Главное управление образования и науки Алтайского края
КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
для детей с нарушением слуха
Тема свободы и власти в лирике Пушкина
Леонгард Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Новоалтайск, 2020
В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в Михайловское. Он написал стихотворение, в котором прощался с морем.
Стихотворение «К морю» (1824)
С. 178
Как Пушкин характеризует красоту моря?
Как автор называет море?
Как характеризует морские волны?
Прощай, свободная стихия ! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой .
Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим!
Море – олицетворение свободы,
а Пушкин стремился к свободе.
За что Пушкин любил море?
Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей.
Как поэт прощается с морем?
Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.
С. 180
Море для Пушкина – символ свободы … … … … … … … … … … … … величественен.
Море может быть ласковым … духу человека.
Образ моря помогает понять душевные переживания поэта.
Стихотворение «Анчар» (1828)
1825 год. Восстание декабристов, которое стало результатом общественной борьбы.
1828 год. Стихотворение «Анчар» , в котором Пушкин развивает тему свободы, остаётся верным свободолюбивым идеям декабристов.
Анчар – дерево яда, дерево смерти.
С. 185-186
Яд – отрава
Ядовитый – отравленный
Как поэт описывает дерево яда?
В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскалённой, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мёртвую ветвей И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою.
Всё пропитано ядом: зелень, корни, кора.
Как анчар отравляет и убивает всё, что к нему приближается?
К нему и птица не летит, И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.
Даже дождь, коснувшись Анчара, становится
отравленным и ядовитым
Почему человек отправился к дереву смерти?
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потёк
И к утру возвратился с ядом.
Человек-князь (владыка) послал человека-раба на верную и мучительную гибель.
Ни зверь, ни птица не приближаются к дереву
Какие отношения между владыкой и рабом?
Безграничная власть и рабское послушание. Раб знает, что он погибнет, но не может протестовать, он даже не пытается убежать, хотя идёт ночью, идёт один: «И к утру возвратился с ядом».
Раб выполнил приказ.
раб
владыка
(князь)
А князю нужны рабы?
Ради чего погиб раб?
Как умер раб?
Принёс он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями;
Принёс — и ослабел и лёг Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.
Послушный раб выполнил приказ: принёс царю яд.
Князь остаётся непобедимым. Ему нужны рабы, чтобы
выполняли его приказы.
Раб умер униженно и бессильно, как и жил.
Зачем князю нужен яд?
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Владыка рассылает гибель. Ему нужны послушные рабы и послушные стрелы.
Вывод.
Стихотворение «Анчар» углубляет размышления
поэта о свободе. А.С. Пушкин выступает против
угнетения людей.
Поэт в небольшом лирическом … … … раба.
С. 188