Тема: Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:
-учебные планы,
-образовательные программы,
-учебники,
-учебные пособия.
На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего образования находит отражение в учебном плане школы.
типы учебных планов
базисный
примерный
рабочий
Учебные планы
Характеристика учебных планов
базисный
федеральный) — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта.
примерный
разрабатываются на основе федерального базисного учебного плана, утверждаются органами управления образования субъектов Российской Федерации.
рабочий
составляется с соблюдением нормативов базисного и учетом рекомендаций примерного учебных планов.
Базисный учебный план общеобразовательной школы (федеральный) — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта. Исходный документ для финансирования школы.
Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной думой, а для полной средней школы — Министерством образования и науки Российской Федерации.
Примерные учебные планы общеобразовательной школы разрабатываются на основе федерального базисного учебного плана, утверждаются органами управления образования субъектов Российской Федерации и носят рекомендательный характер.
Рабочие учебные планы общеобразовательной школы составляются с соблюдением нормативов базисного и учетом рекомендаций примерного учебных планов.
Существует два типа рабочих учебных планов школы:
- собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из примерных учебных планов);
- рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно .
В учебных планах, как и в государственном стандарте общего образования, выделяются:
-федеральный компонент,
-национально-региональный компонент,
-компонент образовательного учреждения.
Структура учебного плана содержит инвариантную и вариативную части.
Инвариантная часть (ядро) обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования их базовой культуры.
Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.
В учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:
-обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
- обязательные занятия по выбору учащихся;
- факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).
В учебных планах школы представлены также теоретическое и практическое обучение.
Их пересечение приводит к необходимости введения лабораторно-практических занятий, учебных и производственных практик.
теоретическое
практическое
Однако в основной школе нет большинства видов практических занятий. Поэтому в учебном плане на первых двух ступенях средней школы в явном виде отсутствует разделение обучения на теоретическое и практическое. Оно может иметь место на старшей ступени средней школы при начальной профессиональной подготовке в виде производственной практики школьников.
Базисный учебный план охватывает нормативы:
-продолжительность обучения (в учебных годах);
-недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;
-максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
-суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.
Традиционно общеобразовательная школа в нашей стране и во многих других странах строится на трехступенчатой основе:
полная
основная
начальная
В основной школе выделяются 2 ступени: Это связано с тем, что с точки зрения возрастных особенностей учащихся V и VI кл. носят черты начальной школы. Но с точки зрения организации учебного процесса - относятся к основной, в которой максимального значения достигает предметная дифференциация учебных курсов, увеличивается объем занятий по выбору, обучение ведется разными преподавателями, растет обязательная нагрузка и др.
Задание " Найдите ошибки "
- Вариативная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования их базовой культуры.
- Инвариантная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.
- Традиционно общеобразовательная школа строится на четырехступенчатой основе.
В учебных планах выделяются
-федеральный компонент,
-национально-региональный компонент,
-личностный компонент.
В учебном плане выделяются три основных вида учебных занятий:
-обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
-обязательные занятия по выбору учащихся;
-обязательные факультативные занятия.