СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Анхил Марин. Жизнь, творчество, судьба»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №___

Дисциплина: ОБД. Родная литература

 

Дата проведения:.                      Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа №

Профессия: 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Тема урока: «Анхил Марин. Жизнь, творчество, судьба»

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества Анхил Марин

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству Анхил Марина

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Литература народов Дагестана, З.А.Магомедов, С.М. Хайбуллаев.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  1. Чем привлекла современников поэма Махмуда «Мариам»? каково ваше отношение к ней?
  2. Что можно сказать о чувствах поэта к возлюбленной, сравнивая поэму «Мариам» со стихотворением «Письмо из казармы»?
  3. Разделите поэму на составные композиционные части. Какими чувствами пронизана первая ее часть?
  4. Опишите образ лирического героя, данного в этой части.
  5. Через какой образ он раскрыт? Почему? 
  6. В каких случаях Махмуд обращается к миру природы?
  7. Что общего между миром природы и внутренним миром человека?
  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  2. Изложение нового материала.  Методика. Лекция с элементами беседы.

Анхил Марин родилась в 1840 г. в селении Ругуджа Гунибского района в семье простого крестьянина. Аварцы называли ее «сладкоголосовой»  Время когда она жила, было жестоким временем патриархальных обычаев. Особенно тяжела была доля женщины в суровом горском обществе. В горском фольклоре повсеместно были распространены песни-плачи, в которых изливали все накопившиеся страдания женщины. Так, например, в песне-плаче о Залму из Чоха поется, что она была убита двоюродным братом за то, что посмела в отсутствие мужа спеть песню на аульской вечеринке. В плаче о Хадижат из Салты поется, что она своим весельем на свадьбе вызвала гнев семьи и покончила собой. В плаче о девушке Патимат - что она бросилась в реку, не желая выходить замуж за нелюбимого человека. Анхил Марин не могла смириться с такой несправедливостью, ведь в ее хрупком и стройном теле текла кровь настоящей львицы, а в душе кипело возмущение, которое чеканной медью отпечатывалось в ее произведениях. Несмотря на запреты и ограничения, Анхил Марин пробивала дорогу к справедливости своей поэзией, поднимая голос разума против жестокости, по-своему борясь за права женщин. Но то, что она стала первой вестницей в поэзии нового времени, когда общество находилось под сильным гнетом патриархальных обычаев, поэтесса просто не могла не чувствовать. Об этом она писала в своих стихах:

На кручи взлечу, поселюсь вдалеке От пестрых ворон и всезнающих улиц, На сваях жилище построю в реке, Чтоб сплетен не слышать кудахчущих куриц.

Дерзость ее характера проявлялась во всем: и в смелом вызове верхушке общества, и в отпоре посягавшим на ее честь. Однажды молодой юнец, не снискавший любви гордой горянки, прилюдно стал ее оскорблять. Недолго думая, Анхил Марин со всего маху ударила его бубном. Удар был таким сильным, что парень потерял сознание и умер... За этот поступок она была выслана в село Кособ Тляратинского района, где вместе со своей родной сестрой провела 3 года. Вернувшись на родину, Анхил Марин не успокоилась. Даже суровая ссылка не смогла укротить нрав этой гордой ругуджинки. Отправляясь к роднику за водой или по делам своих родителей, она не выпускала из рук бубен и продолжала петь свои дерзкие песни, высмеивая богачей.

Она не уставала повторять, что нет рабства позорнее, чем рабство добровольное. Наверное, не было ни одного человека, который бы в душе не завидовал Анхил Марин, безграмотной девушке, поражавшей своим умом и мудростью ученых мужей.  Но иногда в ней пробуждался безудержный гнев сатирика, и в такие моменты из уст вырывались слова, беспощадно разоблачающие врагов. И поэтесса однажды дорого поплатилась за это. В тот страшный день наиб Хуршил Магомед, перед домом которого она пела, не смог обуздать свою ярость и ненависть, которые кипели в нем по отношению к Анхил Марин.А спела она о жадности и богатстве наиба " Неужели наиб, ты думаешь, что тебе твой коннь в золотой сбруе поможет пройти по мосту Сират (Мост Сират - в Исламе мост на том свете, кто сможет его преодолеть, тот попайдет в рай)". Он приказал своим слугам схватить и казнить ее, но, привязав девушку к могильной плите, он все же устрашился казни, боясь народного гнева. Вместо этого он приказал зашить рот горянке, решив показать тем самым, что никому не позволит петь свободолюбивые песни. Но, как гласит легенда, Анхил Марин страшным усилием воли разорвала губы и плюнула в лицо тирану.

Наиб воскликнул: «Будь немой как рыба!» И сшили губы девушке Марьям, Но рвались нитки, и в лицо наиба Летела песня с кровью пополам

Она стала гневно обличать своего притеснителя в жестокости и несправедливости. Уходя, наиб приказал оставить ее привязанной на всю ночь. Никто не мог к ней даже близко подойти, чтобы напоить ее. Сильная духом женщина не изменила своим убеждениям до конца своей жизни. После смерти поэтессы в 1917 г. люди возвели над ее могилой мавзолей, сделав ее имя бессмертным, с благодарностью храня память о своей великой землячке. Чтобы стать нетлеющим в мире, надо родиться звездой, и одна из таких звезд - Анхил Марин, которая когда-то родилась высоко среди гор и скал, где солнце встречается с луной, а с неба стекают бурные реки. Песни ее как птицы разлетелись по Стране гор и дошли до наших дней. Разве можно заставить молчать песню?

  1. Закрепление изученного материала.

- Составить конспект лекции.

- Ответьте на вопросы.

Выберите правильный ответ.

1. Анхил Марин уроженка аула:

А) Ругуджа

Б) Кумух

В) Кочхюр

2. Кого из поэтесс называли аварцы «сладкоголосой»?

А) Анхил Марин

Б) Патимат Кумухская

В) Щаза из Куркли

3. Анхил Марин разоблачала темные дела правящей верхушки:

А) наибов

Б) богачей

В) все ответы верны

4. Наиб Араш приказал защить рот певице: 

А) за дерзкие песни

Б) за хорошие песни

В) не умела петь

5. Анхил Марин продолжила петь:

А) разорвав себе губы

Б) убив его

В) арестовав его

6. Кто является автором стихотворений: "Приди, ясноокий...", "Чтоб тебя поразила стрела"?

А) Анхил Марин

Б) Патимат Кумухская

В) Щаза из Куркли

 

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия

7. Домашнее задание: работа с конспектом

 

Ответы направить на адрес эл. почты:  [email protected]

 

 

 

 

Урок №___

Дисциплина: ОБД. Родная литература

 

Дата проведения:.31.01.2022г.                       Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа № 1-5

Профессия: 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Тема урока: Песни горянки – крик души. Художественные особенности ее поэзии. "Приди, ясноокий...", "Чтоб тебя поразила стрела" – чтение и анализ стихотворений.

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Литература народов Дагестана, З.А.Магомедов, С.М. Хайбуллаев.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  4. Изложение нового материала.  Чтение и анализ стихотворений

Богатейшая сокровищница фольклора, особенно устного поэтического творчества, которое занимало в нем ведущее место, благоприятно повлияло на зарождение и формирование литературы народов Дагестана до 1917 года.

Особого расцвета дагестанская литература достигает во второй половине 19 века.

Оценивая дагестанскую литературу этого периода, известные критики Наталья Капиева и Владимир Огнев в книге «Дагестанские лирики» писали: «Нет, пожалуй, другой горской страны Кавказа, которая за срок т немногим более ста лет выдвинула бы одновременно такую крупную плеяду лирических поэтов, как Дагестан с конца 16 и до начала 20 века. Дагестанская лирическая поэзия этой поры блестящее созвездие ярких талантов, сильных личностей, сложных судеб».

В это время творили такие поэты: Али-Гаджи из Инхо (1845-1888), Эльдарилов из Ругуджа (1845-1882), Батырай (1825-1900), Ирчи Казак (1830-1879), Щаза из Куркли (1875-1939), Саид из Кочхюра (1767-1812), Етим Эмин (1838-1898) и мн. другие.

В своих произведениях они изображали жизнь народа во всей её сложности и многообразии, раскрывали богатство духовного мира человека, утверждали доброту и справедливость, клеймили зло, ложь, клевету, выступали против угнетения трудящихся. Но во все времена извечной темой для поэтов и писателей оставалась тема любви. Любовная лирика была порождением щедрого сердца, зоркого глаза, видевшего в жизни не только её нелепости и жестокости, но и светлые стороны, вечные блага, как красота и любовь, доставляющие людям истинную радость даже в нечеловеческих условиях уродливого быта.

В дагестанской литературе до 1917 года известны имена нескольких женщин – поэтесс, среди которых Анхил Марин.

Анхил Марин родилась в 1840 году на территории селения Ругуджа Андалалского округа в родовом хуторе Бокъони, в семье весьма состоятельного , относительно других, крестьянина. Единственная дочь в семье, Марин, была высокая, стройная, широкоплечая, по-мужски сильная и в то же время красивая. Отец Марин гордился ею и относился к ней как к сыну. Девочка помогала пасти отцу овец. У Марин был удивительный характер: она была справедливая, правдивая, своевольная. С того момента, как стала познавать мир, девушка с презрением относилась к диким, жестоким нравам горцев, которые морально убивали женщину, унижали её достоинство, лишали её права быть счастливой.

Анхил Марин, которая выделялась среди сверстниц всем, восстала против всего этого. В каждом её стихотворении прослеживается открытость чувств поэтессы, каждая её песня является криком души горянки.

На основе анализа произведений Анхил Марин постараемся показать художественные особенности её поэзии.

Одним из ярких произведений поэтессы является стихотворение «Приди, ясноокий», где Марин просит своего возлюбленного предаться чарам любви, вспомнить

…те вешние дни,

Когда мы бросались в объятья друг другу.

Поэтесса сравнивает себя и любимого с жарким огнем.

Приди , ясноокий, взгляни на меня.

С тобой предаваясь любви, мы

Сольёмся, как будто два жарких огня,

И вновь разойдемся, любимый.

Сердце молодой горянки терзают мысли о том, что окружающие не понимают её земного счастья. Проклятием для себя самой звучат строки:

Пусть белую грудь мою змеи пронзят,

Что жарко дышало любовью земною.

За то, что был страстным очей моих взгляд,

Пускай их засыплют сырою землёю.

Для автора даже камень могильный легче несчастной любви .

Вся горечь кончины лишь мертвым ясна

Ужель перестала ходить по земле я?

О камень могильный, где надпись видна ,

Ужель ты несчастной любви тяжелее?

Мечеть во все времена не признавала земное чувство под названием «любовь». Всячески старалась обуздать открытость чувств . На что Анхил Марин вопрошает

Ужель осквернится мечеть от того ,

Хоть я появлюсь в ней, хоть я не святая?

Иль тень упадет от греха моего

На тех, с кем несётся ладья золотая?

Горянка верит в силу любви, верит, что только любовью можно приручить и « необъезженную полукровку», и:

Когтистого беркута я научу

С бубенчиком звонким охотиться ловко.

Мысли о любимом ни на минуту не покидает раненую стрелой Амура сердце, она хочет знать о чем думает её возлюбленный:

Какие к любимому думы пришли,

Скажи мне, итарку - волшебная птица?

Поведай , орёл, проплывая вдали,

Куда в своих мыслях любимый стремится?

