СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: « Цена свободы».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект на тему:"Цена свободы". История мальчика Вани, который в ВОВ показал героизм, мужество....

Просмотр содержимого документа
«Тема: « Цена свободы».»

Всероссийский конкурс исследовательских

краеведческих работ учащихся « Отечество».


МБОУ лицей №4 г. Данкова филиал с. Политово




Номинация: Великая Отечественная война




Тема: « Цена свободы».



Дубкова Татьяна Александровна , учащаяся 10 класса лицея № 4 г. Данкова филиал с. Политово.




Руководитель: Пименова Татьяна Викторовна











2016 год.


Содержание



1.Введение. 2 стр.


2. Основная часть.


Глава 1. Трудное детство. 3 стр.


Глава 2. Чёрные дни заключения. 4- 6 стр.

Глава 3. Возвращение домой. 7 стр.


3. Заключение. 8 стр.


4. Библиографический список. 9 стр.


5. Приложение. 10 стр.


6. Из семейного архива.
















Введение.


- Ваня! Ванечка! Вставай, мальчик! Солнце уже проснулось, а ты нет!

Запах тёплого хлеба и парного молока окутал спящего мальчика. Чувство пробуждающегося аппетита заставило приоткрыть глаза.

-Хитрюга! Не спишь уже! – голос тёти Маши заставил улыбнуться пожилого мужчину.

Голос из далёкого прошлого окончательно разбудил Ивана Платоновича. Он сладко потянулся и вновь улыбнулся теперь уже солнечному лучу, который скользил по подушке.

Мужчина встал и подошёл к окну. Иван Платонович с детства привык вставать с солнцем и наблюдать за пробуждением природы. Он отодвинул занавеску и открыл окно. Свежий воздух умыл утренней свежестью и развеял последние остатки сна. Летнее утро только начиналось. Солнце снимало ночное одеяло с деревьев, лугов, крыш домов. Лёгкая дымка тумана над рекой осыпалась разноцветными капельками росы и бусинками повисла на травах и цветах.

Эти любимые, утренние минуты счастья заряжали хорошим настроением Ивана Платоновича на предстоящий день. Он вышел из дома и подошёл к колодцу. Умывание холодной водой- это своеобразный ритуал, сложившийся на протяжении всей жизни. Холод не чувствуется- слишком много его было в жизни.














2.

Глава 1. Трудное детство.


Иван Платонович родился 25 августа 1913 года в селе Ярославы. Его отец погиб в Первую мировую войну в 1914 году. Родной дядя воспитывал его в строгости и труде. Иван с детства познал все деревенские тяготы. Слово « детство» в настоящее время означает беззаботное время, наполненное счастьем, весельем, любовью, играми. Слово « детство» в 1913 году означало начало новой трудовой жизни.

Дядя Фёдор был не бедным крестьянином: 2 коровы, 15 овец, птица и небольшой участок земли. Его жена Маша крутилась с утра до вечера по хозяйству. Запах её хлеба всю жизнь снится Ивану. У дяди было своих четверо ребятишек да и он ещё.

Вот и трудилось всё смешанное семейство. Дети работали наравне со взрослыми: стерегли скот, пахали, сеяли, убирали урожай, готовили сено, воду таскали. Такое детство не было наполнено играми, смехом, беззаботностью, счастьем.

Счастье было в другом. Счастье поспать лишний часок, если погода переменилась. Счастье съесть кусок тёплого хлеба, когда живот сводит от голода. Счастье босыми ногами прыгнуть в тёплую лужу после дождя и перепачкаться грязью. Из этих счастливых моментов и складывалось детство Ивана.

Через детские воспоминания чёрными полосами проходят революция и Гражданская война. Почти все мужчины были призваны в ряды Красной армии. Осталась тётя Маша с детьми одна. Работы прибавилось и нужды прибавилось. Всё вынесли, всё вытерпели- не сломались.

Новая власть- новые надежды на светлую жизнь. Но…

Коллективизация!!! ( Приложение 1)

- Не отнимайте, косатики!- кричала тётя Маша, загораживая собой вход в хлев, где стояла корова Зорька. Оттолкнули тётю Машу и повели Зорьку со двора. Затем переловили овец и птиц.

