ТЕМА: “СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТА (Орун багыныңкы татаал сүйлөм)”

Категория: Русский язык

ТЕМА: “СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТА (Орун багыныңкы татаал сүйлөм)”. Предмет:  Русская язык Класс ---9-------- Четверть----1------- № урока---8----------- Цели урока:    Учащиеся достигают данного результата, если: 1.    Языковая: Познакомить учащихся содержанием темы.    Ученики познакомятся с  содержанием темы; 2.    Речевая: Совершенствовать умения и навыки логического мышления, употреблять словарный состав и познавательной активности, развитие творческой деятельности, обогатить словарный запас учащихся.    Развивают умения и навыки логического мышления, работы с текстом, расширяют словарный запас; 3.    Социо-культурная: Воспитать чувство уважения друг к другу, скромности.    Учатся скромности, стремятся к глубоким знаниям.       Вид урока: урок усвоения новых знаний; Тип урока: комбинированный; Ресурсы урока: книга, карточки, дополнительная литература, интерактивная доска, аудиозаписи. Этапы урока и время:     Деятельность учителя    Деятельность ученика    Время  Организационный этап:    Здравствуйте, ребята.  Я вам желаю успехов на уроке.    Ученики здороваются с учителем, и желают успехов друг другу.    2мин. Актуализация опорных знаний    Вспомните: Давайте ребята, вспомним что поясняет придаточное предложение?     Ученики рассуждают и отвечают  на вопросы, делятся с мнениями.    10 мин. Объяснение нового материала    Придаточные предложения могут указывать место, где происходит действие главного предложения. Например: Павлик пошёл туда, откуда послышался голос друга. В этом  сложноподчинённом предложении придаточное предложение поясняет, куда пошёл Павлик, то есть указывает место, куда было направлено действие главного предложения. Такие предложения называются придаточными места. Придаточные места обычно относятся к обстоятельству места вглавном предложении, выраженному наречиями там,туда, оттуда и другими.     При помощи союзного слова где с главным предложением соединяются придаточные, поясняющие  место, где происходит действие, где находится что-то, о чём говорится в главном предложении. Например: Кадыр живёт там, где кончается эта улица. Ученики пошли туда,где виднелись деревья. Оттуда, где работает Фёдор, письма идут долго.     При помощи союзного слова куда соединяются с главным такие придаточные места, которые указывают  на место, куда направляется какой-нибудь человек или предмет. Например: Там откуда слышны голоса, собрались экскурсанты. Оттуда, откуда я приехал, получено письмо.     Таким образом, значение союзных слов где, куда, откуда различно.  Сравните: 1.    Там, где Асан едет, стоит хорошая погода. 2.    Там, куда Асан едет, стоит хорошая погода. 3.    Там, откудаАсан едет, стоит хорошая погода. В этих трёх предложениях главное предложение одинаково. Там...стоит  хорошая погода. Придаточные же предложения уточняют обстоятельство места. При этом сами придаточные отличаются только союзными словами: где Асан едет; куда Асан едет; откуда Асан едет.  От изменения союзных слов меняется весь смысл предложения. В самом деле, представим, что Асан едет в поезде и едет по Казахстану из Москвы в Бишкек. Где же стоит хорошая погода?     В первом предложении с союзным словом где речь идёт о месте, где Асан едет сейчас, то есть сообщается, что хорошая погода стоит в Казахстане. Во втором предложении с союзным словом куда говорится, что хорошая погода стоит в Бишкеке, а в третьем – с союзным словом откуда, говорится, что хорошая погода стоит в Москве. Так союзные слова могут серьёзно изменить значение предложения. Выполнение упр. № 311  Объясните смысл пословицы 1.    Честный труд – твой лучший друг; 2.    Умный человек зря слов не тратит; 3.    Глупый человек глупые речи говорит. Составьте предложение с фразеологизмомиметь право Разберите предложение по членам: Первого сентября во всех городах и сёлах нашей страны садятся за парты девочки и мальчики.  Выполнение упр. № 312 Перепишите, вставляя в сложноподчинённые предложения с придаточными места вместо точек наречия-обстоятельства и союзные слова.. 1.    Рис хорошо растёт..., ...много воды и тепла. 2.    Мирные люди бежали..., ...настойчиво доносилась пулеметная стрельба. 3.    Путешественники остановились..., ...Волга круто поворачивает направо. 4.    Сын-доброволец пошёл служить..., ...служил его отец. 5.    Горная река вытекает..., ...сползает ледник. 6.    Научная экспедиция отправилась..., ...археологи нашли стоянку первобытных людей. 7.    Танабай самоотверженно трудился..., ...было особенно трудно.  4.Словарная работа: присутствовать-катышуу                                 независимость-көз карансыздык                    гарь – күйүк, куйкум жыт                                поневоле – аргасыздан                                     мчаться – зымылдоо, жетип келүү                 розовый скворец – ала чыйырчык                  непроходимый – түнт, өтө алгыс                  неподвижно – кыймылдабай, былк этпей доброволец – өз ыктыяры менен барган адам самоотверженно трудиться – жан аябай иштөө круто - чукулсливаться - кошулуу стоянка – туруучу жай                                       уход - багуу обитать – житьсаранча – чегиртке     Ученики слушают учителя                      Ученики слушают учителя              Ученики отвечают на вопросы,  и выполняют упр.             Ученики выполняют упр.                                        Ученики знакомятся с новыми словами     20мин.                      3       Рефлекция    1. Чем отделяется придаточное предложение от главного? 2. Вчем сходство и различие между придаточными предложениями и членами предложения ? 3. В чем сходство и различие между союзами и союзными словами? 4. Как называются придаточные предложения, указывающие на место действия главного предложения? 5. Объясните разницу в значении союзных слов где, куда, откуда. 6. К какому члену главного предложения  относятся придаточные места? 7. Какими словами обычно бывает выражено обстоятельство, к которому относится придаточное места?     Ученики отвечают на вопросы    3 Оценивание    Оценивание по ответам учащихся        2 Домашнее задание     Упр. №  315     Ученики записывают домашнее задание в дневники.    2

