СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Где живут белые медведи?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Где живут белые медведи?»


Конспект

урока

по окружающему миру

на тему

«Где живут белые медведи?»

Тема урока: Где живут белые медведи?

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока:

Формировать представление о разнообразии природы Земли, познакомить с холодными и теплыми районами Земли, с животным миром этих районов.

Задачи урока:

Предметные: формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли, познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира, учить элементарным приемам работы с картой и глобусом.

Метапредметные:

-познавательные: развивать умение строить речевое высказывание, формулировать проблемы и решать их, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и в раздаточном материале для выполнения учебных заданий, обобщать.

-коммуникативные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, воспитание интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.

-регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, речь, планировать свои действия.

-личностные: формировать положительную мотивацию, учить адекватно оценивать свою деятельность, выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

-здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.


Оборудование: компьютер; презентация «Где живут белые медведи», «Арктика» и «Антарктида», учебник «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А., «Рабочая тетрадь» авт. Плешаков А.А., глобус, карта полушарий, карточки с названиями Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан, Арктика, Антарктида; рисунки белого медведя и пингвина и др. животных Арктики и Антарктиды; изображения Муравьишки и Мудрой Черепахи, раздаточный материал,электронное приложение к учебнику.


Планируемые результаты:

Предметные.

Обучающиеся научатся:


- находить на глобусе холодные районы Земли;

- различать животных холодных районов;

- подбирать одежду для разных случаев;

- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Метапредметные.


Познавательные УУД:


  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,

сравнивать и группировать предметы и их образы.

-строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ко-ученик получит возможность формулировать собственное мнение,

нтролировать действия партнеров.



Регулятивные УУД:

-ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату.


Личностные УУД:

-ученик получит возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, получит возможность оценивать свою деятельность.

Методы обучения

-по характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

-по способу организации и осуществления познавательной деятельности:

словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урока:


I. Мотивация.

Психологический настрой. Создание положительного эмоционального настроя в классе.

Учитель:

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Вновь урок у нас сейчас!

- Ребята! Представьте, что на нас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь.

С хорошим настроением мы начинаем урок, на котором мы узнаем много интересного и удивительного.

Определите свое настроение (смайлики).

II. Актуализация знаний.

- Вспомним, какое сегодня число?

- День недели?

- Время года?

- Какой сейчас урок?

(на доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)

Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА (учитель прикрепляет на доску рядом с героями учебника карточку с вопросом КОГДА?)
- На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?
(Когда наступит суббота? Когда придёт лето?)
- Мудрая Черепаха приготовила задания для вас.

1.Игра «Да - Нет»

Мы будем играть в игру «Да – Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нем говориться, то вы будете говорить «да», а если не согласны, то « нет». (дети отвечают молча, показывая руками)

- В прошлом вы были взрослыми? (нет).

- Настоящее – это то, что происходит сейчас? (да)

- Суббота приходит после пятницы? (да)

- Первый день недели – это вторник? (нет)

- Лето наступает после весны? (да)

- Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы? (да)

- Понедельник, вторник, среда – это месяцы? ( нет)

- В году 12 месяцев? (да).

2. Отгадайте загадки.

(Зима. Весна. Лето. Осень.)

Как сказать одним словом, что это? (Времена года.)

III. Мотивация учебной деятельности.


Постановка учебной проблемы

Приём создания проблемной ситуации. Задание на столкновение противоречивых мнений.

-Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма и сказать, как зовут героя этого мультика.


Учитель включает фрагмент мультфильма «Умка». (Слайд)

-Как зовут этого медвежонка?

-Умка приглашает нас к себе в гости. Вы согласны? О чем бы вы хотели его спросить? Как вы, думаете, на какой вопрос мы сегодня должны ответить?(вопрос где?, где живут белые медведи?)


III. Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы и целей урока:

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Что узнаем? Чему научимся?

-Давайте сверимся с учебником, откройте на стр.12


- Ребята, а Муравьишке-Вопросику стало интересно узнать, а где же живут белые медведи? Кто знает?(выслушиваются ответы детей, что они знают об Арктике).


