СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "Энергетический обмен в клетке" 9класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: продолжить формирование знаний об обмене веществ, раскрыв сущность энергетического обмена.

Задачи урока:

-сформировать знания о трех этапах энергетического обмена на примере углеводного обмена; подвести обучающихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке;

-способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части;

-обучающиеся должны понять роль ферментов в реакциях обмена веществ животных в природе, способствовать развитию творческого мышления; способствовать развитию экологического сознания.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Энергетический обмен в клетке" 9класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области







Открытый урок в 9-в классе по теме

«Энергетический обмен в клетке»




Учитель биологии: Давыдова Людмила Михайловна
















2019-2020 учебный год

Тема: Энергетический обмен в клетке.


Цель урока: продолжить формирование знаний об обмене веществ, раскрыв сущность энергетического обмена.

Задачи урока:

-сформировать знания о трех этапах энергетического обмена на примере углеводного обмена; подвести обучающихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке;

-способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части;

-обучающиеся должны понять роль ферментов в реакциях обмена веществ животных в природе, способствовать развитию творческого мышления; способствовать развитию экологического сознания.

Формируемые результаты и УУД:

коммуникативные: формирование собственного мнение и позиции, умения аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа, умения организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, формирование умения адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;

познавательные: развитие умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, умений выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу;

личностные:формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека, развитие ответственного отношения к обучению, навыков обучения, оценивания результатов своей деятельности на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, видеофрагмент «АТФ и молочная кислота»



Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке.

Об обменен веществ

А если точнее?

О двух его сторонах: пластическом и энергетическом обмене.

1.Задание: установите соответствие между процессами протекающими в клетках организмов, и их принадлежностью к ассимиляции и диссимиляции:

Процессы

Обмен веществ

1. испарение воды

2. дыхание

3. расщепление жиров

4. биосинтез белков

5. фотосинтез

6. расщепление белков

7. расщепление полисахаридов

8. биосинтез жиров

9. синтез нуклеиновых кислот

10. хемосинтез


А – ассимиляция (4 5 8 9 10)

Б – диссимиляция (1 2 3 6 7)



У: На столе у меня стоит детская игрушка. Что заставляет её двигаться?

У: А что служит таковым ключом для живых организмов?

О: энергия АТФ

У: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

О: Об энергетическом обмене и синтезе АТФ

Итак тема нашего урока «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН В КЛЕТКЕ»

У: Как вы думаете, в чем цель нашей сегодня работы на уроке?

О: Разобраться, как происходит энергетический обмен в клетке и как осуществляется синтез АТФ

Какие задачи мы поставим перед собой?

- изучить этапы энергетического обмена на примере углеводного обмена;

-сделать вывод о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке



У: Прежде чем мы начнем изучать тему, давайте обратимся к литературе. Отрывок из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

Герои только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. «Быть может оно слишком долго лежало?» - озадачено спросил один из них. «Нет, оно к сожалению, слишком долго бежало!» - ответил ученый Паганель. Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотились и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно.

Мог ли Паганель объяснить причину описанного им явления. На тот момент вряд ли. Но пользуясь данными современной науки сделать это совсем не трудно и в это вы очень скоро убедитесь. А разобраться в причине данного явления ответить на вопрос почему мясо стало вдруг не съедобным поможет тема: Энергетический обмен. Синтез АТФ, знания, которой пригодятся в жизни. Повторение.

-Давайте вспомним строение клетки, потому что это поможет лучше понять сегодняшнюю тему.

Работа с интерактивной моделью клетки

-Поставьте в листы контроля себе оценку Самоконтроля за повторение. Если вы знали названия и функции всех органоидов поставьте себе 5, если не знали 1-2 органоида поставьте 4, если не знали больше поставьте 3.

  1. Изучение новой темы.

Дайте определение, что такое энергетический обмен.

У: Какому органоиду клетки принадлежит ведущая роль в этом процессе?

О: Митохондрия

У: А теперь я предлагаю, используя текст учебника заполнить таблицу. (1 группа заполняет 2 колонку, 2 группа заполняет 3 колонку, 3 группа заполняет 4 колонку)

При ответе 3группы сообщение об учёном Кребсе

Ханс Адольф Кребс (1900-81) Британский биохимик, выходец из Германии. Родился в Хилдесхайме (Германия) в еврейской семье отоларинголога. В 1925 году получил степень доктора медицины в Гамбургском университете и начал исследования в Фрейбургском университете. В 1933 году, после того как к власти в Германии пришли нацисты, Кребс эмигрировал в Англию, где работал вначале в Шеффилдском (1935–54), а затем в Оксфордском университете. В Шеффилде Кребс определял относительное содержание различных молекул в тканях свиньи после вдоха, и в 1937 году воспроизвел химический цикл, который теперь носит его имя и за который в 1953 году он был удостоен Нобелевской премии в области физиологии и медицины.

Физкультпауза

Проверка таблицы, на слайде заполненная таблица. Поставьте в листы самоконтроля оценку за заполнение таблицы.

  1. Анализируем информацию.

У: А теперь обратимся к проблеме, которую я озвучила в начале урока. Почему же мясо убитой гуанако было несъедобным?

О: Рассуждения

У: Предлагаю посмотреть видеофрагмент, который окончательно даст ответ на этот вопрос.

О: вывод: мясо оказалось несъедобным, потому что во время бега в мышцах гуанако преобладает гликолиз, в результате которого образуется много молочной кислоты, которая и делает мясо непригодным для употребления.

