Языковые цели | Слушают презентации работ групп и дополняют вопросами (навык слушания); Письменно создают свои собственные источники современности (навыки письма); Работа с историческими источниками (навык чтения). Работа в группах при проведении исследования материалов информационных текстов и исторических источников, а затем предоставлять устный отчет результатов своей работы перед классом (навыки чтения, письма, аудирования и устных высказываний). Лексика и терминология, специфичная для предмета: Хроника, летопись, источники, летописцы, рукопись. Полезные выражения для диалогов и письма: На основе источника можно подвести такой итог, что... В китайских и арабских источниках содержится .... Источники имеют значимость, так как ... Например… ...наиболее важнее, потому что.... |
Середина урока 20 мин | Исследование и анализ У Для проведения исследования разделите учащихся на группы и организуйте работу с источниками. Задание №1. Г Группам раздаются материалы о хозяйстве и ремесле кочевников из источников средневековья (Приложение 1). Каждая группа выполняет следующие задания: 1-группа: определяет особенность хозяйства кочевников, основываясь на источниках; 2-группа: сравнивает и выявляет сходства и различия в материалах китайских и арабских источниках; 3-группа: оценивает значимость источников, приводя 4-5 аргумента. Г Участники группы презентуют итоги своей работы (в виде постера, кластера, инфографики, сообщения, доклада и др.). Оценивание. Взаимооценивание групп по составленным критериям оценивания. Возможные критерий: -раскрытие темы; -приведение аргументов и фактов; -креативное оформление работы Интерпретация Г/П В целях подробного анализа источников раздайте каждой группе/паре учащихся по 3 карточке. Задача каждой группы/пары провести подробный анализ источника, описываемой на карточках. Карточка №1 Описывая их быт, Ибн Хордадбех отмечал, что у тюрок «нет селений и укреплений, они живут только в тюркских ребристых шатрах, в которых вместо гвоздей ремни из шкур животных и коров и которые покрыты войлоком. Они - самый искусный народ в изготовлении войлока, потому что из него их одежда.... Пища их - только молоко кобылиц, и они едят их мясо, а больше всего едят дичь... И нет города из городов Хорасана, который бы не воевал с тюрками и с которым бы не воевали тюрки всех племен». Карточка №2 Арабский путешественник конца X века Ибн-Хаукаль описал ландшафт некоторых городов огузов: «Исфиджаб содержит в себе шахристан, цитадель и рабад, Цитадель лежит в развалинах и обитаемы лишь шахристан и рабад. В рабаде расположены сады и проведены оросительные каналы. Городские строения из глины. Все базары расположены в шахристане и рабаде, а дворец правителя, тюрьма и соборная мечеть — в шахристане. Исфиджаб — город цветущий и обильный урожаями». Карточка №3 Китайцы отмечают поразительно высокое развитие хозяйства тюрок, которые поставляли в Китай железные изделия. Так, в хронике «Тан-Шу» говорится, что не все тюркские племена жили в юртах: «Живут в избах, покрытых берестой. У них много хороших пород лошадей». Критерии к работе с карточками: Заполните «пирамиду» текста. 1. О чём источник. 2. Главная мысль 3. Ценность источника. 4. Ваши выводы 5. Собственное мнение о прочитанном. К Организуйте всеклассовое обсуждение вопроса: «Какие сведения о тюрках содержатся в китайских и арабских источниках?». Учащиеся дают аргументированные обоснования. | Асфендияров С.Д. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Алма-Ата, 1935. стр. 30–31. Асадов Ф. М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье — Баку: Элм, 1993. — 204 с. Н. Я. Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» [Бичурин, 1950 Б.Е. Кумеков Государство кимаков IX-X вв. по арабским источникам. // Алма-Ата: 1972. 156 с. |
При общем обсуждении в классе выявляется уровень понимания учащимися вопросов, развитие навыков критического мышления и работы с историческими источниками. Более способные учащиеся смогут анализировать и интепретировать источники. Большинство учащихся в классе смогут определить ценную информацию из хозяйства кочевников. Некоторые учащиеся могут выявлять особенности хозяйства кочевников. | Устная оценка, проводится индивидуальное, парное оценивание | Для сохранения здоровья учеников в случае необходимости, рекомендуется проводить физкультминутки. Выключить интерактивную доску в ненужное время. |