- Итак, сегодня мы должны ответить на вопрос: Где живут белые медведи?(на доске открывается тема урока)


- Ребята, а вам самим интересно узнать, где живут белые медведи? Тогда мы отправимся в научную экспедицию.

-Чтобы попасть в нужное нам место, нужно произнести волшебные слова, закрыв глаза:


Сто вопросов - сто ответов,

В них найду я сто секретов,

Все секреты я узнаю,

Глазки быстро открываю.


Учитель:

-Открываем глаза и смотрим внимательно.(Слайд)

-Где же мы, ребята? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно!

Ответы детей:

-Там, где всегда зима.

-На севере. В Арктике.

-Что – то мы не по погоде одеты, нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.  

- Проверяем. Что нам понадобится на севере?
(ответы учащихся: шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход).

-Путешествуя по территории нашей страны, мы уже говорили, что существуют места, где очень холодно. Одно из таких мест – острова Северного Ледовитого океана. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. Это место на Земле называют ещё Арктика. (Слайд)


-Практическая работа. Работа в парах. (на каждой парте лежит карта, дети показывают друг другу Северный полюс, Северный Ледовитый океан)


-Самооценка. Смайлики.


-Теперь найдем Арктику и Северный полюс на большой карте. Кто может показать?(дети показывают)


Учитель показывает глобус.

-Ребята, я думаю, вы знаете что это? (Слайд)

-Вспомните, что такое глобус.

- А вы обратили внимание, что его макушка белая, да и снизу глобус тоже белый. И ведь это неспроста. Как вы думаете, почему?(ответы детей)


-Так обозначены на глобусе два полюса – Северный и Южный, Арктика и Антарктика.


-Практическая работа. Работа в парах.

-Найдите на глобусе Северный полюс и Северный Ледовитый океан.


-Проверь себя по учебнику на стр.12

-Самооценка. Смайлики.


2. Физминутка.

А теперь,

Все дружно встали

и как мишки зашагали,

Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.


-Показ слайдов (рассказ Мудрой черепахи об Арктике)


- Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да)


- Откройте учебник по закладке на странице 12 . Внимательно рассмотрите. Прочитайте, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).

 - Но всё-таки, кто же хозяин на Северном полюсе? ( это, конечно, белый медведь.)

Компетентностно-ориентированное задание.

- Смотрите внимательно. У вас будет задание. Вы должны узнать, почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает? (Ответы детей)


Рассказ учителя с презентацией.

слайд - Могучих белых медведей называют «белым хозяином Северного полюса».

Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в тёплой красивой шкуре, под которой скрывается толстый слой жира. Шуба и жир не дают медведю замёрзнуть и помогают медведю плавать.

слайд - Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде. Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 500км от берега. Белый медведь прекрасно плавает и под водой.

слайд - Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой.

слайд - Чем питается мишка? Неужели мёдом, как его лесной брат - бурый мишка? Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские во­доросли, птичьи яйца. Животные, которые питаются мясом, рыбой называются …. Хищниками.

слайд - Рассмотрим нашего мишку повнимательнее. Лапы медведя имеют длинные крепкие когти для того, чтобы не скользить по льду, чтобы цепляться за кромку льда, когда надо вылезти из воды.

слайд - Подошва лап покрыты у медведя густой жесткой шерстью, поэтому лапы не мерзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки.

слайд – Даже в этих суровых условиях у белых медведей появляются детёныши. В Арктике очень часто можно видеть белую семейку.

слайд - Вот такой он – хозяин белых северных пустынь.


Проверка:

- Как медведь приспособился к жизни на Северном полюсе? Называйте, что помогает медведю выжить на Севере?

Модельный ответ.

Толстый слой жира.

Густой мех.

Строение головы.

Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами.

Белая окраска.

Умение плавать и нырять.

Почему медведи белые? (Они живут среди снега, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания).


- Молодцы. Много вы узнали о белом медведе.

- А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе?

(Слайды животные Арктики)


Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 12

- Найдите белого медведя.

- Прочитайте названия и рассмотрите животных, которые являются соседями белого медведя.

- Назовите зверей …… Птиц ……. Рыб……

- На кого из них может охотиться белый медведь?


3.Продолжение работы над темой.

-Мы с вами побывали в северной части земного шара в гостях у Умки. А теперь отправимся в гости к птицам.


- Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? ( Южный полюс)


-Кто знает как называется этот район Земли?(Антарктида)


- Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. А что вы знаете об Антарктиде? (ответы детей)

-Отправимся туда в путешествие? (да). Тогда закроем глаза и произнесём волшебные слова:

Сто вопросов - сто ответов,

В них найду я сто секретов,

Все секреты я узнаю,

Глазки быстро открываю.


Открываем глаза и смотрим внимательно.(Слайд)

- Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно)( Слайд)


- Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым). Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс.(Слайд)


-Практическая работа. Работа в парах.

-Найдите на карте и глобусе Южный полюс и Антарктиду. Покажите друг другу.

-Самооценка. Смайлики.


-А теперь, кто покажет на большой карте и на глобусе? (двое ребят работают у доски)


-Мудрая черепашка предлагает посмотреть еще один фрагмент из мульфильма.(«Приключения пингвиненка»)


-Кого вы увидели? Как его зовут? (ответы детей)

-Пингвиненок Лоло тоже приглашает нас в гости. Где живет эта птица?



- Посмотрите в учебнике на следующую страницу, страницу 13 . Прочитайте, какие еще животные живут в Антарктиде? (Альбатрос, пингвины, морской леопард, ледяная рыба)

(Слайды)


- Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвины.


4. Физминутка.

Пингвины предлагают отдохнуть.

Жили были три пингвина Пи, Па, По.
Хорошо и дружно жили Пи, Па, По.
Как то утром на рыбалку Пи, Па, По.
Зашагали в перевалку Пи, Па, По.

Жили были три пингвина,
Хорошо и дружно жили.
Жили были три пингвина,
Хорошо и дружно жили.

-Какие животные живут в Антарктиде? Рассмотрите с. 13 в учебнике.

-Здесь обитают птицы, которые не летают. О ком пойдёт речь? Что вы можете рассказать о них? (ответы детей)


-Рассказ учителя с показом слайдов.

-Это пингвины. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов они не делают - негде и не из чего. Но ведь на снег яйцо тоже не положишь – замёрзнет пингвинёнок! Мама –пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапках и согревать собственным пухом. Пингвины очень любят кататься с горки, но не на салазках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся.


-А боятся они вот кого – клыкастого и пятнистого , как леопард, тюленя – морского леопарда. Он, подкарауливая пингвинов, прячется под водой.

- Какие птицы живут в Антарктиде?

- Каких рыб можно встретить у берегов Антарктиды?


- Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой.


5.Физминутка для глаз.


- Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали.


IV. Закрепление изученного. Работа в тетрадях на стр.11 №1,№2.

-Проверка. Самооценка. Смайлики.


V.Итог урока.

- Ребята, Мудрая Черепаха хочет проверить, как мы работали на уроке. В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали?

(Северный Ледовитый океан и Антарктида) Покажите эти районы на глобусе.

- Какие полюса здесь расположены?

- Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)

-Чем отличаются? (ответы детей)
- Одни и те же или разные животные встретятся в этих районах? (разные)


-А давайте сверим свои выводы с выводами учебника на стр. 13 (читаем вывод по учебнику).

-Ответили ли мы на вопрос урока? (да)

-Какие цели ставили в начале урока? Какие достигли?

-А сейчас давайте проверим, как вы поняли изученный материал.


-Практическая работа в группах по 4 человека.

Учитель дает задание на самопроверку. На столах лежат копии карты полушарий и конверты (рисунки животных и названия зон), нужно расселить по зонам.

-Кому трудно, каким источником информации можно воспользоваться?


-Проверка на доске ( показывают дети 1 группы). У кого также покажите зеленые смайлики.

-Мудрая Черепашка предлагает вам дома подумать над тем:

-смогут ли белый медведь и пингвин встретится?

-где в нашем городе можно встретить этих животных?


VI.Самооценка.

-Оцените себя с помощью смайликов.


VII. Рефлексия.

Я молодец…

Я думал…

Я старался…

Я сделал открытие…

Урок окончен!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!