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: “СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТА (Орун багыныңкы татаал сүйлөм)”»

ТЕМА: “СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТА

(Орун багыныңкы татаал сүйлөм)”.

Предмет: Русская язык Класс ---9-------- Четверть----1------- № урока---8-----------

Цели урока:

Учащиеся достигают данного результата, если:

  1. Языковая: Познакомить учащихся содержанием темы.

Ученики познакомятся с содержанием темы;

  1. Речевая: Совершенствовать умения и навыки логического мышления, употреблять словарный состав и познавательной активности, развитие творческой деятельности, обогатить словарный запас учащихся.

Развивают умения и навыки логического мышления, работы с текстом, расширяют словарный запас;

  1. Социо-культурная: Воспитать чувство уважения друг к другу, скромности.

Учатся скромности, стремятся к глубоким знаниям.





Вид урока: урок усвоения новых знаний;

Тип урока: комбинированный;

Ресурсы урока: книга, карточки, дополнительная литература, интерактивная доска, аудиозаписи.

Этапы урока и время:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время


Организационный этап:

Здравствуйте, ребята. Я вам желаю успехов на уроке.

Ученики здороваются с учителем, и желают успехов друг другу.

2мин.

Актуализация опорных знаний

Вспомните:

Давайте ребята, вспомним что поясняет придаточное предложение?


Ученики рассуждают и отвечают

на вопросы, делятся с мнениями.

10 мин.

Объяснение нового материала

Придаточные предложения могут указывать место, где происходит действие главного предложения. Например: Павлик пошёл туда, откуда послышался голос друга. В этом сложноподчинённом предложении придаточное предложение поясняет, куда пошёл Павлик, то есть указывает место, куда было направлено действие главного предложения. Такие предложения называются придаточными места. Придаточные места обычно относятся к обстоятельству места вглавном предложении, выраженному наречиями там,туда, оттуда и другими.

