Конспект логопедического занятия.
Тема: «Составление описательного рассказа по портрету человека определённой профессии» ( для детей подготовительной группы).
Цель: формирование у детей умения составлять описательный рассказ по портрету человека определённой профессии с опорой на схемы через интеграцию образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Расширять и уточнять представления о профессиях людей.
Расширять и активизировать словарь по темам «Профессии», «Одежда, обувь, головные уборы», «Инструменты» (профессия, работа, рабочая одежда, младший воспитатель, строитель, космонавт, учитель, стюардесса, кондитер, доярка, балерина, сапожник, водитель, маляр, врач… ; блузка, рубашка, комбинезон, фартук, пиджак, куртка, халат, брюки, юбка, платье, косынка, колпак, кепка, платок, пилотка, фуражка, скафандр, шлемофон, фонендоскоп, полотенце, клещи, кисти, балетная пачка, ведро…).
Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах).
Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчинённые предложения со словами потому что).
Учить рассматривать художественные и фото портреты, обращать внимание на детали.
Коррекционно-развивающие:
Развивать связную речь, через составление связного рассказа.
Развивать внимание, мышление, фонематическое восприятие, артикуляционную и тонкую моторику, общие речевые навыки.
Развивать мимические мышцы, через игру «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ», развить общую моторику через игру «ПОВТОРИТЕ ПОЗУ».
Коррекционно-воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитывать интерес и уважение к труду людей разных профессий.
Прививать интерес к рассматриванию художественных и фото портретов.
Оборудование:
портреты (воспитатель, швея, почтальон, водитель, космонавт, доярка, балерина, сапожник…);
фото ключа (разрезанное);
коробочка со звёздочками-подарками с «ключом»;
коробка-сюрприз «Космос»;
письмо-просьба;
схемы-помощники (эмблемы совершаемого мыслительного действия);
картинки-эмоции, картинки-позы.
Предварительная работа:
Знакомство детей с профессиями, рассматривание рабочей одежды, рабочих инструментов, рабочих мест.
Обсуждение и рассматривание эмоционального состояния людей.
ХОД НОД
1. Организационный момент.
— Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте покажем, как мы умеем правильно сидеть, слушать и отвечать на вопросы не перебивая друг друга.
— А чтобы нам настроиться на работу, давайте поиграем в игру «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ».
Развитие мимических мышц. Назови эмоции и покажи (по картинкам).
2. Основная часть .
— Ребят, я сегодня перед дверью нашла вот такую необычную коробку и не успела посмотреть, что же там внутри, хотите узнать вместе со мной что там? (открываем коробку «Космос»).
— Посмотрите, здесь письмо.
«Дорогие ребята, я отправляю вам, то что каждый день и ночь вижу сам. Но чтобы получить мой сюрприз, вы должны будете собрать ключ от коробочки. А для этого вам необходимо отгадать моих друзей по описанию, а помогут вам в этом схемы подсказки». (схемы)
— Ну что, будем собирать ключ? Хотите получить сюрприз? Тогда давайте попробуем расшифровать эти схемы, а заодно узнаем, кто прислал нам посылку.
1. «МУЖЧИНА / ЖЕНЩИНА»
— Как вы думаете, что мы сможем описать при помощи данного знака? «Это мужчина»
2. «ОБСТАНОВКА» — Описываем, то что находится за человеком, вокруг него, детали которые могут натолкнуть нас на профессию данного человека.
«Находится в закрытом помещении, вокруг него много различных приборов, кнопок, датчиков. Есть окно необычной круглой формы «иллюминатор».»
3. «ОДЕЖДА»
— это значок напоминает нам, что мы должны внимательно рассмотреть и описать одежду, обувь, головной убор данного человека.
«На нем надет огромный белый шлем с микрофонами, защитный комбинезон красного цвета.»
4. «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» — здесь мы должны рассмотреть, какие предметы указывают на профессию данного человека.
«На плечах тяжёлый рюкзак с кислородными баллонами.»
5. «ЭМОЦИИ» — обращаем внимание на лицо человека, пытаемся определить его эмоции, выражение лица, чувства, отношение к чему-либо.
«Лицо немного задумчивое, глаза сморят вдаль, губы слегка улыбаются.»
6. «ПОЗА» — обращаем внимание на позу человека. Как сидит, стоит, рассматриваем руки, ноги, наклон головы.
«Можно предположить, что он сидит и левая рука немного вытянута вперёд, видимо что-то держит.»
7. «ПРОФЕССИЯ»
— Как вы думаете, кто прислал нам письмо? (догадки детей)
(«Я думаю, что это космонавт, потому что он находится в закрытом пространстве, вместо окон у него иллюминаторы. Одет он в скафандр комбинезон и шлем, с кислородными баллонами на плечах. Он задумчиво смотрит вдаль скорей всего на Землю.»)
— Молодцы! А теперь вы будете описывать портреты при помощи наших схем-подсказок, а за каждый описанный портрет вы получите кусочек ключа и когда соберёте все кусочки, то сможете открыть коробочку с сюрпризом.
Развитие общей моторики. А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «ПОВТОРИ ПОЗУ» (Изобрази позу показанную на картинке)
(15 мин) (Дети описывают портреты.)
3. Заключение.
— Молодцы!
— Чему вы научились сегодня?
— Вы собрали все детали ключа, научились подробно и очень внимательно рассматривать и описывать портреты. А теперь мы можем открыть коробочку и получить сюрприз. (вручение звёздочек)
— Наше занятие подошло к концу, давайте скажем, друг другу до свидания и пройдём в группу.