СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "СМИ как "фабрика мифов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок (история и обществознание)

Просмотр содержимого документа
«Тема "СМИ как "фабрика мифов"»

СМИ как «фабрика мифов»

Группа: 11 класс

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Форма урока: урок с использованием технологии проблемно - диалогического обучения

Цель обучающая: привести старшеклассников к новому уровню осмысления потока информации в современном обществе.

Цель развивающая: развить у учащихся умение работать с разными видами источников

Цель воспитательная: способствовать формированию гражданской позиции.

Задачи урока:

  1. Показать учащимся функции СМИ.

  2. Продолжить формирование у учащихся умений анализировать факты и делать выводы.

  3. Способствовать формированию объективного мнения на события.

Оборудование урока:

  • Мультипроектор, компьютер;

  • презентация учителя;

  • раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организация учащихся на работу (поздороваться, ребята жмут друг другу руки).

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель (история): Начнем урок с просмотра ролика (в ролике участвуют два учителя; они играют роль ведущих новостей «Fake News»)

Учитель (обществознание): Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Как сформулируем тему? Тему мы назвали так: СМИ как «фабрика мифов». К названию темы мы вернемся. Какую проблему (вопрос) попробуем решить?

Ученики: Попытаемся ответить на вопрос, можно ли верить всему что говорят и пишут в СМИ? Как определить, где правда, а где ложь? Как прийти к объективному мнению?

III. Рассказ учителя. Актуализация имеющихся знаний учащихся.

Учитель (история):

«МИФ, -по словам немецкого философа Э. КассИрера всегда рядом с нами и лишь прячется во мраке, ожидая своего часа». Для начала попробуем дать обозначение этого термина.

Миф (греч.- слово, речь, предание) – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с вымыслом, сказкой. Современный человек мнит себя рациональным существом, весьма далеким от мифа. Вместе с тем наши представления об окружающем мире независимо от нас, на уровне «бессознательного» часто носят мифологический характер. Сегодня мы попробуем рассмотреть мифологизацию СМИ.

Прежде чем переходит к самим «мифам» нам нужно понять, первую часть нашей темы «СМИ».

1 задание. Работа с текстом документа

Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в ней крайне трудно. Поэтому отбор наиболее важной информации-задача СМИ, открывающая широкие возможности для воздействия на массовое сознание. СМИ- это организационно-технические комплексы быстрой передачи и массового тиражирования информации, охватывающие большую аудиторию и публично действующие на постоянной основе.

СМИ, как правило, пользуются двумя основными способами распространения информации: последовательная и фрагментарная. Первый способ чаще используют печатные СМИ, последовательно освещая ту или иную политическую проблему. Второй способ- фрагментарная подача политической информации-особенно распространен на телевидении и создает для слушателей или зрителей ряд трудностей в понимании сути того или иного события или процесса.

Фрагментарность, или дробление информации, мешает подавляющему большинству граждан сформировать целостную картину политических явлений или событий. Это дает возможность манипулировать аудиторией, акцентируя ее внимание на одних сторонах события и умалчивая или искажая другие. Фрагментарность подачи информации в конечном счете дезориентирует слушателей и либо гасит их интерес к политике, либо вынуждает полагаться только на мнение комментаторов.

Фрагментарный способ подачи информации многие исследователи считают спецификой телевизионного жанра, следствием присущего ему свойства, называемого давление визуальности. Суть этого свойства состоит в том, что телевидение ориентировано на передачу, главным образом, визуализируемой, т.е. имеющей зрительный образ, информации. Поскольку научная и другая серьезная информация обычно плохо совместима с экранным изображением, то она оставляется для печатных коммуникационных средств и радио.

СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношение к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ.

(По материалам интернет-издания)


Вопросы

  1. Что такое СМИ?

  2. Назовите отличительные черты СМИ.

  3. Какие типы СМИ перечислены в тексте?

  4. Какие функции СМИ в современном обществе рассмотрены в тексте?

ОТЧЁТ ГРУПП по тексту (всем вопросы)

Ответы:

1) СМИ это…..

2) Отличительные черты СМИ:

  1. Использование технических средств.

  2. Массовость (тираж)

  3. Неограниченный круг потребителей

  4. Публичность

  5. Носит постоянный характер

3) Типы СМИ: телевидение, печатные издания, радио.

4) Функции СМИ:

  1. Информационная

  2. Формирование общественного мнения

  3. Политическая социализация граждан

  4. Манипулятивная

Вывод: СМИ обладает большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношение к мировой политике и истории в целом.

Учитель (история): 2 задание. Работа с видео и интернетом.

Учитель (история): Средства массовой коммуникации становятся в XX-XXI веках своеобразным манипулятором общественного мнения. Давайте определим, как миф в СМИ повлиял на дальнейший ход событий.

Видео №1 Атака зарином

Вопросы:

  1. Найти понятие «фейк»?