- Как же мы жить будем?- кричала убитая горем женщина.

- Идите в колхоз!- прозвучал ледяной голос новой власти.

Несколько дней лежала тётя Маша и молчала. Слёзы катились из глаз, солнце вставало и садилось- а женщина лежала…



3.

Глава 2. Чёрные дни заключения.


В 1939 году Иван Платонович был призван в ряды Красной армии и отправлен на войну с финнами.

Эта война вначале была не понятна Ивану и солдатам, которые сражались рядом. Война в Европе всё ближе и ближе приближалась к границам с СССР. Новость о нападении Германии на СССР рядовой Иван встретил, находясь на границе с Финляндией.

…Вагоны гремели как наши сердца, когда нас везли с севера на центральное направление- вспоминает рядовой Пименов.- Бойцы пытались шутить, но мысли каждого были далеко дома. Там, где уже, возможно, кудрявые берёзки плачут от разрывающихся снарядов. Там, где, возможно, зелёная трава истоптана немецкими сапогами. Там, где, возможно, звонкий крик петуха заглушился воем пуль.

Наше войско вначале отступало. Бои были упорные, но фашисты лучше подготовлены…

Один из таких боёв стал последним в свободной жизни рядового Ивана.

… 8 июля 1941 года наш отряд попал в окружение. Снаряды заканчивались, бойцы гибли, а рассчитывать на помощь было нельзя. Немцы плотным кольцом приближались всё ближе и ближе. Все солдаты понимали, что живыми не выйти из окружения. У многих началась паника. Как хотелось жить! Сражаться! Война только началась, а для нас ,получается , уже заканчивается!

Патроны закончились. Я мысленно попрощался с женой и дочкой, оставленные дома. Вдруг слышу шипение рядом. Поворачиваю голову- крутится на краю окопа круглая, разрывная шашка. Больше ничего не помню…

Жизнь Ивана Платоновича не закончилась в том окопе. Разрывная шашка сильно контузила бойца и он вместе с остальными солдатами попал в плен. Очнулся рядовой Иван в грузовой машине, которая подпрыгивая на кочках и ухабах, ехала в сторону железнодорожной станции. Сколько он пролежал без сознания- не знает. Голова была тяжёлой, глаза слиплись от крови. Куда везут?

На железнодорожной станции всех погрузили в вагоны с немецкими крестами - поезд помчался в неизвестность. Рядовой Пименов не мог считать дни, часы, минуты -весь путь он был без

4.


сознания! Только чьи то добрые руки умывали и поили бойца.

…Очнулся я уже в чужой стране. Кто – то сказал, что это Польша. Была сильная слабость, кружилась голова, тряслись руки и ноги. Нас построили в две колонны и приказали идти вперёд. Впереди и сзади шли немцы с оружием в руках и с собаками. Было темно. Свет от нескольких фонарей был тусклым и жалким, как и толпа пленных, которых привезли в концентрационный лагерь ( Приложение 2).

… Нас привели в длинное бетонное здание и приказали раздеться. Потом построили в колонну и велели медленно идти между рядами немцев, которые сидели на скамейках и рассматривали пленных. Если они считали, что кто то из пленных болен или слаб, то ему рисовали чёрный крест на лице. Те кому ставили крест, шли в соседнее здание, а остальные оставались на платформе. Чуть позже мы узнали, что те пленные , которые получили крест отправлялись в газовые камеры. Не любили немцы больных и слабых. Нас опять погрузили в машины и повезли в трудовой лагерь.( Приложение 4)

