СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Единицы измерения количества информации (бит, байт, Кб, Мб, Гб).

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Информатика.

Преподаватель: Амирханова А. К.

Курс 1.

Специальность: 40.20.01. Право и организации специального обеспечения.

Тема урока: Единицы измерения количества информации (бит, байт, Кб, Мб, Гб).

Изучение новой темы

Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.

Поступающее человеку сообщение информативно (содержит ненулевую информацию), если оно пополняет знания человека, если содержащиеся в нём сведения являются новыми и понятными.

Если сведения старые, известные или непонятные, то сообщение неинформативно (содержит нулевую информацию).

 

Пример:

Вчерашняя, полностью прочитанная газета (не пополняет знания человека) – количество информации данного источника равно нулю.

Свежая газета (пополняет знания человека) – количество информации данного источника не равны нулю.

Какой из следующих источников содержит для вас ненулевую информацию?

  • книга на китайском языке;
  • сборник стихов С. Маршака, которые вы знаете наизусть;
  • учебник геометрии для девятого класса;
  • прогноз погоды на завтра.

Определите, какое из сообщений содержит для вас информацию.

  • Площадь Тихого океана – 179 млн. кв. км.
  • Москва – столица России
  • Вчера весь день шёл дождь.
  • Завтра ожидается солнечная погода.
  • Дивергенция однородного векторного поля равна нулю.
  • Dog – собака (по-английски).
  • 2 х 2 = 4.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

Получение новой информации приводит к расширению знаний – к уменьшению неопределенности знаний.

Пример:

Ученик сдал тетрадь с выполненной контрольной работой. Он не знает оценку за работу, мучается неопределенностью. Наконец, учитель объявляет результат. Ученик получает сообщение, которое приносит полную определенность, теперь он знает оценку. Ученик получил информацию.

Подход к информации как мере уменьшения неопределенности знаний позволяет количественно измерять информацию.

Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза, несёт 1 бит информации.

Существует формула, которая связывает количество возможных информационных сообщений N и количество информации I , которое несет полученное сообщение:

N = 2I

Единицы измерения информации

С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Символы двоичного кода 0 и 1 принято называть битами. Бит – наименьшая единица измерения информации.

Название

Обозначение

Соотношение с другими единицами

Байт

б

1 байт = 8 бит

Килобайт

Кб

1 Кбайт = 1024 байт

Мегабайт

Мб

1 Мбайт = 1024 Кб

Гигабайт

Гб

1 Гбайт = 1024 Мб

Терабайт

Тб

1 Тбайт = 1024 Гб

 

Первичное закрепление знаний

Решение задач

  1. Вы бросаете монету, загадывая, что выпадет: орёл или решка? Какое количество информации вы при этом получите?

N=2 2i=2 i =1 бит. Таким образом, сообщение о результате жребия несёт 1 бит информации.

  1. «Вы выходите на следующей остановке?» – спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержит ответ?

N=2, т.к. можно ответить «Да» или «Нет», т.е. выбрать один ответ из двух возможных 2i=2 i =1 бит. Таким образом, сообщение несёт 1 бит информации.

  1. Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получите?

Из двух сигналов (желтого и зеленого) необходимо выбрать один – зеленый N=2 2i=2 i =1 бит.

  1. На железнодорожном вокзале 8 путей отправления поездов. Вам сообщили, что ваш поезд прибывает на четвертый путь. Сколько информации вы получили?

Из 8 путей нужно выбрать один N=8 2i=8 i =3 .

Таким образом, сообщение несёт 3 бита информации.

Домашнее задание

    1. Решить задачу: в многоэтажном доме 16 этажей. Вам сообщили, что «Саша живет на 5 этаже». Какое количество информации несёт данное сообщение?

 

 

 

 

 

Предмет: Информатика.

Преподаватель: Амирханова А. К.

Курс 1.

Специальность: 40.20.01. Право и организации специального обеспечения.

Тема урока :  Система счисления. Позиционная система счисления.

Система счисления — это способ записи чисел.

Система счисления — это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемые цифрами.

Алфавит системы счисления  это используемый в ней набор цифр.

Основание системы счисления  это количество цифр в алфавите (мощность алфавита).

Различают непозиционные и позиционные системы счисления.

В непозиционных системах счисления величина, которую обозначает цифра, не зависит от положения этой цифры в числе.

