СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема свободы и власти в лирике Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация по литературе составлена с учётом специфики работы с неслышащими школьниками

Просмотр содержимого документа
«Тема свободы и власти в лирике Пушкина»

Главное управление образования и науки Алтайского края КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат» для детей с нарушением слуха Тема свободы и власти в лирике Пушкина Леонгард Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Новоалтайск, 2020

Главное управление образования и науки Алтайского края

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»

для детей с нарушением слуха

Тема свободы и власти в лирике Пушкина

Леонгард Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Новоалтайск, 2020

В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в Михайловское. Он написал стихотворение, в котором прощался с морем.

В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в Михайловское. Он написал стихотворение, в котором прощался с морем.

Стихотворение «К морю» (1824) С. 178

Стихотворение «К морю» (1824)

С. 178

Как Пушкин характеризует красоту моря? Как автор называет море? Как характеризует морские волны? Прощай, свободная стихия !  В последний раз передо мной  Ты катишь волны голубые  И блещешь гордою красой . Как друга ропот заунывный,  Как зов его в прощальный час,  Твой грустный шум, твой шум призывный  Услышал я в последний раз.

Как Пушкин характеризует красоту моря?

Как автор называет море?

Как характеризует морские волны?

Прощай, свободная стихия ! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой .

Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.

Моей души предел  желанный!  Как часто по брегам твоим  Бродил я тихий и туманный,  Заветным умыслом томим! Море – олицетворение свободы, а Пушкин стремился к свободе.

Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим!

Море – олицетворение свободы,

а Пушкин стремился к свободе.

За что Пушкин любил море? Как я любил твои отзывы,  Глухие звуки, бездны глас  И тишину в вечерний час,  И своенравные порывы! Смиренный парус рыбарей,  Твоею прихотью хранимый,  Скользит отважно средь зыбей:  Но ты взыграл, неодолимый,  И стая тонет кораблей.

За что Пушкин любил море?

Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей.

Как поэт прощается с морем? Прощай же, море! Не забуду  Твоей торжественной красы  И долго, долго слышать буду  Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы  Перенесу, тобою полн,  Твои скалы, твои заливы,  И блеск, и тень, и говор волн.

Как поэт прощается с морем?

Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.

С. 180 Море для Пушкина – символ свободы … … … … … … … … … … … … величественен.  Море может быть ласковым … духу человека.  Образ моря помогает понять душевные переживания поэта.

С. 180

Море для Пушкина – символ свободы … … … … … … … … … … … … величественен.

Море может быть ласковым … духу человека.

Образ моря помогает понять душевные переживания поэта.

Стихотворение «Анчар» (1828)

Стихотворение «Анчар» (1828)

1825 год. Восстание декабристов, которое стало результатом общественной борьбы. 1828 год. Стихотворение «Анчар» ,  в котором Пушкин развивает тему свободы, остаётся верным свободолюбивым идеям декабристов.

1825 год. Восстание декабристов, которое стало результатом общественной борьбы.

1828 год. Стихотворение «Анчар» , в котором Пушкин развивает тему свободы, остаётся верным свободолюбивым идеям декабристов.

Анчар – дерево яда, дерево смерти. С. 185-186 Яд – отрава Ядовитый – отравленный

Анчар – дерево яда, дерево смерти.

С. 185-186

Яд – отрава

Ядовитый – отравленный

Как поэт описывает дерево яда? В пустыне чахлой и скупой,  На почве, зноем раскалённой,  Анчар, как грозный часовой,  Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей  Его в день гнева породила,  И зелень мёртвую ветвей  И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору,  К полудню растопясь от зною,  И застывает ввечеру  Густой прозрачною смолою. Всё пропитано ядом: зелень, корни, кора.

Как поэт описывает дерево яда?

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскалённой, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мёртвую ветвей И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою.

Всё пропитано ядом: зелень, корни, кора.

Как анчар отравляет и убивает всё, что к нему приближается? К нему и птица не летит,  И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный  На древо смерти набежит —  И мчится прочь, уже тлетворный. И если туча оросит,  Блуждая, лист его дремучий,  С его ветвей, уж ядовит,  Стекает дождь в песок горючий. Даже дождь, коснувшись Анчара, становится отравленным и ядовитым

Как анчар отравляет и убивает всё, что к нему приближается?

К нему и птица не летит, И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.

Даже дождь, коснувшись Анчара, становится

отравленным и ядовитым

Почему человек отправился к дереву смерти? Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потёк И к утру возвратился с ядом. Человек-князь (владыка) послал человека-раба на верную и мучительную гибель. Ни зверь, ни птица не приближаются к дереву

Почему человек отправился к дереву смерти?

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потёк

И к утру возвратился с ядом.

Человек-князь (владыка) послал человека-раба на верную и мучительную гибель.

Ни зверь, ни птица не приближаются к дереву

Какие отношения между владыкой и рабом? Безграничная власть и рабское послушание. Раб знает, что он погибнет, но не может протестовать, он даже не пытается убежать, хотя идёт ночью, идёт один: «И к утру возвратился с ядом». Раб выполнил приказ. раб владыка (князь)

Какие отношения между владыкой и рабом?

Безграничная власть и рабское послушание. Раб знает, что он погибнет, но не может протестовать, он даже не пытается убежать, хотя идёт ночью, идёт один: «И к утру возвратился с ядом».

Раб выполнил приказ.

раб

владыка

(князь)

А князю нужны рабы? Ради чего погиб раб? Как умер раб? Принёс он смертную смолу  Да ветвь с увядшими листами,  И пот по бледному челу  Струился хладными ручьями; Принёс — и ослабел и лёг  Под сводом шалаша на лыки,  И умер бедный раб у ног  Непобедимого владыки. Послушный раб выполнил приказ: принёс царю яд. Князь остаётся непобедимым. Ему нужны рабы, чтобы выполняли его приказы. Раб умер униженно и бессильно, как и жил.

А князю нужны рабы?

Ради чего погиб раб?

Как умер раб?

Принёс он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями;

Принёс — и ослабел и лёг Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.

Послушный раб выполнил приказ: принёс царю яд.

Князь остаётся непобедимым. Ему нужны рабы, чтобы

выполняли его приказы.

Раб умер униженно и бессильно, как и жил.

Зачем князю нужен яд? А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Владыка рассылает гибель. Ему нужны послушные рабы и послушные стрелы.

Зачем князю нужен яд?

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Владыка рассылает гибель. Ему нужны послушные рабы и послушные стрелы.

Вывод. Стихотворение «Анчар» углубляет размышления поэта о свободе. А.С. Пушкин выступает против угнетения людей. Поэт в небольшом лирическом … … … раба. С. 188

Вывод.

Стихотворение «Анчар» углубляет размышления

поэта о свободе. А.С. Пушкин выступает против

угнетения людей.

Поэт в небольшом лирическом … … … раба.

С. 188


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!