Начинало светать, когда машины остановились у лагеря. Он был обнесён двойной трёхметровой колючей проволокой, а перед ней вырыт глубокий ров. Машины заехали на территорию и нас начали выгружать. Кругом было много разных зданий, охраны с оружием и собаками. Всех нас разделили по десять человек, начали брить головы и выдали чёрную спецодежду. Затем отвели в соседнее здание, где заставили вымыться. Охранники достали шланги и включили под большим напором холодную воду. Немцы дико смеялись, пытаясь струями воды сбить нас с ног. Вода была настолько холодная, что создавалось впечатление , будто ледяные потоки стекали вместе с нашей кожей на землю. Тело сводило судорогой. Когда ледяное купание закончилось, многие искупавшиеся остались лежать на земле. У некоторых остановилось сердце, многие не смогли подняться. Как я завидовал тем, чья жизнь закончилась. Ведь наши страдания только начинались…

Иван Платонович оказался в трудовом лагере Треблинке, который первоначально был построен для непокорных поляков.( Приложение 4)

Этот лагерь носил ещё кодовое название Т1. Данный лагерь был

5.


ликвидирован в июле 1944 при приближении советских войск.

Совсем недалеко от этого лагеря был построен и тщательно засекречен лагерь смерти Треблинка Т2. Расстояние между лагерями составляло примерно 2 км.

Охрана этих лагерей состояла из пленных и бывших военнослужащих Красной армии. За колючей проволокой лагеря Т1 Иван Платонович провёл почти четыре года. Годы изнурительных работ, годы страшных мук и унижений, годы невыносимой боли.

…Я стою на берегу реки. Только вместо воды течёт кровь. Вглядываюсь в красное течение и начинаю видеть лица знакомых мне людей. Вот Сашка Курский – забит охранниками за попытку отдать свой хлеб маленькой девочке. Вот Лёшка Кудрявый – затравлен собаками за попытку к бегству. Вот Мишка Хромой – расстрелян, когда упал от бессилия. Лица выплывают и выплывают из кровавой реки…- этот сон мне снится часто. Я не помню точно фамилий окружающих меня людей, но их глаза…

В лагере мы привыкли к смерти. Она воспринималась нами не как что то страшное, а наоборот, как облегчение и избавление от страшных мучений. Я работал на обувной фабрике лагеря- шил сапоги. Видно , сама жизнь смеялась надо мной. Вначале как мог старался вредить: колодку вырежу меньшим размером, голенище шире сделаю. Однажды охранник так избил меня за эти « подвиги», что я четыре дня не чувствовал рук…

Иван Платонович мог часами вспоминать жуткие дни за решёткой. Часто мужчина вспоминал мальчика Саньку, с которым судьба свела его всего на два дня, но он остался в памяти вечно.

…Наш побег мы планировали с первых дней заключения. Сбежать можно было только вместе с трупами заключённых, которых ежедневно увозили по ночам. Нас было четверо. Пробрались после работы в здание, где лежали тела и затерялись среди них. Подъехала машина, охранники перекидали тела и нас и машина поехала в лес. Отъехав подальше, мы выпрыгнули. Куда дальше? Кругом лес, темно. Вдруг, слышим кто то плачет. Пошли на звуки. В корнях сосны лежит мальчишка. Возраст определить сложно- очень худенький да испуганный. Звали его Санька. Узнав, что мы свои прижался к нам и не отпускал. Рассказал Санька, как сбежал

6



из детского лагеря смерти, где над детьми опыты ставили, кровь

выкачивали для раненых немцев. Название он не помнит, но по описанию подходит Саласпилский ( Приложение 5). Ровно два дня было у нашей компании свободы. Всё это время мы бродили около второго лагеря Треблинки Т2 – только лагеря смерти. Вот и набрели сами на охрану с собаками. Что с нами делали – это страшно, а вот Санька! Я и сейчас вижу его взгляд. Бежит мой Санька, а за ним огромная собака. Поравнялась она с ним и хвать его за ногу. В пасти у собаки не только клок штанины но и кусок мяса, выдранного с ноги. Закричал мальчишка:

- Папка, помоги! Спаси меня , родненький!!!

Словно раненый зверёк упал Санька, попытался встать, но собака прыгнула сверху и начала разрывать детское тело на части. Когда всё закончилось, охранник в благодарность бросил собаке кисть руки Саньки. Эти сжатые от боли пальчики стоят у меня в глазах всякий раз, когда я смотрю на детские руки…

Глава 3. Возвращение домой.