Примером непозиционной системы, которая сохранилась до наших дней, может служить система Древнего Рима.

Римская система счисления. В качестве цифр использовались большие латинские буквы. А остальные числа записываются комбинациями этих знаков. Число формировалось из цифр, а также с помощью групп: Группа 1-го вида — несколько одинаковых подряд идущих цифр: XX = 20 (не более трёх одинаковых цифр); Группа 2-го вида — разность значений двух цифр, если слева стоит меньшая: СМ = 1000 – 100 = 900 (может стоять только одна цифра). Величина числа суммируется из значений цифр и групп 1-го или 2-го вида.

Позиционные системы счисления.

Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры зависит от её положения (места, позиции) в записи числа. Основное достоинство любой позиционной системы счисления — возможность записи произвольного числа ограниченным количеством символов. Пример этой системы — привычная нам десятичная система счисления. Существует бесконечно много позиционных систем счисления. Каждая из них определяется целым числом q>1, называемым основанием системы счисления. Для записи чисел в позиционной системе счисления с основанием q нужен алфавит из q цифр. В q-ичной системе счисления q единиц какого-либо разряда образуют единицу следующего разряда. Последовательность чисел, каждое из которых задает «вес» соответствующего разряда, называется базисом позиционной системы счисления. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых называется развёрнутой формой записи числа в системе счисления с основанием qСвёрнутой формой представления числа называется его запись в виде:

Свернутой формой записи числа мы пользуемся в повседневной жизни. Развёрнутая форма записи чисел также всем хорошо известна. Ещё в начальной школе дети учат записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых. Если представить разряды в виде степеней основания, то получим:

Иногда бывает полезно преобразовывать развернутую форму записи числа так, чтобы избежать возведения основания в степень. Такую формулу представления числа называют схемой Горнера.

В наши дни большой практический интерес представляют двоичная, троичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Двоичная система счисления — самая важная для компьютеров. В двоичной системе счисления основание — 2, а алфавит состоит из двух цифр 0 и 1.

Перевод числа, записанного в системе счисления с основанием q, в десятичную систему счисления основан на использовании развёрнутой формы записи чисел.

Алгоритм перевода в 10-ю систему счисления:

  1. Записать развёрнутую форму числа.
  2. Представить все числа, фигурирующие в развёрнутой форме, в 10-й системе счисления.
  3. Вычислить значение полученного выражения.

Перевод в десятичную систему счисления целых двоичных чисел будет значительно проще, если вспомнить и использовать уже знакомую вам таблицу степеней двойки.

Рассмотрим пример:

Для перевода двоичного числа в десятичную систему счисления можно воспользоваться схемой Горнера.

  1. Возьмем 1, соответствующую самому старшему разряду числа, и умножим её на 2.
  2. Прибавим следующую цифру.
  3. Умножим результат на 2.
  4. Прибавим следующую цифру.
  5. Умножим результат на 2.
  6. Прибавим следующую цифру.
  7. Умножим результат на 2.

Рассмотрим несколько примеров решения задач.

Десятичное число 57 в некоторой системе счисления записывается как 212. Определим основание этой системы счисления. Решение: поскольку в записи числа 212есть цифра 2, то можно сказать, что q>2. Представим число 212в развёрнутой форме и приравняем к 57.

Решим уравнение: это квадратное уравнение, его корни Х= –5,5; Х= 5. Так как основание системы счисления должно быть натуральным числом, то q = 5

Перевод целого десятичного числа в систему счисления с оcнованием q

Для перевода целого десятичного числа в систему счисления с основанием q следует:

  1. Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получится частное, равное нулю.
  2. Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие алфавиту новой системы счисления.
  3. Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.

Для перевода целого десятичного числа в двоичную систему счисления можно воспользоваться таблицей степеней двойки. Рассмотрим пример: переведем число 529 в двоичную систему счисления.

Представим число в виде суммы степеней двойки, для этого:

— возьмем максимально возможное значение, не превышающее исходное число (512 < 529);

— найдем разность между исходным числом и этим значением (17);

— выпишем степень двойки, не превышающее эту разность и т. д. Когда исходное число было представлено в виде суммы, мы построили его двоичное представление, записав 1 в разрядах, соответствующих слагаемых, вошедшим в сумму, и 0 – во всех остальных разрядах.