При помощи союзного слова где с главным предложением соединяются придаточные, поясняющие место, где происходит действие, где находится что-то, о чём говорится в главном предложении. Например: Кадыр живёт там, где кончается эта улица. Ученики пошли туда,где виднелись деревья. Оттуда, где работает Фёдор, письма идут долго.

При помощи союзного слова куда соединяются с главным такие придаточные места, которые указывают на место, куда направляется какой-нибудь человек или предмет. Например: Там откуда слышны голоса, собрались экскурсанты. Оттуда, откуда я приехал, получено письмо.

Таким образом, значение союзных слов где, куда, откуда различно.


Сравните:

  1. Там, где Асан едет, стоит хорошая погода.

  2. Там, куда Асан едет, стоит хорошая погода.

  3. Там, откудаАсан едет, стоит хорошая погода.

В этих трёх предложениях главное предложение одинаково. Там...стоит

хорошая погода. Придаточные же предложения уточняют обстоятельство места. При этом сами придаточные отличаются только союзными словами: где Асан едет; куда Асан едет; откуда Асан едет.

От изменения союзных слов меняется весь смысл предложения. В самом деле, представим, что Асан едет в поезде и едет по Казахстану из Москвы в Бишкек. Где же стоит хорошая погода?

В первом предложении с союзным словом где речь идёт о месте, где Асан едет сейчас, то есть сообщается, что хорошая погода стоит в Казахстане. Во втором предложении с союзным словом куда говорится, что хорошая погода стоит в Бишкеке, а в третьем – с союзным словом откуда, говорится, что хорошая погода стоит в Москве. Так союзные слова могут серьёзно изменить значение предложения.

Выполнение упр. № 311


Объясните смысл пословицы

  1. Честный труд – твой лучший друг;

  2. Умный человек зря слов не тратит;

  3. Глупый человек глупые речи говорит.

Составьте предложение с фразеологизмомиметь право

Разберите предложение по членам: Первого сентября во всех городах и сёлах нашей страны садятся за парты девочки и мальчики.


Выполнение упр. № 312

Перепишите, вставляя в сложноподчинённые предложения с придаточными места вместо точек наречия-обстоятельства и союзные слова..

  1. Рис хорошо растёт..., ...много воды и тепла.

  2. Мирные люди бежали..., ...настойчиво доносилась пулеметная стрельба.

  3. Путешественники остановились..., ...Волга круто поворачивает направо.

  4. Сын-доброволец пошёл служить..., ...служил его отец.

  5. Горная река вытекает..., ...сползает ледник.

  6. Научная экспедиция отправилась..., ...археологи нашли стоянку первобытных людей.

  7. Танабай самоотверженно трудился..., ...было особенно трудно.


4.Словарная работа:

присутствовать-катышуу

независимость-көз карансыздык

гарь – күйүк, куйкум жыт

поневоле – аргасыздан

мчаться – зымылдоо, жетип келүү

розовый скворец – ала чыйырчык

непроходимый – түнт, өтө алгыс

неподвижно – кыймылдабай, былк этпей

доброволец – өз ыктыяры менен барган адам

самоотверженно трудиться – жан аябай иштөө

круто - чукулсливаться - кошулуу

стоянка – туруучу жай

уход - багуу

обитать – житьсаранча – чегиртке


Ученики слушают учителя






















Ученики слушают учителя














Ученики отвечают на вопросы, и выполняют упр.













Ученики выполняют упр.








































Ученики знакомятся с новыми словами


20мин.






















3







Рефлекция

1. Чем отделяется придаточное предложение от главного?

2. Вчем сходство и различие между придаточными предложениями и членами предложения ?

3. В чем сходство и различие между союзами и союзными словами?

4. Как называются придаточные предложения, указывающие на место действия главного предложения?

5. Объясните разницу в значении союзных слов где, куда, откуда.

6. К какому члену главного предложения относятся придаточные места?

7. Какими словами обычно бывает выражено обстоятельство, к которому относится придаточное места?


Ученики отвечают на вопросы

3

Оценивание

Оценивание по ответам учащихся


2

Домашнее задание


Упр. № 315


Ученики записывают домашнее задание в дневники.

2










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей