Тема урока: Е.А.Баратынский «Где сладкий шёпот…»
Цель: продолжить знакомство с поэзией Е.А.Баратынского;
Познакомить со стихотворением «Где сладкий шёпот…»;
Развивать поэтический слух детей, внимание, наблюдательность;
Расширить кругозор учащихся через чтение книг различных жанров;
Воспитывать эстетический вкус, любовь к поэзии;
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1.Выставка иллюстраций учащихся к стихотворении Е.А.Баратынского «Вена,весна! Как воздух чист!...
2.Выразительное чтение стихотворения (с.143-144)
- Какие чувства вы хотите передать при чтении стихотворения?
- Нравиться ли вам весна?
- Чем именно нравиться?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра «Составь пословицу»
Детям предлогается собрать из карточек с записанными на них словами пословицу
ЗНАЕТ ТОТ ЧИТАЕТ МНОГО КТО МНОГО
( Кто много читает, тот много знает.)
-Как вы понимаете смысл пословицы?
-Какие книги любите читать?
2. Игра «Шифровальщик»
- Зачеркните одинаковые согласные буквы – и узнаете, с чем мы ознакомимся сегодня на уроке
С Ч Л Б Р Ф Т Б И Ф Р Л Х Ч
( СТИХ )
- А о чём же это стихотворение?
- Отгадайте загадку.
Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла. (ЗИМА)
- А кто же автор?
- Восстановите имя, отчество и фамилию автора, с произведением которого мы ознакомимся на уроке.
Евг…ий Абр…вич Бара…ий
- Действительно, это Евгений Абрамович Баратынский.
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
- Сегодня мы будем читать стихотворение Е.А.Баратынского «Где сладкий шёпот…».
V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Подготовка к выразительному чтению
Дыхательная гимнастика
Упражнение «Свеча»
Глубокий вдох, выдох медленный, ровный, как будто дуете на пламя свечи так, чтобы не загасить его, а заставить гореть под ровным постоянным наклоном.
Упражнение «Погаси свечу»
Глубокий вдох, резкий сильный выдох: пламя свечи должно погаснуть.
Отработка дикции
Чистоговорка
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – всё засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щёки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
Вступительная беседа
- Что вы знаете о Е.А.Баратынском?
3. Показательное чтение стихотворение Е.А. Баратынского (с.144)
- Какому времени года посвящено это стихотворение?
4. Словарная работа
РОПОТ – недовольство, выражаемое негромкой речью, в неясной форме.
ДОЛЫ – удлинённая впадина (вдоль речного русла, среди гор).
ЦЕПЕНИТЬ – становиться неподвижным, как бы застывшим.
МГЛА – непрозрачный воздух ( от тумана, пыли, сумерек)
5. Повторное чтение стихотворения «шёпотом»
6. Беседа по содержанию
- Какие изменения произошли в природе?
- Какие вопросы задаёт поэт?
- Что было мило ему летом?
- Как вы понимаете выражение «ручей немеет»?
- В какое состояние входит природа?
- Как ведёт себя ветер?
- Прочитайте подчёркнутые слова. Как они помогают поэту сравнить зиму и лето?
- Каким настроением проникнуто произведение?
- Почему вы так думаете?
7. Физкультминутка.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Нас работа ещё ждёт.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
8. Конкурс на лучшего чтеца
- С каким настроением нужно читать стихотворение?
- Какие предложения требуют вопросительной интонации?
- Определите силу голоса.
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа по иллюстрации к тексту (с.144)
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Кто на ней изображён?
- Как вы думаете, может ли это быть сам поэт?
- Можно ли сказать, что иллюстрация полностью соответствует содержанию стихотворения?
- Какие строчки стихотворения подходят для описания иллюстрации?
Технология «Корзина знаний»
- Почему Е.А.Баратынский написал это стихотворение?
VII. ИТОГ УРОКА
Игра «Интервью»
На уроке мне понравилось…
На уроке мне было трудно…
На уроке я учился…
На уроке я узнал…
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать стихотворение Е.Баратынского (с.144)
-