52910 = 512 + 17 = 512 + 16 +1 = 2+ 24 + 2= 10000100012

Перевод десятичной дроби в систему счисления с основанием q

Для перевода конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q следует:

  1. Последовательно умножать данное число и получаемые дробные части произведения на основание новой системы счисления до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равна нулю или не будет достигнута требуемая точность представления числа.
  2. Полученные целые части (цифры числа) привести в соответствие алфавиту новой системы счисления.
  3. Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.

При необходимости перевод целого числа А из системы счисления с основанием в систему счисления с основанием q можно свести к хорошо знакомым действиям в десятичной системе счисления: перевести исходное число в десятичную систему счисления, после чего полученное десятичное число представить в требуемой системе счисления.

Быстрый перевод чисел в компьютерных системах счисления

Способ «быстрого» перевода основан на том, что каждой цифре числа в системе счисления, основание которой q кратно степени двойки, соответствует число, состоящее из n (q=2n) цифр в двоичной системе счисления. Замена восьмеричных цифр двоичными тройками (триадами) и шестнадцатеричных цифр двоичными четвёрками (тетрадами) позволяет осуществлять быстрый перевод. Для этого:

  1. Данное двоичное число надо разбить справа налево на группы по n цифр в каждой.
  2. Если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то её надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов.
  3. Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать её соответствующей цифрой системы счисления с основанием q = 2n.

Рассмотрим перевод целых чисел между двоичной и 16-ной системами счисления

 

Рассмотрим перевод дробной части между двоичной и восьмеричной системами

Чтобы записать правильную двоичную дробь в системе счисления с основанием q = 2n, достаточно:

двоичное число разбить слева направо на группы по n цифр в каждой; если в последней правой группе окажется меньше n разрядов, то её надо дополнить справа нулями до нужного числа разрядов; рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать её соответствующей цифрой.

Итак, сегодня вы узнали, что существуют разные системы счисления: непозиционные и позиционные. Позиционные системы счисления имеют алфавит и основание и его можно представить в развернутом виде. Научились переводить из 10 с.с в любую другую систему счисления. Научились переводить из 2, 8, 16 сс в 10 с.с. Узнали, как быстро можно переводить числа между системами.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Единицы измерения количества информации (бит, байт, Кб, Мб, Гб).»

Предмет: Информатика.

Преподаватель: Амирханова А. К.

Курс 1.

Специальность: 40.20.01. Право и организации специального обеспечения.

Тема урока: Уменьшение неопределенности знаний.

Единицы измерения количества информации (бит, байт, Кб, Мб, Гб).


Изучение новой темы

Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.

Поступающее человеку сообщение информативно (содержит ненулевую информацию), если оно пополняет знания человека, если содержащиеся в нём сведения являются новыми и понятными.

Если сведения старые, известные или непонятные, то сообщение неинформативно (содержит нулевую информацию).


Пример:

Вчерашняя, полностью прочитанная газета (не пополняет знания человека) – количество информации данного источника равно нулю.

Свежая газета (пополняет знания человека) – количество информации данного источника не равны нулю.

Какой из следующих источников содержит для вас ненулевую информацию?

  • книга на китайском языке;

  • сборник стихов С. Маршака, которые вы знаете наизусть;

  • учебник геометрии для девятого класса;

  • прогноз погоды на завтра.

Определите, какое из сообщений содержит для вас информацию.

  • Площадь Тихого океана – 179 млн. кв. км.

  • Москва – столица России

  • Вчера весь день шёл дождь.

  • Завтра ожидается солнечная погода.

  • Дивергенция однородного векторного поля равна нулю.

  • Dog – собака (по-английски).

  • 2 х 2 = 4.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

Получение новой информации приводит к расширению знаний – к уменьшению неопределенности знаний.

Пример:

Ученик сдал тетрадь с выполненной контрольной работой. Он не знает оценку за работу, мучается неопределенностью. Наконец, учитель объявляет результат. Ученик получает сообщение, которое приносит полную определенность, теперь он знает оценку. Ученик получил информацию.

Подход к информации как мере уменьшения неопределенности знаний позволяет количественно измерять информацию.

Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза, несёт 1 бит информации.

Существует формула, которая связывает количество возможных информационных сообщений N и количество информации I , которое несет полученное сообщение:

N = 2I

Единицы измерения информации

С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Символы двоичного кода 0 и 1 принято называть битами. Бит – наименьшая единица измерения информации.