Анхил Марин в стихотворении «Приди ясноокий» осуждает сплетниц, которые своим языком чернят человеческие чувства. Она называет их «Щиплящими гадинами», не хочет слышать сплетен «кудахчущих куриц». Она благодарна судьбе за любовь, придающую силу духа и восклицает:

Пусть пальцами тычет в меня хоть весь свет,

Пройду, не сутулясь, кремнёвой я стала.

Она верит, что ничем погасить любовь нельзя, но вместе с тем её волнует, что два любящих человека стали объектом сплетен:

Нам видно, мой сокол, расстаться пора,

Давай предадим наши клятвы забвенью.

Погасим любовь, словно пламя костра,

Базарного люда мы стали мишенью.

Юная горянка готова поселиться вдалеке от злых языков, которых она сравнивает с «пёстрыми воронами», одухотворяет даже улицы, называя их «всезнающими».

Героиня называет любимого «соколом», «яснооким».

Великое чувство всегда способно побеждать все невзгоды.

Если Анхил Марин в стихотворении «Приди, ясноокий» зовёт «ясноокого» предаться любви, то в стихотворении «Чтоб тебя поразила стрела» проклинает «гордого сокола» своего за измену.

… пусть тебя ранит стрела

… пусть тебя пуля сразит.

В то же время она называет возлюбленного «гордым соколом», «сизым голубем», «драгоценнейшим яхонтом упавшим с горы», «из жемчужного моря кораллом».

Из следующих строк мы видим, что любовь берёт верх над разумом. Горянка, чьё «сердце спалили дотла», желает счастья сопернице и любимому.

Ни тебя, ни соперницу я не виню,

Оба счастливы будьте…

Только человек, способный на высокие чувства, может принести себе в жертву ради спокойствия и счастья любимого человека.

Анхил Марин, как и в стихотворении «Приди ясноокий», так же в «Чтоб тебя поразила стрела» осуждает сплетниц, которые своим языком чернят человеческие чувства. Криком души звучат слова:

«Многих сплетниц чернили меня языки…»

«Нету горше обид», чем измена.

Героине тяжело слышать об этом и она восклицает:

«Тяжело, словно спину сломали мне вдруг

И свинцовую кладь заставляют нести».

С соколом, попавшим в силки на охоте, та кого чернят языки сплетниц, « провела сладкие дни», « доверчивой слишком была», но «постоянства мужского в нем не нашла, ошиблась «человеком считая». В народе говорят, что шило в мешке не утаишь. Так и любовь нельзя скрыть, как бы не был силен , умён человек.

«Хоть, как целый аул, я рассудком сильна;

Не сумела любви своей скрыть, видит бог»…

Любовь великое и чистое чувство, честь женщины гор ничем не запятнана.

«Мир на чести моей не нашёл бы пятна…»

Героиня хочет получить ответ на вопрос «коралла из жемчужного моря».

«Разве сделалась хуже я с этой поры

Или юной красе уступила подруге другой».

Проклятьем для себя собой звучат слова.

«Пусть достанется тело моё воронью,

Если раз хоть с другим, как с тобою была».

Любовь всесильное чувство. Анхил Марин убеждена, что «страстью горевших» так много на земле и что

«Если страстью горевших неверными звать,

То с крестом на груди должен каждый ходить»

Трагична судьба поэтессы. Непонимание чувств горянки окружающими, привели её к гибели. Утверждение о том, что Анхил Марин привязали к самому высокому надгробному памятнику и зашили ей рот, в последнее время опровергается некоторыми из исследователей.

Мы остаёмся, в любом случае, приверженцами её поэзии.

Из сказанного выше следует:

Что стихотворения «Приди, ясноокий», «Чтоб тебя поразила стрела» являются криком души поэтессы.

Для раскрытия образа лирического героя Анхил Марин пользуется поэтическими средствами: эпитетами, метафорами, метонимиями.

Особенностью поэзии Анхил Марин можно назвать одухотворение неодушевленных предметов.

Например, улицы поэтесса называет «всезнающими».

Большое количество сравнений делают стихи горянки более поэтичными.

Почти в каждой строчке стихов Анхил Марин мы видим как поэтесса с презрением относилась к диким, жестоким нравам горцев, которые морально убивали женщину, унижали её достоинство, лишали её права быть счастливой.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Обозначьте тему и идею стихотворений «Приди, ясноокий…», «Чтоб тебя поразила стрела».
  2. Можно ли считать эти произведения революционными для своего времени?
  3. Почему лирическая героиня несчастна?
  4. Какой признак в стихотворении «Чтоб тебя поразила стрела» дает нам возможность определить, что описываемые в нем события происходят уже после присоединения Дагестана к России?
  5. К какому литературному направлению можно отнести творчество Анхил Марин?
  6. Найдите в текстах стихотворений средства выразительности речи.

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия

7. Домашнее задание: работа с конспектом.  

 

Ответы направить на адрес эл. почты:  [email protected]

 

 

 

 

Урок №___

Дисциплина: ОБД. Родная литература

 

Дата проведения:.01.02.2022г.                       Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа № 1-5

Профессия: 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Тема урока: «Творчество Щазы как одна из ярчайших страниц в истории дагестанской поэзии.»

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества Щазы из Куркли

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству Щазы из Куркли

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Литература народов Дагестана, З.А.Магомедов, С.М. Хайбуллаев.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  1. Обозначьте тему и идею стихотворений «Приди, ясноокий…», «Чтоб тебя поразила стрела».
  2. Можно ли считать эти произведения революционными для своего времени?
  3. Почему лирическая героиня несчастна?
  4. Какой признак в стихотворении «Чтоб тебя поразила стрела» дает нам возможность определить, что описываемые в нем события происходят уже после присоединения Дагестана к России?
  5. К какому литературному направлению можно отнести творчество Анхил Марин?
  6. Найдите в текстах стихотворений средства выразительности речи.
  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  2. Изложение нового материала.  Методика. Лекция с элементами беседы.