  1. Закрепление

1.Работа в парах:

Каждой группе предлагается одинаковый набор карточек с названиями исходных веществ и продуктов на каждом этапе энергетического обмена. 1 группа выбирает вещества для подготовительного этапа, 2 группа для бескислородного расщепления, 3 группа для кислородного расщепления.

2.Тест в маршрутных листах (по вариантам)



  1. Итог урока. Выставление оценок.

  2. Д/з. п.20, отв. на вопросы, выполнить задания 72, 73 стр.36-37 в раб. тетради

Для выбравших экзамен из Решу ОГЭ (каталог Строение клетки)





  1. Рефлексия.

В начале урока я сказала, что в результате изучения темы вы получите знания, которые будут вам полезны в жизни и помогут ответить на ряд вопросов. Давайте я начну, а вы продолжите.

Я узнал

Как ………..

Почему ………..

Зачем ………….

























  1. Энергетический обмен сложный биохимический процесс, протекающий в живых организмах

  2. Катаболизм и анаболизм две взаимосвязанные стороны процесса метаболизма.

  3. Глюкоза богатое энергией химическое соединение.

  4. Энергия аккумулируется в виде АТФ в митохондриях.

  5. Процесс энергетического обмена происходит в три этапа, при участии ферментов.

  6. Энергия необходима для процессов жизнедеятельности всех живых организмов

  7. Этап рефлексии. Слайд 31.

  8. Продолжите предложения.

  9. Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать:

  10. - для меня было открытием то, что...

  11. - сегодня на уроке мне удалось (не удалось)...



Физкультпауза для улучшения мозгового кровообращения (вариант 3)

1.Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

2. И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и. п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Релаксация

  • Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.

  • Зажмурьтесь посильнее, а затем широко откройте глаза, словно вы чему-то очень удивились. Повторите ещё раз.


6. Рефлексия

Давайте подведем итоги. Для этого вам необходимо закончить фразу (только одну, любую): «Уходя с урока, я хочу сказать …»

1. Мне было (интересно, неинтересно) на уроке_____________

2. Я (доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________

3. Я (понял(ла), не понял(ла)) _____________ учебный материал на уроке.




Рефлексия

– Что на уроке было главным? 
– Что было интересным? 
– Что вы узнали нового? 
– Чему вы научились?















Приложение №1. Этапы энергетического обмена.




Подготовительный этап

Бескислородный этап. Гликолиз

Кислородный этап.

Дыхание

Где происходит расщепление

В органах пищеварения

Внутри клетки

В митохондриях

Чем активизируется расщепление

Ферменты пищеварительных соков

Ферменты мембраны

Ферменты митохондрий

До каких веществ расщепляются соединения клетки

Б – аминокислоты

У – глюкоза

Ж – глицерин, ЖК

Глюкоза – 2 молекулы молочной кислоты

Молочная кислота до СО2 и Н2О

Сколько синтезируется энергии в виде АТФ

-----

2АТФ

36АТФ

В ывод: С6Н12О6 6СО2+6Н2О+38АТФ













Приложение №2. Тест

Вариант№1.

  1. Исходным веществом для энергетического обмена является:

А) молочная кислота

Б) глюкоза

В) вода и углекислый газ

2. Энергетический выход гликолиза равен:

А) 38АТФ

Б) 36АТФ

В) 2АТФ

3. В результате интенсивной физической работы в клетках мышечной ткани преобладает этап:

А) подготовительный

Б) бескислородный

В) кислородный

4. Подготовительный этап у многоклеточных проходит:

А) в митохондриях

Б) в цитоплазме

В) в пищеварительной системе

5. Сколько молекул АТФ образуется при окислении 3 молекул глюкозы:

А) 114

Б) 76

В)152









Вариант №2

  1. Конечными веществами энергетического обмена являются:

А) молочная кислота

Б) глюкоза

В) вода и углекислый газ

2. Энергетический выход кислородного этапа равен:

А) 38АТФ

Б) 36АТФ

В) 2АТФ

3. Бескислородный этап у многоклеточных проходит:

А) в митохондриях

Б) в цитоплазме

В) в пищеварительной системе

4. В результате интенсивной физической работы в клетках мышечной ткани преобладает этап:

А) подготовительный

Б) бескислородный

В) кислородный

5. . Сколько молекул АТФ образуется при окислении 4 молекул глюкозы:

А) 114

Б) 76

В)152









Приложение №3

Задача. Вариант №1. Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 70 молекул глюкозы?

Задача. Вариант №2. Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 50 молекул глюкозы?





Приложение №4

Лист контроля

ФИ

Повторение (С/к)

Сам.раб (С/К)

Тест (В/к)

Задача (С/к)

Итог урока









Задача 2

При беге на дистанции 100 м вам стало жарко и участилось дыхание, но не сразу, а лишь после 50 м бега. Почему?

Работа в группах: Каждой группе предлагается одинаковый набор карточек с названиями исходных веществ и продуктов на каждом этапе энергетического обмена. 1 группа выбирает вещества для подготовительного этапа, 2 группа для бескислородного расщепления, 3 группа для кислородного расщепления. При помощи магнитов укрепить выбранные карточки на доске.









Белки



Глицерин



2 молекулы АТФ



Жиры



Жирные кислоты



Кислород



Углеводы



Глюкоза




СО2

Аминокис-лоты

Молочная кислота



Н2О



36 молекул АТФ



36 молекул АТФ



36 молекул АТФ

36 молекул АТФ


36 молекул АТФ

36 молекул АТФ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП



НЕПОЛНОЕ БЕСКИСЛОРОДНОЕ РАСЩЕПЛЕНИЕ



ПОЛНОЕ КИСЛОРОДНОЕ РАСЩЕПЛЕНИЕ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!