СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «А.И. Куприн. Сведения из биографии. Трагизм любви в творчестве».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № _____

Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева   Д. Ш.

 

Тема урока:   «А.И. Куприн. Сведения из биографии.  Трагизм любви в творчестве».

 

Тип урока: Лекция с элементами беседы.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  4. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы.

 

Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) – знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание. Автор таких знаменитых произведений, как: «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», которые заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы.

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.

В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александр Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким.

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет»(1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Эмиграция и последние годы жизни

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная». Через год после возвращения писатель посетил военный парад на Красной площади, после которого слег с воспалением легких. Помимо этого доктора диагностировали у него рак пищевода. Сердце Куприна перестало биться 25 августа 1938 года.  Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.

 

Интересные факты.

- Куприн имел татарские корни по матери, чем очень гордился. На пике своей славы он иногда любил наряжаться в татарский халат и тюбетейку, и ходить так в общественные места и к друзьям.

- Перед тем, как стать писателем, Александр Иванович Куприн успел освоить множество профессий. Среди них – работа в цирке и рекламном агентстве. Он также был актером, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. Ему все было интересно, и каждый раз хотелось попробовать себя в новом деле. Всего же за свою жизнь Куприн сменил около 20 профессий.

- Первая жена Куприна, Мария Карловна, замечала за писателем отсутствие порядка и неорганизованность, с чем беспрерывно боролась: обнаружив Александра Ивановича спящим в рабочее время, лишила его завтрака; не пускала мужа домой без новых глав повести, над которой он работал.

- Самый первый памятник писателю был воздвигнут в Крымском поселке Балаклава в 2009 году. Куприн, будучи человеком добрым и неравнодушным к чужим судьбам, помог спрятаться матросам, участникам Очаковского восстания, от расстрелов в 1905 году. В связи с чем и был поставлен этот памятник.

- В 1918 году обращался к Ленину с предложением создания газету для деревни — «Земля».

 

5.Закрепление изученного материала:

 

1. В каком из вариантов указаны годы жизни Александра Ивановича Куприна?

а) 1860 – 1928;

б) 1870 – 1938;

в) 1875 – 1923;

 г) 1880 – 1934.

2. В каком городе родился А. И Куприн?

 а) Наровчат (Пензенская губерния);

б) Павловск (Воронежская губерния);

в) Можайск (Московская губерния);

г) Елец (Орловская губерния).

 

3. Кем был отец А. И. Куприна?

а) Известным актером;

б) Статским советником;

в) Мелким чиновником;

г) Переводчиком немецкого.

4. Какие национальные корни были у матери Куприна?

а) Французские;

б) Татарские;

в) Цыганские;

г) Греческие.

5. Почему в 1871 году семье Куприна пришлось переехать в Москву?

 а)  Умер отец писателя;

б) Отцу писателя предложили выгодную работу в столице;

в) Семью Куприна позвали жить к себе родственники;

г) Дом семьи писателя сгорел в пожаре.

6. Какой период из биографии Куприна отразился в его произведениях «На переломе», «Юнкера» и «Последний дебют»?

а) Раннее детство писателя;

б) Учеба в сиротском училище;

в) Учеба в военной академии и военном училище;

г) Годы преподавания в военной академии и военном училище.

7. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести:

а) «Олеся»

б) «Гранатовый браслет»

в) «Скворцы»

 г) «Белый пудель»

8. В каком  году сердце Куприна перестало биться?

а) в 1860 г.

б)  в 1938 г.

в) в 1875 г.

 г) в 1880 г.

 

 

 

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание: работа с конспектом.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «А.И. Куприн. Сведения из биографии. Трагизм любви в творчестве».»

Урок № _____

Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.


Тема урока: «А.И. Куприн. Сведения из биографии. Трагизм любви в творчестве».


Тип урока: Лекция с элементами беседы.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  4. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы.



Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) – знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание. Автор таких знаменитых произведений, как: «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», которые заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы.

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.

В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александр Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким.

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет»(1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Эмиграция и последние годы жизни

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная». Через год после возвращения писатель посетил военный парад на Красной площади, после которого слег с воспалением легких. Помимо этого доктора диагностировали у него рак пищевода. Сердце Куприна перестало биться 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.


Интересные факты.

- Куприн имел татарские корни по матери, чем очень гордился. На пике своей славы он иногда любил наряжаться в татарский халат и тюбетейку, и ходить так в общественные места и к друзьям.

- Перед тем, как стать писателем, Александр Иванович Куприн успел освоить множество профессий. Среди них – работа в цирке и рекламном агентстве. Он также был актером, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. Ему все было интересно, и каждый раз хотелось попробовать себя в новом деле. Всего же за свою жизнь Куприн сменил около 20 профессий.

- Первая жена Куприна, Мария Карловна, замечала за писателем отсутствие порядка и неорганизованность, с чем беспрерывно боролась: обнаружив Александра Ивановича спящим в рабочее время, лишила его завтрака; не пускала мужа домой без новых глав повести, над которой он работал.

- Самый первый памятник писателю был воздвигнут в Крымском поселке Балаклава в 2009 году. Куприн, будучи человеком добрым и неравнодушным к чужим судьбам, помог спрятаться матросам, участникам Очаковского восстания, от расстрелов в 1905 году. В связи с чем и был поставлен этот памятник.

- В 1918 году обращался к Ленину с предложением создания газету для деревни — «Земля».


5.Закрепление изученного материала:


1. В каком из вариантов указаны годы жизни Александра Ивановича Куприна?

а) 1860 – 1928;

б) 1870 – 1938;

в) 1875 – 1923;

г) 1880 – 1934.

2. В каком городе родился А. И Куприн?

а) Наровчат (Пензенская губерния);

б) Павловск (Воронежская губерния);

в) Можайск (Московская губерния);

г) Елец (Орловская губерния).


3. Кем был отец А. И. Куприна?

а) Известным актером;

б) Статским советником;

в) Мелким чиновником;

г) Переводчиком немецкого.

4. Какие национальные корни были у матери Куприна?

а) Французские;

б) Татарские;

в) Цыганские;

г) Греческие.

5. Почему в 1871 году семье Куприна пришлось переехать в Москву?

а)  Умер отец писателя;

б) Отцу писателя предложили выгодную работу в столице;

в) Семью Куприна позвали жить к себе родственники;

г) Дом семьи писателя сгорел в пожаре.

6. Какой период из биографии Куприна отразился в его произведениях «На переломе», «Юнкера» и «Последний дебют»?

а) Раннее детство писателя;

б) Учеба в сиротском училище;

в) Учеба в военной академии и военном училище;

г) Годы преподавания в военной академии и военном училище.

7. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести:

а) «Олеся»

б) «Гранатовый браслет»

в) «Скворцы»

г) «Белый пудель»

8. В каком году сердце Куприна перестало биться?

а) в 1860 г.

б) в 1938 г.

в) в 1875 г.

г) в 1880 г.




6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание: работа с конспектом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!