 

Щаза - лакская поэтесса и певица конца 19 начала 20 века. Щаза родилась в 1878 году в с. Куркли в бедной семье. Любовь к молодому человеку из богатой семьи оказалась для нее роковой. Девушка была обманута, ее не взяли замуж. Претерпев множество ударов судьбы, она стала слагать песни, петь на свадьбах и праздниках, причитать над умершими. Щаза была очень талантлива, сама сочиняла слова на свои песни и бесподобно их исполняла. Ее дар принёс ей славу, у лакцев она считается женщиной-легендой. Щаза умерла в 1932 году.

Щаза родилась в селе Куркли. Куркли стало частью её поэтического имени. У неё были три сестры: Айшат, Салихат и Чебудуш. Но поэтом и певицей стала только Щаза. Она обладала сильным, независимым характером, певческим и поэтическим талантом, была умной и необычайно красивой. Эти качества счастья много не приносят и сейчас, а тем более в то время. Она встретила юношу из другого селения, из богатой и знатной семьи. Они полюбили друг друга, но вмешались злые силы. Возможно, этими силами было имущественное неравенство, возможно, её пение. Песни слушать любили, но поющая принародно женщина теряла свою репутацию. Отец выгнал её из дома. У Щазы нет ни одного стихотворения о матери, о сёстрах. Не заступились? Видно страх перед мужем был очень селён, оказался не по силам даже матери.

И Щаза ушла из дома. Покинув родной дом, она долго жила в прислугах в разных селениях, яркая талантливая девушка становилась лёгкой добычей сплетников, и ей снова и снова приходилось искать новое место работы. Однажды к казикумухскому кадию (судье), в доме которого она работала, пришёл его кунак из Вачи. Где-то можно прочитать, что пришедший гость был не молод, где-то, что богат, кадий познакомил его с Щазой и её выдали замуж. Пишут, что в доме кадия к ней относились как к родной. Что ж, спасибо им, если так. Щаза устала скитаться по чужим людям, хотелось обрести свой дом. Но даже выйдя замуж, Щаза не могла не петь. Возможно, это было одной из многих, а может самой главной причиной того, что совместная жизнь не получилась.

Чем жить с

нелюбимым

Покорной женой,

Уж лучше метаться

От боли зубной.

Чем кланяться мужней

Постылой родне,

Уж лучше остаться

Безродною мне!

Неизвестно, как долго они прожили вместе. У них родились сын и дочь. Однажды Щаза пела на свадьбе и разгулявшиеся гости стали стрелять, одна из пуль попала в маленькую дочь Щазы, стоявшую с ней рядом. Рассказывают, что она прижала к себе мёртвую девочку и допела песню. Сильный характер. Наверно, Щаза и её муж были очень разными людьми.

По утрам зелёным

Выхожу я в поле,

Станом тополиным

Трепеща на воле.

Вечером в холодный

Возвращаюсь двор…

И несу в слезах я

Отнятый простор.

Не хотела, чтобы у неё отнимали простор, вот и ушла с сыном в никуда. Муж был лудильщиком, многие в Вачи занимались этим ремеслом. Чтобы заработать деньги, лудильщики уходили на отхожие промыслы. Вот и муж её ушёл и не вернулся. О нём больше ничего не известно. Можно предположить, что Щаза зарабатывала на жизнь пением на свадьбах, была плакальщицей. Примерно в 1925 году сын Абдурахман уехал в Москву, в 1933 году получил квартиру и пригласил её приехать к себе. Щаза приехала, но в Москве не осталась. В 1937 году Щаза умерла. Похоронена в Куркли. Недавно на её могиле поставили новый памятник. О ней помнят.

 

Родной аул милей Багдада, Но мне пришлось в слезах уйти, От вздоха моего и взгляда Желтели травы на пути. Любила — и осталась рана, И пела — проклята отцом. Что может быть грешней Корана, Коль песню он клеймит грехом? У всех в чести одни червонцы, Без них и честь твоя — пустяк. И кажется, что даже солнце Не что иное, как пятак.

 

* * *

Одевает иней белый

Поздней осени жнивье...

Что же инеем оделось

Сердце бедное мое?

 

Покрывает снег зимою

Грудь широкую полей.

Что ж покрылось снегом сердце

В молодой груди моей!

 

Снег холодный не растает

В сердце горестном моем,

Если даже солнце станет

Ночью припекать и днем.

 

Слезы лить пойду на речку,

Да боюсь я, что река

От горючих слез бессчетных

Вдруг затопит берега.

 

Брошу я в почтовый ящик

Груз тяжелый дум своих...

Да боюсь я. что дорога

Вдруг обвалится от них.

 

 * * *

 

Чтоб взглянуть на мир с вершин,

Поднялась я на утес.

Белый налетел буран,

Кисею мою унес.

 

В поле я гулять пошла,

Чтоб набраться новых сил,—

Страсти налетел огонь,

Платье красное спалил.

 

Чтоб не лить горючих слез,

Вышла я на свежий луг.

Горе, горе мне!.. Трава

Вся в слезах стоит вокруг.

 

  1. Закрепление изученного материала.

 

1. Щаза родилась в ауле:

А) Куркли

Б) Кумух

В) Ругуджа

2. В каком году родилась Щаза?

А) 1920 г

Б) 1878 г.

В) 1825 г.

3. Широкую известность Щаза получила благодаря:

А) поэтическому дару

Б) прекрасному голосу

В) все ответы верны

4. Лакцы до сих пор считают ее:

А) непревзойденной певицей

Б) актрисой

В) позором для семьи

5. На какую тематику писала Щаза?

6. Почему Щаза ушла  из дома?

7. В каком году умерла ?

 

 

 

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия

7. Домашнее задание: работа с конспектом.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Анхил Марин. Жизнь, творчество, судьба»»

Урок №___

Дисциплина: ОБД. Родная литература


Дата проведения:.31.01.2022г. Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа № 1-5

Профессия: 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Тема урока: «Анхил Марин. Жизнь, творчество, судьба»

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества Анхил Марин

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству Анхил Марина

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Литература народов Дагестана, З.А.Магомедов, С.М. Хайбуллаев.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.


Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  1. Чем привлекла современников поэма Махмуда «Мариам»? каково ваше отношение к ней?

  2. Что можно сказать о чувствах поэта к возлюбленной, сравнивая поэму «Мариам» со стихотворением «Письмо из казармы»?

  3. Разделите поэму на составные композиционные части. Какими чувствами пронизана первая ее часть?

  4. Опишите образ лирического героя, данного в этой части.

  5. Через какой образ он раскрыт? Почему?

  6. В каких случаях Махмуд обращается к миру природы?

  7. Что общего между миром природы и внутренним миром человека?

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  2. Изложение нового материала. Методика. Лекция с элементами беседы.

Анхил Марин родилась в 1840 г. в селении Ругуджа Гунибского района в семье простого крестьянина. Аварцы называли ее «сладкоголосовой» Время когда она жила, было жестоким временем патриархальных обычаев. Особенно тяжела была доля женщины в суровом горском обществе. В горском фольклоре повсеместно были распространены песни-плачи, в которых изливали все накопившиеся страдания женщины. Так, например, в песне-плаче о Залму из Чоха поется, что она была убита двоюродным братом за то, что посмела в отсутствие мужа спеть песню на аульской вечеринке. В плаче о Хадижат из Салты поется, что она своим весельем на свадьбе вызвала гнев семьи и покончила собой. В плаче о девушке Патимат - что она бросилась в реку, не желая выходить замуж за нелюбимого человека. Анхил Марин не могла смириться с такой несправедливостью, ведь в ее хрупком и стройном теле текла кровь настоящей львицы, а в душе кипело возмущение, которое чеканной медью отпечатывалось в ее произведениях. Несмотря на запреты и ограничения, Анхил Марин пробивала дорогу к справедливости своей поэзией, поднимая голос разума против жестокости, по-своему борясь за права женщин. Но то, что она стала первой вестницей в поэзии нового времени, когда общество находилось под сильным гнетом патриархальных обычаев, поэтесса просто не могла не чувствовать. Об этом она писала в своих стихах:

На кручи взлечу, поселюсь вдалеке
От пестрых ворон и всезнающих улиц,
На сваях жилище построю в реке,
Чтоб сплетен не слышать кудахчущих куриц.

Дерзость ее характера проявлялась во всем: и в смелом вызове верхушке общества, и в отпоре посягавшим на ее честь. Однажды молодой юнец, не снискавший любви гордой горянки, прилюдно стал ее оскорблять. Недолго думая, Анхил Марин со всего маху ударила его бубном. Удар был таким сильным, что парень потерял сознание и умер... За этот поступок она была выслана в село Кособ Тляратинского района, где вместе со своей родной сестрой провела 3 года. Вернувшись на родину, Анхил Марин не успокоилась. Даже суровая ссылка не смогла укротить нрав этой гордой ругуджинки. Отправляясь к роднику за водой или по делам своих родителей, она не выпускала из рук бубен и продолжала петь свои дерзкие песни, высмеивая богачей.

Она не уставала повторять, что нет рабства позорнее, чем рабство добровольное. Наверное, не было ни одного человека, который бы в душе не завидовал Анхил Марин, безграмотной девушке, поражавшей своим умом и мудростью ученых мужей.  Но иногда в ней пробуждался безудержный гнев сатирика, и в такие моменты из уст вырывались слова, беспощадно разоблачающие врагов. И поэтесса однажды дорого поплатилась за это. В тот страшный день наиб Хуршил Магомед, перед домом которого она пела, не смог обуздать свою ярость и ненависть, которые кипели в нем по отношению к Анхил Марин.А спела она о жадности и богатстве наиба " Неужели наиб, ты думаешь, что тебе твой коннь в золотой сбруе поможет пройти по мосту Сират (Мост Сират - в Исламе мост на том свете, кто сможет его преодолеть, тот попайдет в рай)". Он приказал своим слугам схватить и казнить ее, но, привязав девушку к могильной плите, он все же устрашился казни, боясь народного гнева. Вместо этого он приказал зашить рот горянке, решив показать тем самым, что никому не позволит петь свободолюбивые песни. Но, как гласит легенда, Анхил Марин страшным усилием воли разорвала губы и плюнула в лицо тирану.

Наиб воскликнул: «Будь немой как рыба!»
И сшили губы девушке Марьям,
Но рвались нитки, и в лицо наиба
Летела песня с кровью пополам

Она стала гневно обличать своего притеснителя в жестокости и несправедливости. Уходя, наиб приказал оставить ее привязанной на всю ночь. Никто не мог к ней даже близко подойти, чтобы напоить ее. Сильная духом женщина не изменила своим убеждениям до конца своей жизни. После смерти поэтессы в 1917 г. люди возвели над ее могилой мавзолей, сделав ее имя бессмертным, с благодарностью храня память о своей великой землячке. Чтобы стать нетлеющим в мире, надо родиться звездой, и одна из таких звезд - Анхил Марин, которая когда-то родилась высоко среди гор и скал, где солнце встречается с луной, а с неба стекают бурные реки. Песни ее как птицы разлетелись по Стране гор и дошли до наших дней. Разве можно заставить молчать песню?

  1. Закрепление изученного материала.

- Составить конспект лекции.

- Ответьте на вопросы.

Выберите правильный ответ.

1. Анхил Марин уроженка аула:

А) Ругуджа

Б) Кумух

В) Кочхюр

2. Кого из поэтесс называли аварцы «сладкоголосой»?

А) Анхил Марин

Б) Патимат Кумухская

В) Щаза из Куркли

3. Анхил Марин разоблачала темные дела правящей верхушки:

А) наибов

Б) богачей

В) все ответы верны

4. Наиб Араш приказал защить рот певице:

А) за дерзкие песни

Б) за хорошие песни

В) не умела петь

5. Анхил Марин продолжила петь:

А) разорвав себе губы

Б) убив его

В) арестовав его

6. Кто является автором стихотворений: "Приди, ясноокий...", "Чтоб тебя поразила стрела"?

А) Анхил Марин

Б) Патимат Кумухская

В) Щаза из Куркли



6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия

7. Домашнее задание: работа с конспектом



Ответы направить на адрес эл. почты: [email protected]









Урок №___

Дисциплина: ОБД. Родная литература


Дата проведения:.31.01.2022г. Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа № 1-5

Профессия: 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Тема урока: Песни горянки – крик души. Художественные особенности ее поэзии. "Приди, ясноокий...", "Чтоб тебя поразила стрела" – чтение и анализ стихотворений.

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Литература народов Дагестана, З.А.Магомедов, С.М. Хайбуллаев.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.


Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  4. Изложение нового материала. Чтение и анализ стихотворений

Богатейшая сокровищница фольклора, особенно устного поэтического творчества, которое занимало в нем ведущее место, благоприятно повлияло на зарождение и формирование литературы народов Дагестана до 1917 года.

Особого расцвета дагестанская литература достигает во второй половине 19 века.

Оценивая дагестанскую литературу этого периода, известные критики Наталья Капиева и Владимир Огнев в книге «Дагестанские лирики» писали: «Нет, пожалуй, другой горской страны Кавказа, которая за срок т немногим более ста лет выдвинула бы одновременно такую крупную плеяду лирических поэтов, как Дагестан с конца 16 и до начала 20 века. Дагестанская лирическая поэзия этой поры блестящее созвездие ярких талантов, сильных личностей, сложных судеб».

В это время творили такие поэты: Али-Гаджи из Инхо (1845-1888), Эльдарилов из Ругуджа (1845-1882), Батырай (1825-1900), Ирчи Казак (1830-1879), Щаза из Куркли (1875-1939), Саид из Кочхюра (1767-1812), Етим Эмин (1838-1898) и мн. другие.

В своих произведениях они изображали жизнь народа во всей её сложности и многообразии, раскрывали богатство духовного мира человека, утверждали доброту и справедливость, клеймили зло, ложь, клевету, выступали против угнетения трудящихся. Но во все времена извечной темой для поэтов и писателей оставалась тема любви. Любовная лирика была порождением щедрого сердца, зоркого глаза, видевшего в жизни не только её нелепости и жестокости, но и светлые стороны, вечные блага, как красота и любовь, доставляющие людям истинную радость даже в нечеловеческих условиях уродливого быта.

В дагестанской литературе до 1917 года известны имена нескольких женщин – поэтесс, среди которых Анхил Марин.

Анхил Марин родилась в 1840 году на территории селения Ругуджа Андалалского округа в родовом хуторе Бокъони, в семье весьма состоятельного , относительно других, крестьянина. Единственная дочь в семье, Марин, была высокая, стройная, широкоплечая, по-мужски сильная и в то же время красивая. Отец Марин гордился ею и относился к ней как к сыну. Девочка помогала пасти отцу овец. У Марин был удивительный характер: она была справедливая, правдивая, своевольная. С того момента, как стала познавать мир, девушка с презрением относилась к диким, жестоким нравам горцев, которые морально убивали женщину, унижали её достоинство, лишали её права быть счастливой.

Анхил Марин, которая выделялась среди сверстниц всем, восстала против всего этого. В каждом её стихотворении прослеживается открытость чувств поэтессы, каждая её песня является криком души горянки.

На основе анализа произведений Анхил Марин постараемся показать художественные особенности её поэзии.

Одним из ярких произведений поэтессы является стихотворение «Приди, ясноокий», где Марин просит своего возлюбленного предаться чарам любви, вспомнить

…те вешние дни,

Когда мы бросались в объятья друг другу.

Поэтесса сравнивает себя и любимого с жарким огнем.

Приди , ясноокий, взгляни на меня.

С тобой предаваясь любви, мы

Сольёмся, как будто два жарких огня,

И вновь разойдемся, любимый.

Сердце молодой горянки терзают мысли о том, что окружающие не понимают её земного счастья. Проклятием для себя самой звучат строки:

Пусть белую грудь мою змеи пронзят,

Что жарко дышало любовью земною.

За то, что был страстным очей моих взгляд,

Пускай их засыплют сырою землёю.

Для автора даже камень могильный легче несчастной любви .

Вся горечь кончины лишь мертвым ясна

Ужель перестала ходить по земле я?

О камень могильный, где надпись видна ,

Ужель ты несчастной любви тяжелее?

Мечеть во все времена не признавала земное чувство под названием «любовь». Всячески старалась обуздать открытость чувств . На что Анхил Марин вопрошает

Ужель осквернится мечеть от того ,

Хоть я появлюсь в ней, хоть я не святая?

Иль тень упадет от греха моего

На тех, с кем несётся ладья золотая?

Горянка верит в силу любви, верит, что только любовью можно приручить и « необъезженную полукровку», и:

Когтистого беркута я научу

С бубенчиком звонким охотиться ловко.

Мысли о любимом ни на минуту не покидает раненую стрелой Амура сердце, она хочет знать о чем думает её возлюбленный:

Какие к любимому думы пришли,

Скажи мне, итарку - волшебная птица?

Поведай , орёл, проплывая вдали,

Куда в своих мыслях любимый стремится?