Дома Ивана Платоновича не ждали. Родным ещё в 1941 году пришло известие, что он пропал без вести. Жена и дочь погибли. Возвращаться было не куда да и не к кому. В родное село приехал только в 1946 году. Очень долгой была его дорога. Солдаты возвращались с медалями, подвигами, а он… Как рассказать односельчанам где он был всю войну! В то трудное время отношение к пленным на Родине было не совсем мягкое. Всё вынес: кривые взгляды, пересуды, насмешки. Как больно было в груди от колючих и злых слов людей, которые потеряли на войне близких. Не сломался! Спустя несколько лет женился. Вырастил и воспитал со своей женой Верой девятерых детей. Старшего из сыновей назвал Сашей- в память о Саньке. У каждого ребёнка своя судьба: все создали крепкие семьи, нарожали детей.

- Только ради этого можно было вытерпеть все те тяготы лагерной жизни !- повторял Иван Платонович, всякий раз любуясь внуками.

До конца своих дней он работал сторожем и воспитывал новое поколение .



7.

Заключение.


Жизнь человека трудно уместить на нескольких страницах. Ещё сложнее передать его чувства, переживания. Таких как Иван Платонович в нашей стране много. Долгие годы про них молчали! А что героического совершили они? Они не сражались на фронте, не рисковали собственной жизнью, не спасали людей! Но они жили в то ужасное время! Разве они виноваты, что были взяты в плен? Разве они виноваты, что работали на немцев и подвергались при этом побоям и издевательствам? Разве они виноваты, что не имели возможности убежать, хотя и пытались?

Через их жизнь мы сегодня можем узнать историю страны и самые тёмные стороны войны. Нельзя клеймить таких людей! Они вынесли гораздо больше боли и унижения, чем те бойцы, которые купаются в лучах славы и подвигов. Всем людям войны спасибо!!!

Иван Платонович медленно шёл по берегу реки. Задумчиво глядел себе под ноги и взгляд задержал на своих сапогах.

…Много лет я шил немцам сапоги. Эти сапоги топтали мою землю, рушили мои сёла, убивали мой народ, ходили по крови детей и женщин. Всё позади! Очень хочу, чтобы теперь в сапожках бегали по лужам весёлые детишки и ходили счастливые люди! Пусть сапожки вновь ходят по мирной земле, зелёной траве…

.
















8.

Библиографический список.


1. Воспоминания младшей дочери Пименова И.П. Кузнецовой Т.И.


2.Виктор Пименов « Село Ярославы» граф- пресс Москва 2015


3.Школьная энциклопедия « История России 20 века» изд. Москва « ОЛМА-ПРЕСС Образование 2003


4.Информация из Большой Википедии ( Интернет)

« Нацистские концлагеря в годы Второй мировой войны»- справки.




























9.

Приложение.


1.Коллективизация- добровольное объединение бедняцких и середняцких хозяйств в коллективные хозяйства социалистического типа, проводимое в эпоху диктатуры пролетариата. ( Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушаков)


2.Концентрационный лагерь- места для принудительной изоляции реальных или предполагаемых противников государства, политического режима. В фашистской Германии концентрационные лагеря инструмент массового государственного террора и геноцида.


3.Трудовые лагеря и лагеря усиленного труда. По мере развития военных событий различия между концентрационными и трудовыми лагерями всё больше стирались, так как тяжёлый труд использовался и в концлагерях.


4.Треблинка- немецко- фашистские концлагеря около ст. Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке( 1941-1944 трудовой лагерь) погибло около 10 тыс. человек. В Треблинке 2( 1942- 1943 лагерь уничтожения) погибло около 800 тыс. человек. Лагерь Треблинка был ликвидирован в июле 1944 при приближении советских войск.


5.Саласпилский лагерь смерти. В нём содержались несовершеннолетние узники. Находился в Латвии. Распрастранённый метод убийства детей- полное выкачивание крови, которая использовалась в госпиталях для военнослужащих. На детях испытывали разные методы трансплантологии.









10



Пименов Иван Платонович







Военные годы Ивана Платоновича


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!