СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: И.С.Тургенев «Муму». Образ главного героя.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: И.С.Тургенев «Муму».  Образ главного героя.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: И.С.Тургенев «Муму». Образ главного героя.»

Тема урока: И.С.Тургенев «Муму».  Образ главного героя.

Цели урока:

 Учащиеся должны знать:

- содержание рассказа И.С.Тургенева «Муму»;

- систему образов героев.

уметь:

- определять главную мысль эпизода и всего текста;

- определять авторскую позицию;

- проводить анализ эпизода.

- находить языковые средства ( эпитет, сравнение) и определять их роль в тексте;

- ставить исполнительскую задачу и выразительно читать текст.

Вступительное слово учителя.

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

— Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?

— Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.

— Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.

Сегодня мы поговорим об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении, рассказе «Муму», великого русского писателя XIX века И.С.Тургенева.

- Дома вы прочитали рассказ «Муму». Я бы хотела узнать: какие чувства у вас возникали во время чтения?

- Кто вызвал у вас эти чувства?

- Назовем героев рассказа.

- На Руси, ребята, было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?

Сообщение ученика  о крепостном праве.

Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие  несколько тысяч «душ».

 Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

 Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

Чтение и анализ первых страниц рассказа.

При чтении первых строк рассказа голосом выделяю главные слова, над которыми пойдёт дальнейшая работа.

«Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…» «Славный он был мужик…»

- Как вы понимаете значение слова «замечательный»?

• хороший, лучший, исключительный

• заметный, выделяющийся, отличающийся от других

- В каком значении употребляет это слово Тургенев? Докажите свою точку зрения.

Учащиеся находят в тексте эпитеты и сравнения, выписывают их в тетрадь:

• «замечательное лицо», «славный мужик»

• «настоящий богатырь», «могучий, как дерево», как «молодой, здоровый бык».

- Какое свойство характера Герасима особенно подчёркивает Тургенев?

• умение и желание трудиться

Работа в группах.

- Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать в группах. (Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задания. После подготовки учащиеся каждой группы отвечают.)

1 группа – Как описывает автор Герасима? (И.С. Тургенев пишет: « Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок»

Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий.

2 группа - Отношение к труду. ( И.С. Тургенев пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...»)

Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность.

(Попутно объясняем слово «неистомная» - неутомимая, «славный» - очень хороший)



3 группа – Интерьер каморки. («...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

Вывод: нелюдимый, все делает основательно.

4 группа – Отношение окружающих к герою. ( Все в околотке стали уважать его после того, как Герасим расправился с ворами, незнакомые люди отмахивались и кричали на него. «Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, - а в коротких: он считал их за своих»)

Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью.

Обобщения и выводы учащиеся записывают в тетрадь:

Герасим

1. Настоящий богатырь, он работает за четверых.

2. Не знает усталости, хотя работает с утра до вечера.

3. Нелюдимый, все делает основательно.

4. Одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью. Весело было смотреть на него, когда он работает.

- Почему нарушился привычный ход жизни Герасима?

• Барыня взяла его из деревни

- Какой силой обладает старушка?

• Она помещица-крепостница, а Герасим – крепостной крестьянин, он полностью находится в её власти.

Проблемная ситуация.

- Какая работа легче: землю пахать или двор мести?

• «Конечно, мести двор»

- Чем занимался Герасим в деревне?

• Пахал землю, косил траву, молотил зерно.

- А что входило в обязанности Герасима в Москве?

• Воды в бочке привезти, дров наколоть, двор подмести.

- Как относился Герасим к своей работе?

• Любил во всём порядок – был ответственным; работал шутя, легко.

• Мебель в каморке была сделана его руками – умелый. Она такая же надёжная, как Герасим, - на него во всём можно положиться.

По ходу поисковой работы учащихся записываю на доске

в деревне в городе

пахал землю воды привезти

косил траву дров наколоть

молотил зерно двор подмести

тяжёлая работа лёгкая работа

трудолюбивый

умелый

серьёзный

ответственный

надёжный

«Весело было смотреть «Бросался на землю лицом и целые

на то, как он работал.» часы лежал на груди неподвижно…»

Проблемный вопрос.

- Почему Герасиму в городе жилось труднее, чем в деревне?

• Герасим оторван от родной земли, которая давала ему богатырские силы и величие.

• Он тоскует по своей земле, поэтому подолгу лежит на земле на груди, как будто старается обнять эту землю, передать ей свою любовь.

• В городе Герасим чувствует себя как пойманный зверь.

«Он шёл по нём [по шоссе] с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперёд…»

- Похож ли Герасим сейчас на пойманного зверя? Почему изменился Герасим?

Выводы.

- Почему же Герасим – «самое замечательное лицо» из всей дворовой челяди? (Богатырь, трудолюбивый, во всём порядок, все уважают, нет больше таких людей среди челяди.)

- Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?

- Каково авторское отношение автора к главному герою? (Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя).

- В завершении урока составим составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна.

Герасим

Могучий, работящий.

Служит, любит, работает.

Имеет широкую деревенскую душу.

Протест.

Домашнее задание.

Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!