СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «А.П.Чехов. Биография. Раннее творчество. «Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта в рассказах А.П.Чехова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по чтению для обучающихся 7 класса VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «А.П.Чехов. Биография. Раннее творчество. «Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта в рассказах А.П.Чехова»»

Чтение

Тема урока: «А.П.Чехов. Биография. Раннее творчество.

«Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта в рассказах А.П.Чехова»

Цели:

- формировать у обучающихся представления о жизни и творчестве писателя А. П. Чехова, отрабатывать умения анализировать текст, выделять главную мысль и героев литературного произведения, делать выводы, работать над пониманием глубины содержания произведения и его главной мысли, совершенствовать умение анализировать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы;

- развивать устойчивое внимание, память, мышление, умение выделять главное, связную речь, ориентировку в малом пространстве (в учебнике), расширять словарный запас, сознательно и правильно читать;

-воспитывать у детей положительные качества на примерах литературных героев, на примерах жизни писателей.

Оборудование: ноутбук, презентация, учебник, рассказы А.П.Чехова.

Ход урока

  1. Организация класса.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

- Чему нас учат уроки литературного чтения?

- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

  1. Проверка домашнего задания.

- С творчеством какого писателя мы знакомились на прошлых уроках? (Л.Н.Тостого)

- Какое его произведение мы прочитали? («Кавказский пленник».)

- Что вам было задано на дом? (Дочитать 6 часть и ответить на вопросы.)

- Расскажите, как изменилась жизнь пленных после неудачного побега.

- Можем ли мы сказать, что Дина стала настоящим другом Жилину? Докажите.

- Как развивалась эта дружба?

- Какие слова использует Л.Н.Тостой для характеристики девочки.

- Почему автор, говоря о Дине, часто употребляет существительные с ласкательными суффиксами?

- Как эти слова выражают отношение автора к девочке?

- Сравните описание Дины с описанием старухи, разбившей куклу. О каком отношении автора к ней говорят слова: старуха, забранилась, услала.

- Почему Л.Н. Толстой назвал свою повесть «Кавказский пленник»?

III. Введение в тему урока.

У вас на партах лежат карточки №1, на которых написан отрывок из биографии уже знакомого вам писателя или поэта.

- Я предлагаю вам прочитать карточку и постараться по отрывку биографии определить, кому она принадлежит.

Портрет Л.Н.Толстого (Ч)

Родился будущий писатель в усадьбе Ясная поляна. Однажды в детстве, старший брат объявил ему, что знает тайну. Если она откроется, то все будут любить друг друга. Эта тайна написана на зелёной палочке, и она зарыта у дороги, на краю оврага. Детская игра произвела на мальчика огромное впечатление. Он всю жизнь пытался сделать что-то такое, чтобы народ был счастлив: открывал школы для крестьян, помогал голодающему населению, устраивал больницы для бедных.

Портрет А.С.Пушкина (Е)

Первыми воспитательницами будущего поэта были бабушка-Мария Алексеевна и няня-Арина Родионовна. От них он научился говорить по-русски, от них он впервые узнал нежность и ласку. Они пробудили в нём любовь к народным песням и сказкам. Впоследствии он сочинит пять сказок.

Портрет М.Ю.Лермонтова (Х)

Родился будущий поэт в Москве. Он рано лишился матери, и между отцом и бабушкой шла борьба за мальчика. Своё детство он провёл в имении бабушки в Тарханах. В 1837 году он пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором обвиняет царя и придворных в смерти Пушкина. В том же году он начинает печатать свои стихи, первое из них – «Бородино».

Портрет И.А.Крылова (О)

Великий русский баснописец. С 10 лет вынужден работать. У мальчика был хороший почерк, и его берут в канцелярию переписывать бумаги. Там он видит, как чиновники берут взятки, как невинный оказывается виновным, как расправляются с крестьянами в суде. Всё это он описывает в своих баснях, где под видом животных, растений, вещей изображаются люди.

Портрет Н.А.Некрасова (В)

В детстве будущий поэт любил играть с крестьянскими детьми и, несмотря на запреты отца, при каждом удобном случае убегал к своим товарищам. Часто на берегу Волги мальчики видели бурлаков, которые, почти пригнувшись головой к ногам, напрягаясь из последних сил, тянули тяжёлую баржу. Это детское впечатление останется в его сердце навсегда.

-Какое слово у вас получилось? (Чехов)

-Кто догадался, о творчестве какого писателя мы будем сегодня говорить?

IV.Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией А.П.Чехова. Поговорим о его творчестве и познакомимся с его произведением «Толстый и тонкий». Попробуем с вами найти приемы создания комического эффекта в рассказах А.П.Чехова.

  1. Изучение нового материала.

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое, в 19 век.

Это было сложное время, но очень интересное и поучительное для истории страны. В это время крестьяне, живущие в России, наконец-то получили долгожданную свободу в связи с отменой крепостного права. И, несомненно, для людей, живущих в то время, 150 лет назад, это было поистине чудом. Они верили, что свободная жизнь и свободный труд принесут счастье.

  1. Знакомство с биографией писателя.

-В такое время, сложное для страны, родился, жил и трудился великий русский писатель, врач от Бога, А.П.Чехов.

-Посмотрите на портрет.

-Какую информацию мы можем получить с этого портрета?

(Когда Чехов родился, когда умер, сколько лет прожил, как звали отца)

М.О. А.П. Чехов родился в 1860 году, умер в 1904 году. Прожил 44 года. Отца звали Павел. Родился на берегу Азовского моря в г. Таганроге.

- Антон Павлович рос, когда крепостного права уже не существовало, но его традиции еще прочно держались в жизни. Родители пороли своих детей, а учителя грубо издевались над учениками. Также как и все поступал и отец Чехова.

Отец-Павел Егорович, был хозяином мелочной лавки. Он сам выучился играть на скрипке, увлекался живописью. Самым сильным увлечением отца был церковный хор. Павел Егорович не был злым человеком, но постоянная нужда сделала его характер тяжёлым, он часто порол своих детей, заставлял их часами выстаивать в церкви, и по очереди помогать ему торговать в лавке до позднего вечера.

Мать-Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, заботливая и любящая мать. Дети любили слушать рассказы матери. Она рассказывала им о её детстве, о тяжести крепостного права. Учила своих детей с любовью, уважением и состраданием относиться к бедным, слабым людям, и, вообще, всем беззащитным существам: к маленьким птичкам, животным и даже сорванным цветам. Евгения Яковлевна очень любила театр, хотя и посещала его нечасто.

-Семья у Чеховых была большая: 5 братьев и 1 сестра. Режим дня у ребят был очень суровым.

-Вот как описывает дни в родительском доме старший брат Антона Павловича…

Антоша, ученик 1 класса, недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков к завтрашнему дню. Отворяется дверь, в комнату входит отец.

- Тово… - говорит Павел Егорович,- я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.

-На завтра уроков много...

-Уроки выучишь в лавке. Ступай, да смотри там хорошенько…Скорее!.. Не копайся!

Антоша со злостью бросает перо, захлопывает книгу, напяливает на себя с горькими слезами ватное гимназическое пальто и кожаные рваные калоши и идёт вслед за отцом в лавку.

В лавке также холодно, как и на улице, и на этом холоде Антоше придётся просидеть, по крайней мере, часа три. О латинском переводе нечего и думать. Завтра-единица, а потом - строгий нагоняй от отца за дурную отметку.

Несмотря на суровость отца, семья жила дружно. Когда выпадало свободное время, каждый занимался тем, к чему имел способности. Все дети в семье Чеховых были очень талантливые. Впоследствии А.П.Чехов сказал: «Талант у нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».

- Отец Антона Павловича образования не имел, но хотел, чтобы дети были образованными людьми.

А.П.Чехов закончил гимназию в Таганроге, учился в Московском университете на медицинском факультете.

-Как вы понимаете слово факультет?

(факультет – это подразделение, отделение в высшем учебном заведении).

Во время учебы в Московском университете Антон Павлович Чехов начинает писать маленькие смешные рассказы, которые регулярно публикуются на страницах популярных тогда журналов «Осколки», «Будильник», «Стрекоза». Перед вами обложки этих журналов.

После окончания университета Чехов переезжает в город Воскресенск и начинает работать врачом. Затем он занимает должность заведующего больницей в городе Звенигород. Вот это его рабочий кабинет.

В 1890 году Антон Павлович совершает подвиг. Больной, через всю Россию, по трудным дорогам, он отправляется в Сибирь на остров Сахалин - в то время, это остров царской каторги и ссылки. А затем рассказывает о мучительной жизни людей на этом острове в книге «Остров Сахалин».

В 1892 году Чехов покупает имение Мелихово, недалеко от Москвы. Вот оно перед вами. Там он помогает местным крестьянам: обслуживает 25 деревень как врач, строит 3 школы (перед вами одна из них, на свои деньги открывает медпункт, где принимает больных и снабжает их лекарствами. А здесь вы видите кабинет Антона Павловича в Мелихово, где он написал многие из своих самых замечательных произведений.

В 1897 году резко ухудшается его здоровье, и врачи советуют ему переехать на юг. Вот перед вами дача Чехова в Ялте. Несмотря на мучительную болезнь он продолжает писать и помогать людям.

В 1904 году 15 июля Антон Павлович скончался в Германии в курортном городке, где проходил лечение. Похоронен он в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с могилой отца. Перед вами памятник на его могиле.

2. Творчество писателя.

- Ребята, чем же занимался Чехов в своей жизни?

Чехов- врач, Чехов-писатель, Чехов- служитель. Он всю жизнь служил людям, спешил делать добро. Он любил то, чем занимался, был мастером своего дела.

А.П. Чехову суждено было прожить на земле не так уж много времени. Но за этот период он создал большое количество прекраснейших произведений, сюжеты для которых он брал из жизни. Среди них рассказы, повести, пьесы.

-Что такое пьеса?

(пьеса- произведение для театрального представления, по которому ставят спектакль в театре)

-Как вы думаете, о чем писал А.П. Чехов? (о медицине, о природе, о людях)

В своих произведениях А.П.Чехов затрагивает темы тяжелого детства, медицины, жизни людей, природы. Пишет юмористические рассказы, в которых высмеиваются пороки людей. За короткую жизнь им было написано много замечательных произведений. Его называют не только русским писателем, но и писателем с мировым именем, творчество которого известно повсюду.

А сейчас я вам прочитаю рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», а вы внимательно ее послушайте. Но, для того, чтобы лучше понять эту сказку, мы сначала разберем некоторые слова, которые могут быть непонятными.

3. Словарная работа.

Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).

Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.

Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Херес – сорт крепкого виноградного вина.

Душунок– милый, приятный человек.

4. Знакомство с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

Первичное чтение учителем.

5. Проверка первичного восприятия.

- Как называется рассказ, который я вам прочитала?

- Каким вам кажется рассказ: смешным, грустным, смешным и грустным одновременно?

- В литературе существуют понятия : юмор и сатира. Давайте с ними разберемся.

- Что такое юмор?

- Что такое сатира?

- Вспомните: мы с вами говорили: «смех может быть добрый» и «смех может быть злой»?

- Как это соотносится с понятиями юмор и сатира?

- Мы должны будем в конце урока сделать вывод: это юмористический рассказ или сатирический.

Физкультминутка.

- Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Дежурный проводит физкультминутку.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Чтение текста про себя.

2. Анализ произведения.

А) Говорящие имена.

- В начале произведения мы знакомимся с двумя приятелями, которые встретились на вокзале. Как их называет автор? (Толстый и Тонкий)

- Можем ли мы сказать, что толстый и тонкий – подобие имен героев? (Можем)

- Эти «имена» что-то говорят нам о героях? Как-то их характеризуют?

- Почему автор не называет героев по именам, хотя в тексте указаны их имена (Михаил и Порфирий). (Имена не важны, важна характеристика)

- Что мы знаем о прошлом героев? О чем свидетельствуют их прозвища?

Герострат – грек, который, желая обессмертить свое, имя сжег храм Артемиды Эфесской. Суд приговорит его к смерти и забвению. Но историк Феокомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил его имя для потомков. Таким образом, Геростарат добился своего: приобрел славу, пусть и позорную.

Эфиальт – малиец, изменнически указавший обход в ущелье, по которому часть персидского войска попала в тыл спартанцев, вследствие чего они погибли, окружённые с двух сторон неприятелем.

Прозвища Герострат и Эфиальт, как говорящие имена, рассказывают о героях. Толстый – независим от мнения чужих, как он достиг таких высот в карьере, остается загадкой.

Тонкий – приспособленец, ябеда, имевший какие-то привилегии за доносы.

-Как в литературе называются фамилии, имена, являющиеся частью характеристики персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую черту характера персонажа? (Такие фамилии называются говорящими)

- Можем ли мы сказать, что в данном тексте говорящие прозвища помогают создать смешное? можем

- Таким образом, мы обнаружили такой прием создания комического, как говорящие имена

Б) Художественная деталь.

- Приятели толстый и тонкий случайно встречаются на вокзале, став уже взрослыми. Какие они? Как они выглядят? Дает ли нам автор портретную характеристику? нет, полного портрета нет

- Характеры героев представлены емко и лаконично, одной фразой. Как называется такой прием в литературе, когда одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже? художественная деталь

- Художественная деталь тоже является в рассказа приемом создания комического.

- Найдите в тексте детали, описывающие толстого и тонкого.

Толстый: пообедал на вокзале, губы подернулись маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло хересом и флердоранжем.

Тонкий:навьючен узлами, чемоданами, картонками, пахло ветчиной и кофейной гущей.

Толстый обеспечен, жизнь удалась. Тонкий беден. Жизнь суетлива и беспокойна.

В)Экспрессивная лексика.

- Одним из средств характеристики героев является речь персонажей.

- Как ведут себя герои во время встречи? Найдите в тексте слова и выражения, который передают эмоциональное настроение

- Восторженно глядя,

устремили друг на друга глаза, полные слез,

оба были приятно ошеломлены, милый друг

голубчик мой

вот сюрприз

- Знаете ли вы, как называются слова и выражения, наполненные, ярко окрашенные эмоциями? экспрессивная лексика

-Как вы считаете, экспрессивная лексика помогает создать комическое? помогает

-Как меняется настроение, когда тонкий узнает, что толстый имеет высокий чин тайного советника? Давайте проведем небольшое исследование

**словерс – добавление частицы –С к концу слов. В начале использовался в знак почтения к собеседнику,к концу 19 века словоерс приобрёл оттенок самоунижения. 

- Как изменяется речь героев во второй части диалога? Речь толстого не изменилась, речь тонкого отлична.

- Почему изменилась речь тонкого? Тонкий считает себя ничтожным, недостойным своего школьного приятеля. Выставляет себя в смешном виде.

- Требует ли толстый чиновник от тонкого такого почитания, угодничества? Толстый не требует, ему противно такое отношение тонкого («тайного советника стошнило»)

- О чем нам рассказывают эти детали?

Г) Антитеза. Контраст.

Обратите внимание, что мы сравнивали двух героев. Это сравнение вынесено и в заголовок.

- Ещё раз скажите, как называется рассказ?

- Какой прием использован Чеховым в названии?

- Что такое антитеза?

Антитезаэто стилистический прием, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.

-Можно ли сказать, что антитеза является основным приемом рассказа?

- Итак, давайте подведем итог. Каким видом пафоса пронизан рассказ? В произведении использован пафос комического

- Какими средствами автор создает смешное в рассказе?

-Автор создает комический пафос, используя деталь, контраст, экспрессивную лексику, говорящие имена.

- Все эти приемы и средства автор использует для достижения главной цели – раскрытия основной мысли произведения. Как называется основная мысль произведения? Основная мысль произведения называется идеей

- Какова идея произведения? Что автор хотел нам сказать?

Что важнее: социального неравенства или человеческого достоинства?
Основная идея произведения – сохранение человеческого достоинства

- Рассказ “Толстый и тонкий” был напечатан в журнале “Осколки”. Через несколько лет автор включил его в сборник “Пёстрые рассказы”, где была изменена концовка на ту, которую мы знаем. В первой редакции тонкий при встрече с товарищем резко отозвался о своём новом начальнике. Он не подозревал, что Толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, толстый во время встречи кричит и ругает тонкого. Как вы думаете, зачем А.П.Чехов изменил концовку?

Чехов понял, что при таком повороте сюжета, разрушается идея произведения: тонкого не заставляют пресмыкаться, быть рабом, он сам хочет таким быть.

- Гуманистическая идея ценности каждой человеческой личности, проблема человеческого достоинства являются ключевыми в творчестве А.П. Чехова

3. Чтение текста по цепочке.

VII. Итоги урока. Выставление оценок.

- О каком писателе мы сегодня узнали на уроке?

- С каким рассказом познакомились?

-Достигли ли мы поставленных задач?

- Удалось ли нам найти приемы комического эффекта в рассказе?

- Смогли ли вы сегодня открыть для себя что-то новое?

- Как вы оцениваете свою работу?

VIII. Домашнее задание. Читать по ролям рассказ «Толстый и тонкий».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!