Название

Обозначение

Соотношение с другими единицами

Байт

б

1 байт = 8 бит

Килобайт

Кб

1 Кбайт = 1024 байт

Мегабайт

Мб

1 Мбайт = 1024 Кб

Гигабайт

Гб

1 Гбайт = 1024 Мб

Терабайт

Тб

1 Тбайт = 1024 Гб


Первичное закрепление знаний

Решение задач

  1. Вы бросаете монету, загадывая, что выпадет: орёл или решка? Какое количество информации вы при этом получите?

N=2 2i=2 i =1 бит. Таким образом, сообщение о результате жребия несёт 1 бит информации.

  1. «Вы выходите на следующей остановке?» – спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержит ответ?

N=2, т.к. можно ответить «Да» или «Нет», т.е. выбрать один ответ из двух возможных 2i=2 i =1 бит. Таким образом, сообщение несёт 1 бит информации.

  1. Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получите?

Из двух сигналов (желтого и зеленого) необходимо выбрать один – зеленый N=2 2i=2 i =1 бит.

  1. На железнодорожном вокзале 8 путей отправления поездов. Вам сообщили, что ваш поезд прибывает на четвертый путь. Сколько информации вы получили?

Из 8 путей нужно выбрать один N=8 2i=8 i =3 .

Таким образом, сообщение несёт 3 бита информации.

Домашнее задание

    1. Решить задачу: в многоэтажном доме 16 этажей. Вам сообщили, что «Саша живет на 5 этаже». Какое количество информации несёт данное сообщение?






Предмет: Информатика.

Преподаватель: Амирханова А. К.

Курс 1.

Специальность: 40.20.01. Право и организации специального обеспечения.

Тема урока : Система счисления. Позиционная система счисления.

Система счисления — это способ записи чисел.

Система счисления — это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемые цифрами.

Алфавит системы счисления  это используемый в ней набор цифр.

Основание системы счисления  это количество цифр в алфавите (мощность алфавита).

Различают непозиционные и позиционные системы счисления.

В непозиционных системах счисления величина, которую обозначает цифра, не зависит от положения этой цифры в числе.

Примером непозиционной системы, которая сохранилась до наших дней, может служить система Древнего Рима.

Римская система счисления. В качестве цифр использовались большие латинские буквы. А остальные числа записываются комбинациями этих знаков. Число формировалось из цифр, а также с помощью групп: Группа 1-го вида — несколько одинаковых подряд идущих цифр: XX = 20 (не более трёх одинаковых цифр); Группа 2-го вида — разность значений двух цифр, если слева стоит меньшая: СМ = 1000 – 100 = 900 (может стоять только одна цифра). Величина числа суммируется из значений цифр и групп 1-го или 2-го вида.

Позиционные системы счисления.

Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры зависит от её положения (места, позиции) в записи числа. Основное достоинство любой позиционной системы счисления — возможность записи произвольного числа ограниченным количеством символов. Пример этой системы — привычная нам десятичная система счисления. Существует бесконечно много позиционных систем счисления. Каждая из них определяется целым числом q1, называемым основанием системы счисления. Для записи чисел в позиционной системе счисления с основанием q нужен алфавит из q цифр. В q-ичной системе счисления q единиц какого-либо разряда образуют единицу следующего разряда. Последовательность чисел, каждое из которых задает «вес» соответствующего разряда, называется базисом позиционной системы счисления. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых называется развёрнутой формой записи числа в системе счисления с основанием qСвёрнутой формой представления числа называется его запись в виде:

Свернутой формой записи числа мы пользуемся в повседневной жизни. Развёрнутая форма записи чисел также всем хорошо известна. Ещё в начальной школе дети учат записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых. Если представить разряды в виде степеней основания, то получим:

Иногда бывает полезно преобразовывать развернутую форму записи числа так, чтобы избежать возведения основания в степень. Такую формулу представления числа называют схемой Горнера.

В наши дни большой практический интерес представляют двоичная, троичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Двоичная система счисления — самая важная для компьютеров. В двоичной системе счисления основание — 2, а алфавит состоит из двух цифр 0 и 1.

Перевод числа, записанного в системе счисления с основанием q, в десятичную систему счисления основан на использовании развёрнутой формы записи чисел.

Алгоритм перевода в 10-ю систему счисления:

  1. Записать развёрнутую форму числа.

  2. Представить все числа, фигурирующие в развёрнутой форме, в 10-й системе счисления.

  3. Вычислить значение полученного выражения.

Перевод в десятичную систему счисления целых двоичных чисел будет значительно проще, если вспомнить и использовать уже знакомую вам таблицу степеней двойки.

Рассмотрим пример:

Для перевода двоичного числа в десятичную систему счисления можно воспользоваться схемой Горнера.

  1. Возьмем 1, соответствующую самому старшему разряду числа, и умножим её на 2.

  2. Прибавим следующую цифру.

  3. Умножим результат на 2.

  4. Прибавим следующую цифру.

  5. Умножим результат на 2.

  6. Прибавим следующую цифру.

  7. Умножим результат на 2.

Рассмотрим несколько примеров решения задач.

Десятичное число 57 в некоторой системе счисления записывается как 212. Определим основание этой системы счисления. Решение: поскольку в записи числа 212есть цифра 2, то можно сказать, что q2. Представим число 212в развёрнутой форме и приравняем к 57.

Решим уравнение: это квадратное уравнение, его корни Х= –5,5; Х= 5. Так как основание системы счисления должно быть натуральным числом, то q = 5

Перевод целого десятичного числа в систему счисления с оcнованием q

Для перевода целого десятичного числа в систему счисления с основанием q следует:

  1. Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получится частное, равное нулю.

  2. Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие алфавиту новой системы счисления.

  3. Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.

Для перевода целого десятичного числа в двоичную систему счисления можно воспользоваться таблицей степеней двойки. Рассмотрим пример: переведем число 529 в двоичную систему счисления.

Представим число в виде суммы степеней двойки, для этого:

— возьмем максимально возможное значение, не превышающее исходное число (512 );

— найдем разность между исходным числом и этим значением (17);

— выпишем степень двойки, не превышающее эту разность и т. д. Когда исходное число было представлено в виде суммы, мы построили его двоичное представление, записав 1 в разрядах, соответствующих слагаемых, вошедшим в сумму, и 0 – во всех остальных разрядах.

52910 = 512 + 17 = 512 + 16 +1 = 2+ 24 + 2= 10000100012

Перевод десятичной дроби в систему счисления с основанием q

Для перевода конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q следует:

  1. Последовательно умножать данное число и получаемые дробные части произведения на основание новой системы счисления до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равна нулю или не будет достигнута требуемая точность представления числа.

  2. Полученные целые части (цифры числа) привести в соответствие алфавиту новой системы счисления.

  3. Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.

При необходимости перевод целого числа А из системы счисления с основанием в систему счисления с основанием q можно свести к хорошо знакомым действиям в десятичной системе счисления: перевести исходное число в десятичную систему счисления, после чего полученное десятичное число представить в требуемой системе счисления.

Быстрый перевод чисел в компьютерных системах счисления

Способ «быстрого» перевода основан на том, что каждой цифре числа в системе счисления, основание которой q кратно степени двойки, соответствует число, состоящее из n (q=2n) цифр в двоичной системе счисления. Замена восьмеричных цифр двоичными тройками (триадами) и шестнадцатеричных цифр двоичными четвёрками (тетрадами) позволяет осуществлять быстрый перевод. Для этого:

  1. Данное двоичное число надо разбить справа налево на группы по n цифр в каждой.

  2. Если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то её надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов.

  3. Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать её соответствующей цифрой системы счисления с основанием q = 2n.

Рассмотрим перевод целых чисел между двоичной и 16-ной системами счисления

 

Рассмотрим перевод дробной части между двоичной и восьмеричной системами

Чтобы записать правильную двоичную дробь в системе счисления с основанием q = 2n, достаточно:

двоичное число разбить слева направо на группы по n цифр в каждой; если в последней правой группе окажется меньше n разрядов, то её надо дополнить справа нулями до нужного числа разрядов; рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать её соответствующей цифрой.

Итак, сегодня вы узнали, что существуют разные системы счисления: непозиционные и позиционные. Позиционные системы счисления имеют алфавит и основание и его можно представить в развернутом виде. Научились переводить из 10 с.с в любую другую систему счисления. Научились переводить из 2, 8, 16 сс в 10 с.с. Узнали, как быстро можно переводить числа между системами.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!