайте таблицу о правописании и(ы) после ц. Спишите с доски два правых столбика, указывая напротив каждого слова условия выбора орфограммы. Взаимопроверка в тетрадях.

• Выполнение упр. 35 (по заданию). Выборочная проверка.


8. Подведение итогов урока


9. Сообщение домашнего задания

Упр. 36 (домашнее сочинение).




Урок 7

ТЕМА: «Сочинение-рассуждение по исходному тексту».

ЦЕЛИ УРОКА:

• проверить умения учеников анализировать текст (определять его тему, основную мысль, композицию, стиль и т.д.).

• отработать навыки учащихся находить более точные и выразительные средства передачи собственных мыслей.

ТИП УРОКА: урок развития речи.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент


2. Вступительное слово учителя

Ребята, каждый из вас, конечно же, задумывался над тем, кем он хочет стать, чего хочет добиться в жизни. А каким характером надо обладать для достижения поставленных целей? Нужно ли вообще развивать в себе лучшие душевные, нравственные качества?

Своими мыслями о развитии в себе лучших нравственных черт поделился академик Д. С. Лихачёв в статье «Человек должен быть интеллигентен».

Послушайте отрывок из этой статьи, определите стиль текста. Задумайтесь нал темой, основной мыслью статьи. Подумайте и вспомните жизненные ситуации, которые могут служить примером интеллигентности.


Человек должен быть интеллигентен

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования?.. А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных?

Нет... интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро...

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование... много путешествовал, знает несколько я зыков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях понимании другого. Она проявляется в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно... помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями. (Это тоже мусор, и еще какой!)

Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдают удивительную чистоту в своих домах, умеют ценить хорошие песни... жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились к чужому горю и к чужой радости.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

…Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически не восприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведёт к физической слабости... долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему...


А сейчас, опираясь на текст, подумайте, как бы вы ответили на вопросы: как вы понимаете слово «интеллигентность»? Что такое нравственное здоровье человека?

Расскажите в своей письменной работе о своих приёмах самовоспитания, самосовершенствования, формирования своего «я», о создании своими собственными руками своего нравственного облика. Кого вы считаете примером интеллигентности? Выразите в сочинении своё отношение к роли общества и человека в этом обществе.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

«Этикет» — совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия.

«Привычка — вторая натура». (Цицерон)

«Посей поступок — пожнёшь привычку, посей привычку — пожнёшь характер, посей характер — пожнёшь судьбу». (Пословицы)

«И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Евангелие от Матфея)

«Совесть — тысяча свидетелей». (Пословица)

«Созидая, мы творим самих себя».


Текст для анализа, обсуждения и темы написания сочинения:

Послушайте внимательно, что написал А. П. Чехов о воспитанности и воспитанных людях.


Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они не бунтуют из-за пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят:

«... с вами жить нельзя»

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют от души и от того, чего не увидишь простым глазом... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие... Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями...

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика...

Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли». (А. Чехов)


О чём этот текст? Какую основную мысль выразил автор в этом тексте? Что вкладывает А. Чехов в понятие «воспитанный человек»?

Как вы понимаете это качество личности?

Напишите сочинение о том, что вы делаете или планируете сделать для самовоспитания, совершенствования своих положительных черт характера. Как вы тренируете свою силу воли, формируете свои привычки, добиваетесь положительных качеств в своём нравственном облике и у своих друзей, близких?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!