СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Тема деревни в произведениях отечественной литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема деревни стала особенно актуальна 

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Тема деревни в произведениях отечественной литературы»»

Тема: «Тема деревни в произведениях отечественной литературы»

Тема деревни стала особенно актуальна в отечественной литературе ХХ века, когда эпоха индустриализации в СССР стала поглощать деревенскую культуру. Это обусловлено тем, что в эпоху перестройки и масштабных изменений в государственной идеологии, молодые жители массово стремились перебраться в город, «поближе к цивилизации». И деревни стали пустеть. Всё это тревожило многих отечественных писателей того времени, особенно тех, кто связан с деревней своими корнями. Ведь именно в деревенском образе мысли и чувств они видели основы истинной нравственности, чистоты, простоты жизни, коренной мудрости.

Художественная литература о проблемах деревни на протяжении становления и развития условно делится на следующие этапы:

1) В 1920-е годы в произведениях отечественной литературы были произведения, которые спорили друг с другом о путях крестьянства, о земле. В произведениях И. Вольнова, Л. Сейфуллиной, В. Иванова, Б. Пильняка, А. Неверова, Л.Леонова действительность деревенского уклада воссоздавалась с разных идейно-социальных позиций.

2) В 1930-1950-е годы уже преобладал строгий контроль над художественным творчеством. В произведениях «Бруски» Ф. Панферова, «Стальные ребра» А. Макарова, «Девки» Н. Кочина, «Поднятая целина» М.Шолохова отразились негативные тенденции в литературном процессе этого периода.

3) После разоблачения культа личности Сталина и его последствий происходит активизация литературной жизни в стране. Для этого периода было характерно художественное многообразие. Авторы осознают свое право на свободу творческой мысли.

Русский великий поэт Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) много стихов посвятил русской деревне и её жителям. Есенин называл себя "последним поэтом деревни". В послереволюционном творчестве Есенина остро выражена проблема деревни. Поэту милы родные поля «в печали своей», он провозглашает мир «граблям, косе и сохе» и хочет верить в лучшую долю крестьянства. Но в произведениях ярко выражен его пессимистичный настрой. В стихотворении «Я последний поэт деревни» он предрекает близкий крах деревни, наступление на ее цивилизации в виде «железного гостя».

В поэме «Сорокоуст» Есенин образно сопоставляет два мира, представленных в виде чугунного поезда (город) и красногривого жеребенка (деревня). Жеребенок желает перегнать поезд, но это невозможно, так как их силы неравны. Поэт с грустью отмечает, что настали те времена, когда «живых коней победила стальная конница…» Это отразилось не только в укладе жизни и традиционных устоях, но, что гораздо серьезнее, в укладе мысли, в представлениях о морали и нравственности.

Так же много произведений деревенской жизни посвятил русский писатель и поэт Василий Иванович Белов (1932-2012 гг.). Он вошёл в литературу в самом начале 1960-х годов. Деревенские люди В.Белова скупы на слова и выражения чувств, порой грубоваты, так как выросли в трудном мире далёкой северной деревни. Неслучайно бабка Евстолья рассказывает сказки о пошехонцах, несчастных растяпах - мужиках.

Главный герой повести Белова «Привычное дело» сродни этим пошехонцам. О нём пишет: «Русский человек умён задним умом, иногда он бывает простоват, попадает впросак», и потому так добродушно посмеиваются над ним односельчане и сам писатель. Белов обращается не к идеальному человеку, а к самому простому, имеющему недостатки и отрицательные черты характера. В.И.Белом считал, что именно деревенские люди – олицетворение простоты и нравственности и основа нации.

Александр Солженицын в своем рассказе «Матрёнином дворе» также обращается к теме деревни и города. «Основополагающей вещью» всей русской «деревенской литературы» назвал произведение «Матрёнин двор» Андрей Синявский. Авторское название «Не стоит село без праведника» было изменено по требованию редакции во избежание цензурных препятствий. По этой же причине время действия в рассказе изменено автором с 1956 на 1953 год. Для Солженицына понятие деревни сродни понятию «земля», «родина», «память» и «любовь». Жители Матёры, хранители традиций и жизненных основ, не могут представить своей жизни без знакомых с детства мест. Их не привлекает благоустройство города, для них существование вне родного острова бессмысленно, да и невозможно вообще. Молодежь же считает по-другому, они переезжают в город, забывают своих предков и родную землю, превращаются в людей без родины. Писатель видит в этом очень тревожную тенденцию.

Всем известен роман лауреата Государственной премии Федора Абрамова «Братья и сёстры». Роман «Братья и сёстры» охватывает около сорока лет жизни нашего общества. Писатель создал замечательную галерею образов тружеников советской деревни.

В повестях «Пелагея» и «Алька» Ф. Абрамов рассказывает о горестях и радостях людей, живущих в далёкой северной деревне. Деревня Ф.Абрамова противопоставлена городу. Ключевая идея произведений в том, что каждодневный крестьянский труд делает человека цельным и высоконравственным.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно отметить, что русская деревня всегда находилась в центре внимания наших писателей. В книгах, рассказывающих о современных процессах в деревне, речь идет не столько о социально - экономической стороне сегодняшнего бытия, сколько о духовной жизни колхозного крестьянства, о нравственно-психологических конфликтах. Можно резюмировать, что деревенская жизнь идеализируется отечественными писателями, представляется во всей своей естественности и правде. Многие писатели отмечают, что город побеждает деревню, люди стремятся уехать, деревни становятся заброшенными. Отмечая, что это тревожная тенденция, потому что деревня – основа нации, культуры и мировоззрения русского народа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!