Анхил Марин в стихотворении «Приди ясноокий» осуждает сплетниц, которые своим языком чернят человеческие чувства. Она называет их «Щиплящими гадинами», не хочет слышать сплетен «кудахчущих куриц». Она благодарна судьбе за любовь, придающую силу духа и восклицает:

Пусть пальцами тычет в меня хоть весь свет,

Пройду, не сутулясь, кремнёвой я стала.

Она верит, что ничем погасить любовь нельзя, но вместе с тем её волнует, что два любящих человека стали объектом сплетен:

Нам видно, мой сокол, расстаться пора,

Давай предадим наши клятвы забвенью.

Погасим любовь, словно пламя костра,

Базарного люда мы стали мишенью.

Юная горянка готова поселиться вдалеке от злых языков, которых она сравнивает с «пёстрыми воронами», одухотворяет даже улицы, называя их «всезнающими».

Героиня называет любимого «соколом», «яснооким».

Великое чувство всегда способно побеждать все невзгоды.

Если Анхил Марин в стихотворении «Приди, ясноокий» зовёт «ясноокого» предаться любви, то в стихотворении «Чтоб тебя поразила стрела» проклинает «гордого сокола» своего за измену.

… пусть тебя ранит стрела

… пусть тебя пуля сразит.

В то же время она называет возлюбленного «гордым соколом», «сизым голубем», «драгоценнейшим яхонтом упавшим с горы», «из жемчужного моря кораллом».

Из следующих строк мы видим, что любовь берёт верх над разумом. Горянка, чьё «сердце спалили дотла», желает счастья сопернице и любимому.

Ни тебя, ни соперницу я не виню,

Оба счастливы будьте…

Только человек, способный на высокие чувства, может принести себе в жертву ради спокойствия и счастья любимого человека.

Анхил Марин, как и в стихотворении «Приди ясноокий», так же в «Чтоб тебя поразила стрела» осуждает сплетниц, которые своим языком чернят человеческие чувства. Криком души звучат слова:

«Многих сплетниц чернили меня языки…»

«Нету горше обид», чем измена.

Героине тяжело слышать об этом и она восклицает:

«Тяжело, словно спину сломали мне вдруг

И свинцовую кладь заставляют нести».

С соколом, попавшим в силки на охоте, та кого чернят языки сплетниц, « провела сладкие дни», « доверчивой слишком была», но «постоянства мужского в нем не нашла, ошиблась «человеком считая». В народе говорят, что шило в мешке не утаишь. Так и любовь нельзя скрыть, как бы не был силен , умён человек.

«Хоть, как целый аул, я рассудком сильна;

Не сумела любви своей скрыть, видит бог»…

Любовь великое и чистое чувство, честь женщины гор ничем не запятнана.

«Мир на чести моей не нашёл бы пятна…»

Героиня хочет получить ответ на вопрос «коралла из жемчужного моря».

«Разве сделалась хуже я с этой поры

Или юной красе уступила подруге другой».

Проклятьем для себя собой звучат слова.

«Пусть достанется тело моё воронью,

Если раз хоть с другим, как с тобою была».

Любовь всесильное чувство. Анхил Марин убеждена, что «страстью горевших» так много на земле и что

«Если страстью горевших неверными звать,

То с крестом на груди должен каждый ходить»

Трагична судьба поэтессы. Непонимание чувств горянки окружающими, привели её к гибели. Утверждение о том, что Анхил Марин привязали к самому высокому надгробному памятнику и зашили ей рот, в последнее время опровергается некоторыми из исследователей.

Мы остаёмся, в любом случае, приверженцами её поэзии.

Из сказанного выше следует:

Что стихотворения «Приди, ясноокий», «Чтоб тебя поразила стрела» являются криком души поэтессы.

Для раскрытия образа лирического героя Анхил Марин пользуется поэтическими средствами: эпитетами, метафорами, метонимиями.

Особенностью поэзии Анхил Марин можно назвать одухотворение неодушевленных предметов.

Например, улицы поэтесса называет «всезнающими».

Большое количество сравнений делают стихи горянки более поэтичными.

Почти в каждой строчке стихов Анхил Марин мы видим как поэтесса с презрением относилась к диким, жестоким нравам горцев, которые морально убивали женщину, унижали её достоинство, лишали её права быть счастливой.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Обозначьте тему и идею стихотворений «Приди, ясноокий…», «Чтоб тебя поразила стрела».

  2. Можно ли считать эти произведения революционными для своего времени?

  3. Почему лирическая героиня несчастна?

  4. Какой признак в стихотворении «Чтоб тебя поразила стрела» дает нам возможность определить, что описываемые в нем события происходят уже после присоединения Дагестана к России?

  5. К какому литературному направлению можно отнести творчество Анхил Марин?

  6. Найдите в текстах стихотворений средства выразительности речи.

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия

7. Домашнее задание: работа с конспектом.



Ответы направить на адрес эл. почты: [email protected]





Урок №___

Дисциплина: ОБД. Родная литература


Дата проведения:.01.02.2022г. Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа № 1-5

Профессия: 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Тема урока: «Творчество Щазы как одна из ярчайших страниц в истории дагестанской поэзии.»

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества Щазы из Куркли

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству Щазы из Куркли

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Литература народов Дагестана, З.А.Магомедов, С.М. Хайбуллаев.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.


Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  1. Обозначьте тему и идею стихотворений «Приди, ясноокий…», «Чтоб тебя поразила стрела».

  2. Можно ли считать эти произведения революционными для своего времени?

  3. Почему лирическая героиня несчастна?

  4. Какой признак в стихотворении «Чтоб тебя поразила стрела» дает нам возможность определить, что описываемые в нем события происходят уже после присоединения Дагестана к России?

  5. К какому литературному направлению можно отнести творчество Анхил Марин?

  6. Найдите в текстах стихотворений средства выразительности речи.

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  2. Изложение нового материала. Методика. Лекция с элементами беседы.


Щаза - лакская поэтесса и певица конца 19 начала 20 века. Щаза родилась в 1878 году в с. Куркли в бедной семье. Любовь к молодому человеку из богатой семьи оказалась для нее роковой. Девушка была обманута, ее не взяли замуж. Претерпев множество ударов судьбы, она стала слагать песни, петь на свадьбах и праздниках, причитать над умершими. Щаза была очень талантлива, сама сочиняла слова на свои песни и бесподобно их исполняла. Ее дар принёс ей славу, у лакцев она считается женщиной-легендой. Щаза умерла в 1932 году.

Щаза родилась в селе Куркли. Куркли стало частью её поэтического имени. У неё были три сестры: Айшат, Салихат и Чебудуш. Но поэтом и певицей стала только Щаза. Она обладала сильным, независимым характером, певческим и поэтическим талантом, была умной и необычайно красивой. Эти качества счастья много не приносят и сейчас, а тем более в то время. Она встретила юношу из другого селения, из богатой и знатной семьи. Они полюбили друг друга, но вмешались злые силы. Возможно, этими силами было имущественное неравенство, возможно, её пение. Песни слушать любили, но поющая принародно женщина теряла свою репутацию. Отец выгнал её из дома. У Щазы нет ни одного стихотворения о матери, о сёстрах. Не заступились? Видно страх перед мужем был очень селён, оказался не по силам даже матери.

И Щаза ушла из дома. Покинув родной дом, она долго жила в прислугах в разных селениях, яркая талантливая девушка становилась лёгкой добычей сплетников, и ей снова и снова приходилось искать новое место работы. Однажды к казикумухскому кадию (судье), в доме которого она работала, пришёл его кунак из Вачи. Где-то можно прочитать, что пришедший гость был не молод, где-то, что богат, кадий познакомил его с Щазой и её выдали замуж. Пишут, что в доме кадия к ней относились как к родной. Что ж, спасибо им, если так. Щаза устала скитаться по чужим людям, хотелось обрести свой дом. Но даже выйдя замуж, Щаза не могла не петь. Возможно, это было одной из многих, а может самой главной причиной того, что совместная жизнь не получилась.

Чем жить с

нелюбимым

Покорной женой,

Уж лучше метаться

От боли зубной.

Чем кланяться мужней

Постылой родне,

Уж лучше остаться

Безродною мне!

Неизвестно, как долго они прожили вместе. У них родились сын и дочь. Однажды Щаза пела на свадьбе и разгулявшиеся гости стали стрелять, одна из пуль попала в маленькую дочь Щазы, стоявшую с ней рядом. Рассказывают, что она прижала к себе мёртвую девочку и допела песню. Сильный характер. Наверно, Щаза и её муж были очень разными людьми.

По утрам зелёным

Выхожу я в поле,

Станом тополиным

Трепеща на воле.

Вечером в холодный

Возвращаюсь двор…

И несу в слезах я

Отнятый простор.

Не хотела, чтобы у неё отнимали простор, вот и ушла с сыном в никуда. Муж был лудильщиком, многие в Вачи занимались этим ремеслом. Чтобы заработать деньги, лудильщики уходили на отхожие промыслы. Вот и муж её ушёл и не вернулся. О нём больше ничего не известно. Можно предположить, что Щаза зарабатывала на жизнь пением на свадьбах, была плакальщицей. Примерно в 1925 году сын Абдурахман уехал в Москву, в 1933 году получил квартиру и пригласил её приехать к себе. Щаза приехала, но в Москве не осталась. В 1937 году Щаза умерла. Похоронена в Куркли. Недавно на её могиле поставили новый памятник. О ней помнят.

 

Родной аул милей Багдада,
Но мне пришлось в слезах уйти,
От вздоха моего и взгляда
Желтели травы на пути.

Любила — и осталась рана,
И пела — проклята отцом.
Что может быть грешней
Корана, Коль песню он клеймит грехом?

У всех в чести одни червонцы,
Без них и честь твоя — пустяк.
И кажется, что даже солнце
Не что иное, как пятак.


* * *

Одевает иней белый

Поздней осени жнивье...

Что же инеем оделось

Сердце бедное мое?

 

Покрывает снег зимою

Грудь широкую полей.

Что ж покрылось снегом сердце

В молодой груди моей!

 

Снег холодный не растает

В сердце горестном моем,

Если даже солнце станет

Ночью припекать и днем.

 

Слезы лить пойду на речку,

Да боюсь я, что река

От горючих слез бессчетных

Вдруг затопит берега.

 

Брошу я в почтовый ящик

Груз тяжелый дум своих...

Да боюсь я. что дорога

Вдруг обвалится от них.

 

 * * *

 

Чтоб взглянуть на мир с вершин,

Поднялась я на утес.

Белый налетел буран,

Кисею мою унес.

 

В поле я гулять пошла,

Чтоб набраться новых сил,—

Страсти налетел огонь,

Платье красное спалил.

 

Чтоб не лить горючих слез,

Вышла я на свежий луг.

Горе, горе мне!.. Трава

Вся в слезах стоит вокруг.


  1. Закрепление изученного материала.


1. Щаза родилась в ауле:

А) Куркли

Б) Кумух

В) Ругуджа

2. В каком году родилась Щаза?

А) 1920 г

Б) 1878 г.

В) 1825 г.

3. Широкую известность Щаза получила благодаря:

А) поэтическому дару

Б) прекрасному голосу

В) все ответы верны

4. Лакцы до сих пор считают ее:

А) непревзойденной певицей

Б) актрисой

В) позором для семьи

5. На какую тематику писала Щаза?

6. Почему Щаза ушла из дома?

7. В каком году умерла ?




6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия

7. Домашнее задание: работа с конспектом.



Ответы направить на адрес эл. почты: [email protected]


 

 

 

 

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!