  2. Что говорит официальный Дамаск об атаке зарином 7 апреля 2018 года?

  3. Что говорит Россия о ситуации?

  4. Как отреагировало международное сообщество на атаку?

Гражда́нская война́ в Си́рии — многосторонний, многоуровневый вооружённый конфликт на территории Сирии.

Начавшиеся в марте 2011 года на волне «Арабской весны» антиправительственные выступления привели к массовым беспорядкам в различных городах Сирии, а уже летом того же года переросли в полномасштабный вооружённый конфликт. Основные требования оппозиции включали отставку президента Башара Асада, отмену действовавшего с 1962 года режима чрезвычайного положения и проведение в стране демократических преобразований.

Химическая атака и реакция участников конфликта

7 апреля 2018 года несколько неправительственных организаций обвинили правительственные войска в химической атаке против жителей города Дума (Восточная Гута).

ОТЧЁТ ГРУПП

Ответы:

В Дамаске и Москве отвергли эти обвинения, назвав опубликованные видеоматериалы постановочными и фейковыми. Тем не менее Госдепартамент США в беспрецедентно категоричной форме возложил на Россию и Иран ответственность за якобы имевшее место в Сирии применение химического оружия правительственными силами, а президент Трамп предупредил, что за поддержку Асада России «придется заплатить большую цену». Инцидент в Восточной Гуте произошёл на фоне углубляющегося кризиса в отношениях России с США и Западом в целом, при этом США продемонстрировали решимость идти на дальнейшее обострение отношений, чреватое угрозой прямого военного столкновения с Россией на сирийской территории

Фейк (слово) — фальшивый, фейковый (от англ. fake, также — фэйк).





Что говорит официальный Дамаск?

"Каждый раз, когда сирийская армия одерживает победу над терроризмом, появляются обвинения в использовании химического оружия", - цитирует государственное сирийское информационное агентство САНА источник в министерстве иностранных дел страны.

Что говорит Россия?

В воскресенье МИД РФ назвал информационным вбросом появившиеся в субботу сообщения о химической атаке в городе Дума. "Врачи в городе Дума отрицают, что к ним поступали пострадавшие с химическими отравлениями", - сказал он.

Как отреагировало международное сообщество?

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что был в ярости после получения сообщений об атаках в сирийском городе Дума.

В начале недели Трамп заявил, что удары по Думе были "чудовищным нападением на мирных сирийцев с использованием запрещенного химического оружия".

Президент США Дональд Трамп обрушился с критикой на президента России Владимира Путина и иранские власти за то, что они поддерживают президента Сирии Башара Асада, обвиняемого в химической атаке на жителей сирийского города Дума.

"Президент Путин, Россия и Иран ответственны за поддержку этой скотины Асада", - написал Трамп в "Твиттере".

Великобритания и Франция заявили, что удары по городу Дума напоминают по характеру предыдущие химические атаки, которые предположительно осуществили правительственные силы Сирии.

Вывод: Обострение отношений России и США, удары США и Израиля по Сирии.

В первые часы понедельника, 9 апреля, по сирийской авиабазе Тийфор (Т-4) в провинции Хомс нанесли ракетный удар, при котором, по информации мониторинговых групп, погибли 14 человек, в том числе иранские военные. В министерстве обороны России заявили, что атаку с территории Ливана произвел Израиль.

Из-за сообщений об атаке в Думе 14 апреля США, Великобритания и Франция нанесли авиаудары по объектам, связанным с химическим оружием в Сирии. США и союзники выпустили около 110 ракет, сообщил тогда генштаб Сирии, большинство из них удалось отбить.

Опровержение

А) Показать продолжение ролика о зарине (сделать вывод)

Б) ПОКАЗАТЬ РОЛИК ОПРОВЕРЖЕНИЕ

Россия назвала сообщения о применении химического оружия «фейком». Чтобы доказать, что видео постановочное, Россия и Сирия привезли на брифинг в Гаагу жителей Думы, в том числе 11-летнего Хасана Диаба, который попал на видео, и его отца. Они утверждают, что постановку организовали «Белые каски».

Видео №2 «Министерская диета» (1.30-3.48)

Вопросы (работаем устно):

  1. В чем особенность данного видео? (ведущий ведет свою линию)

  2. Функция СМИ? (Пропагандистская)

  3. Можно ли оправдать поведение федеральных СМИ?

Мое мнение: СМИ должны пропагандировать, но в небольших масштабах и не за счет унижения, оскорблений других стран.

Учитель (история): 3 задание. Работа с текстом и кубиками

Мы сейчас с вами будем создавать фейковую новость. Используя кубики и собственные знания, нужно интерпретировать историческое событие так, чтобы другая группа могла понять, но не сразу, о каком событии идет речь( 6-7 предложений).

А) Отмена крепостного права (классические кубики)

Крестья́нская рефо́рма в Росси́и (также известная как отмена крепостного права) — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II; провозглашена Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.

Основные положения реформы

Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всём, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землёй.

Крестьянские дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.

Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.

Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.

Б) Дворцовые перевороты (кубики действия)

Эпо́ха дворцо́вых переворо́тов — временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совершения гвардейцами или придворными дворцовых переворотов.

Этому явлению благоприятствовало отсутствие чётких правил наследования престола при непрестанной борьбе дворцовых группировок. Автор термина В. О. Ключевский датирует эпоху дворцовых переворотов периодом от смерти Петра I в 1725 году до вступления на престол Екатерины II в 1762 году.

За вычетом перехода власти от Анны Иоанновны к Анне Леопольдовне в 1740 году, от Елизаветы Петровны к Петру III в 1761 году и от Екатерины II к её сыну Павлу I в 1796 году, во всех прочих случаях в течение первого века существования Российской империи власть передавалась путём применения угрозы или силы:

1725 — возведение партией Меншикова на престол Екатерины I

Май 1727 — Верховный тайный совет передаёт престол Петру II в обход иных претендентов

Сентябрь 1727 — свержение Меншикова

1730 — престол передан Анне Иоанновне при условии подписания кондиций, ограничивающих её самодержавие

1740 — свержение Бирона группировкой Миниха

1741 — возведение на престол Елизаветы Петровны, свержение с престола Ивана VI и его регента Анны Леопольдовны

1762 — возведение на престол Екатерины II и убийство Петра III

Ответственным за нестабильность верховной власти в XVIII веке в России оказался Пётр I, который в 1722 году издал «Указ о престолонаследии», которым предельно расширил круг возможных претендентов на престол.

Неопределённость в вопросе о правилах наследования престола была в известной степени устранена принятием в 1797 году т. н. Павловского закона о престолонаследии, который установил чёткие законоположения, только при условии соблюдения которых, последующие монархи могли воспринять российский престол.

ОТЧЁТ ГРУПП

Вывод: Таким образом, из любого события можно сделать фейк, исказив, добавив какую-либо информацию.

Учитель (история):

Задание 4. Работа с картинами. Ваша задача найти ошибки в исторических картинах.

А) «Переход Суворова через Альпы» — картина Василия Сурикова, написанная в 1899 году. (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) Ошибка: оголенные штыки.

Б) «Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Ошибка: Если опираться на исторические данные ошибка в возрасте богатырей (Ильи Муромца (жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года), Добрыня Никитич (X-XI вв. родственник и воевода князя Владимира I Святославича) Алеша Попович (жил в XIII в. погиб в битве при Калке в 1223 году).

ОТЧЁТ ГРУПП

Вывод: Фейки не только в СМИ, но и в искусстве.

V. Рефлексия.

Учитель (обществознание): Что нужно делать, что бы научиться отличать МИФ от реальности ? Как самостоятельно вычислить фейк?

Вычислить фейковые новости не так-то просто. Прошлогоднее исследование Стенфордского университета обнаружило, что студенты плохо отличают разные типы материалов в сети: проплаченные, фейковые или допустимые.

Памятка ЧЕЛОВЕКА в информационном обществе или как самостоятельно вычислить фейк

  1. Со скептисом относитесь к заголовкам. Заголовки фейковых новостей часто привлекают внимание, они содержат много заглавных букв или восклицательных знаков. Если заголовок звучит нелепо, то возможно так и есть.

  2. Внимательно смотрите на адрес статьи. Многие фейковые новости мимикрируют под аутентичные новостные сайты с небольшим изменением в адресе. Вы можете сходить на реальный сайт, чтобы сверить адреса страниц.

  3. Проверьте источник. Убедитесь, что история пришла из источника с репутацией. Если она висит на незнакомом сайте, проверьте его описание в разделе «О нас».

  4. Обратите внимание на необычное оформление. Многие фейковые новости содержат опечатки и грамматические ошибки, а также странную подачу.

  5. Проверьте фотографии. Фейковые истории содержат манипулятивные фотографии или видео. Иногда они могут быть аутентичными, но вырванными из контекста. Сделайте поиск по картинкам, чтобы найти реальный источник фотографии.

  6. Проверьте даты. Временные линии в фейковых новостях могут не иметь никакого смысла, или называть неверные или спорные даты.

  7. Проверьте свидетельства. Проверьте источники автора, чтобы подтвердить их надёжность. Недостаток свидетельств или достоверность анонимных экспертов может свидетельствовать о подлоге в новости.

  8. Найдите другие репортажи. Если никто другой не осветил новость, то скорее всего она фейковая.

  9. Это шутка? Иногда ложные новости сложно отличить от юмористических статей. Проверьте, может ли источник быть пародийным, а тон и детали статей шуточными.

  10. Какие-то истории намеренно врут. Думайте критически о содержании историй, которые вы читаете, и делитесь только тем, в чём вы уверены.

Учитель (история): Как вы думаете, почему тему урока мы решили назвать именно так?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!